ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Понимающий анализ детских сочинений как средство выявления «созидательной инициативы»

Понимающий анализ детских сочинений как средство выявления «созидательной инициативы»

Скачать в формате PDF

Поступила: 23.01.2023

Принята к публикации: 02.06.2023

Дата публикации в журнале: 21.08.2023

Ключевые слова: созидательная инициатива; понимание; понимающий анализ; точка зрения; творчество; свобода; пространство заданного; пространство возможного; литературно-творческое развитие

Страницы: 147-155

DOI: 10.11621/npj.2023.0314

Доступно в on-line версии с: 21.08.2023

Для цитирования статьи:

Новлянская З.Н. Понимающий анализ детских сочинений как средство выявления «созидательной инициативы». // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.147-155. doi: 10.11621/npj.2023.0314

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Новлянская Зинаида Николаевна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. В современной отечественной психологии одаренности заметное место занимают исследования инициативы в различных её аспектах. Автором исследуется созидательная инициатива, которая проявляется не в открытии чего-либо объективно существующего, а в создании ещё не бывшего. В частности, индивидуального художественного образа.

Цель. Исследование направлено на раскрытие специфики понимающего анализа детских творческих сочинений как средства выявления «созидательной инициативы» автора, его целей и намерений, которые проявляются в действиях, выходящих за рамки предложенного задания.

Выборка. В исследовании принимали участие 37 учеников младших классов одной из школ г. Москвы, которые обучались по программе Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла», разработанной для системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Методы. В статье рассматриваются произведения литературно-художественного творчества младших школьников, выполненные в условиях обучения литературе по развивающей программе Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» (Кудина, Новлянская, 2005). Автор кратко излагает теоретические основания этой программы и описывает методический принцип смены позиций автора и читателя, лежащий в основе обучения.

Результаты. Приводятся примеры понимающего анализа сочинений, созданных в процессе освоения понятия «точка зрения». Рассматриваются произведения разного уровня понимания поставленной задачи и наличия авторской инициативы в детском сочинении. При этом автор, исходя из убеждения, что литературно-творческое развитие в принципе доступно каждому ребенку, особо подчеркивает, что даже в слабом сочинении понимающий анализ позволяет обнаружить зародыш самостоятельного замысла, заслуживающий того, чтобы его заметить и поддержать. Поэтому специальное внимание в статье уделяется руководству коллективным обсуждением детских сочинений, которое призвано помочь маленькому автору не только увидеть недочеты своей работы, но, главное, осознать наиболее ценное в ней, что он может совершенствовать в следующих сочинениях.

Выводы. Одним из главных выводов исследования становится утверждение, что внимание к детскому литературному творчеству и овладение понимающим анализом его результатов является недостающим звеном в профессиональной подготовке будущих преподавателей литературы.

Литература

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Самара: Издательский дом «Федоров», 2009.

Богоявленская Д.Б. Механизм творчества: почему мы открываем новое // Вопросы философии. 2021. № 9. С. 82–89.

Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.

Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии. М.: МГППУ, 2011.

Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система. СПб.: Питер, 2023.

Вебер М. Избранные труды. М.: Прогресс, 1990.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.

Дильтей В. Описательная психология. М.: Современный гуманитарный университет, 2001.

Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение. Программа. 1–4 классы. Литература. Программа. 5–11 классы. М.: Издательство Оникс, 2005.

Мелик-Пашаев А.А. Диагностика намерений // Музыкальное искусство и образование. 2015. № 3. С. 44–53.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф. Психологические основы художественного развития. М.: МГППУ, 2006.

Новлянская З.Н. Становление авторской позиции в детском литературном творчестве. М.: Авторский клуб, 2016.

Новлянская З.Н. «Сотворчество понимающих». О курсе Литературы в системе развивающего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 4. C. 71–80.

Новлянская З.Н. Можно ли учить творчеству? О проявлениях детской инициативы в процессе развивающего обучения литературе // Вопросы психологии. 2022. № 2. С. 111–123.

Потебня А.А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Цукерман Г.А., Билибина Т.М., Виноградова О.М., Обухова О.Л., Шибаева Н.А. О критериях деятельностной педагогики // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 3. С. 105–116.

Шпрангер Эд. Формы жизни. М.: «Канон+», 2014.

Эльконин Б.Д. Психология развития с позиции культурно-исторической концепции. М.: Авторский клуб, 2022.

Юнг К. Избранные труды по аналитической психологии. Цюрих, 1939
Для цитирования статьи:

Новлянская З.Н.Понимающий анализ детских сочинений как средство выявления «созидательной инициативы». // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.147-155. doi: 10.11621/npj.2023.0314

Скопировано в буфер обмена

Скопировать