Поступила: 10.02.2023
Принята к публикации: 14.06.2023
Дата публикации в журнале: 22.08.2023
Ключевые слова: художественная культура; детский рисунок; методы систематизации; критерии художественной культуры
Страницы: 156-165
DOI: 10.11621/npj.2023.0315
Доступно в on-line версии с: 22.08.2023
Фомина, Н.Н. (2023). Изучение детского рисунка как явления художественной культуры. Национальный психологический журнал, 18(3) , 156-165. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0315
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьЦель. Раскрыть метод изучения детского рисунка как явления художественной культуры, прошедший апробацию и нашедший отражение в научных исследованиях и результатах художественного творчества детей. Этот период определяется 1910–1920 годами.
Методы. Анализ психолого-педагогической и культурологической литературы по проблеме, сопоставительный комплексный анализ результатов художественного воспитания и программно-методических документов.
Результаты исследования. Показана психолого-педагогическая ценность и введена в научный оборот коллекция детских рисунков, сформированная А.В. Бакушинским и его коллегами в период работы в Государственной академии художественных наук (1921–1929), ныне являющаяся частью Международной коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологии РАО, как часть его психолого-педагогического наследия. Раскрыты методы систематизации, описания, изучения детского творчества, анализа и обобщения результатов художественного развития с позиций художественной культуры, психологии и педагогики своего времени.
Выводы. Исследование А.В. Бакушинского и его учеников представляет идеальную модель научно обоснованной системы эстетического воспитания, нацеленной на формирование художественной культуры личности, способной на творческое изобретение в области избранного дела.
Воронов В.С. По поводу выставки «Детское творчество» // Вестник воспитания. 1916. № 4. С. 105–109.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.
Изобразительное искусство. № 1: Журнал Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Петербург, 1919.
Искусство в трудовой школе / Под ред. А.В. Бакушинского. М.: Новая Москва, 1926.
Кандинский В.В. О духовном в искусстве (живопись). Ленинград, 1989.
Королев Ф.Ф. и др. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921–1931. М.: АПН РСФСР, 1961.
Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.
Лихачев Д.С. Текстология. Л.: Наука, 1983.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII — начала XIX века). СПб.: Искусство, 1994.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.
Программа преподавания изобразительного искусства в Единой Трудовой Школе. Петроград: Госиздат, 1921.
Программы для I и II ступени семилетней единой трудовой школы. М.: Госиздат, 1921.
Салон В. Издебского. Каталог интернациональной выставки картин, скульптуры, гравюры и графики. С.-Петербург: Тип. Ф.Н. Альтшулера, 1909.
Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912. Т. 1. Петроград, 1914.
Фомина Н.Н. Деятельность А.В. Бакушинского в Государственной академии художественных наук (к 100-летию ГАХН) // Искусство в школе. 2021. № 3. С. 5–12.
Фомина Н.Н. Изучение творчества детей в ГАХН // Искусствознание. 1998. № 1. С. 303–309.
Фомина Н.Н. Художественное воспитание детей в культуре России первой половины ХХ века: дисс. … д-ра пед. наук. М., 2002.
Фомина Н.Н. Художественно-творческое развитие детей по А.В. Бакушинскому Художественное творчество и воспитание / Под ред. Н.Н. Фоминой. М.: Карапуз, 2009.
Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. М.: Просвещение, 1987.
Щербаков В.С. Изобразительное искусство: обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969.
Фомина, Н.Н.Изучение детского рисунка как явления художественной культуры. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. , 156-165. doi: 10.11621/npj.2023.0315
Скопировано в буфер обмена
Скопировать