Поступила: 25.07.2023
Принята к публикации: 01.07.2023
Дата публикации в журнале: 22.08.2023
Ключевые слова: музыкальная культура; музыкальное образование; восприятие музыки
Страницы: 166-173
DOI: 10.11621/npj.2023.0316
Доступно в on-line версии с: 22.08.2023
Акишина, Е.М. (2023). Развитие музыкальной культуры обучающихся на основе восприятия отечественной музыки 2-й половины ХХ века. Национальный психологический журнал, 18(3) , 166-173. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0316
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьЦель. Анализ потенциала отечественной музыки 2-й половины ХХ века в приобщении обучающихся к традиционным российским ценностям и особенностей ее восприятия современными школьниками.
Результаты. В результате анализа образовательных программ и репертуара музыкального образования в разных типах образовательных организаций обоснована необходимость приобщения обучающихся к отечественной музыкальной культуре на основе восприятия отечественной музыки 2-й половины ХХ века. Раскрыт воспитательный потенциал современных отечественных музыкальных произведений в интериоризации обучающимися традиционных российских ценностей, подходы к проектированию программ и отбору репертуара музыкального образования.
Выводы. Новыми вызовами времени обусловлена необходимость обновления программ музыкального образования для углубления знакомства обучающихся с отечественной музыкальной культурой. Восприятие обучающимися отечественных музыкальных произведений должно осуществляться как в историко-культурном, так и в актуальном современном контексте. Музыкальная культура представляет собой целостный феномен, многообразную иерархическую систему отношений, включая философско-эстетические и этические основания ценностного отношения к музыкальному искусству, разнообразные виды музыкально-творческой деятельности. Для эффективности непрерывного музыкального образования необходимо обращение к современной музыкальной культуре. Погружение обучающихся в музыкальный континуум современной культуры создает условия, в которых более органично проходит не только музыкально-творческое развитие обучающихся, но и формирование качеств подлинного «человека культуры», духовности, нравственности, патриотизма. В основе музыкального восприятия лежит способность слышать и переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности, что обусловливает его мощное влияние на формирование личности. Музыка призвана развивать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре родной страны
Веремьев А.А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи // Искусство и образование. 2002. № 3. С. 4–11.
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.
Кудрявцев В.Т., Слободчиков Б.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской академии образования. 2001. № 4. C. 4–46.
Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. Восприятие музыки / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980.
Нестеренко А.С. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветный мир, звучи!». М.: ООО «Новое образование», 2015.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.
Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях. Когда все искусства вместе. М.; Мурманск: МГПИ, 1995.
Акишина, Е.М.Развитие музыкальной культуры обучающихся на основе восприятия отечественной музыки 2-й половины ХХ века. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. , 166-173. doi: 10.11621/npj.2023.0316
Скопировано в буфер обмена
Скопировать