ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Взаимосвязь личностных характеристик и копинг-стратегий у актеров

Взаимосвязь личностных характеристик и копинг-стратегий у актеров

Скачать в формате PDF

Поступила: 27.02.2023

Принята к публикации: 30.05.2023

Дата публикации в журнале: 21.08.2023

Ключевые слова: актер; личностные характеристики; стресс; копинг-поведение; стратегии совладания

Страницы: 87-97

DOI: 10.11621/npj.2023.0309

Доступно в on-line версии с: 21.08.2023

Для цитирования статьи:

Лыкова Т.А., Петракова А.В. Взаимосвязь личностных характеристик и копинг-стратегий у актеров. // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.87-97. doi: 10.11621/npj.2023.0309

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Лыкова Татьяна Анатольевна Психологический институт Российской Академии Образования, Российский институт театрального искусства — ГИТИС

Петракова Анастасия Владимировна Психологический институт Российской Академии Образования

Аннотация

Актуальность. Специфика профессиональной деятельности актеров, предполагающая высокую конкуренцию, публичный характер профессии, постоянное задействование эмоциональных и коммуникативных навыков в процессе сценического перевоплощения в сочетании со своеобразием склада личности актера и значимости личностных качеств для профессиональной успешности в совокупности определяют актуальность исследования используемых актерами стратегий совладания со стрессом.

Цель. Выявление взаимосвязей между личностными особенностями и стратегиями совладания со стрессом у представителей актерской профессии.

Методы. В исследовании применялись психодиагностические методики: опросник Р.Б. Кеттелла 16 PF, опросник способов совладания С. Фолькмана и Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой. На основе корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи личностных характеристик и используемых респондентами копинг-стратегии.

Результаты. Показано, что частота использования всех копинг-стратегий актерами находится на среднем уровне, при этом проблемно ориентированные стратегии используются реже, по сравнению со стратегиями отделения себя от проблемы, восстановления эмоционального равновесия. Личностные характеристики, зафиксированные шкалами опросника Р.Б. Кеттелла Е (доминантность) и L (подозрительность) отрицательно связаны с использованием стратегий «планирование решения проблемы» (r = –0,63, р = 0,01 для шкалы Е) и «поиск социальной поддержки» (r = –0,55, р = 0,01 для шкалы L).

Выводы. Сопоставление полученных в исследовании результатов с данными схожих работ прошлых лет позволило выявить динамику личностных характеристик, свойственных актерам. В современных условиях для представителей актерской профессии особо актуальными становятся стремление к доминированию, лидерству, готовность к публичности. Обнаружено, что личностные характеристики подозрительность и дипломатичность играют важную роль при выборе актерами копинг-стратегий в стрессовых ситуациях. Полученные результаты указывают на необходимость специальной разработки системы психологической поддержки и сопровождения не только начинающих, но и опытных актеров.

Литература

Вачков И.В., Савенкова М.А. Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг-стратегий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия. Педагогика и психология. 2019. № 3 (49). С. 84–95.

Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. М.: Когито-Центр, 2001.

Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества. М.: Когито-Центр, 2003.

Дрыгина А.С. К вопросу о взаимосвязи эмоционального интеллекта и копинг-поведения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2018. № 2. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vzaimosvyaziemotsionalnogointellekta-i-koping-povedeniya (дата обращения: 21.02.2023).

Ивашкина М.Г., Чернов Д.Н., Радчикова Н.П. и др. Роль темперамента и личности в предпочтении стратегий совладающего поведения у студентов-медиков // Психологические исследования. 2021. Т. 14, № 79. [Электронный ресурс] // URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/115/62 (дата обращения: 15.02.2023). doi: 10.54359/ps.v14i79.115

Кабдиева С.Д. Театр периода пандемии // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2020. № 2. С. 200–206.

Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001.

Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112.

Кузнецова А.С., Шипарева О.В. Профессия «актер»: о способах саморегуляции эмоциональных состояний // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. № 1. С. 50–58.

Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970.

Некрашевич В.В. Проблемы функционирования театра в условиях пандемии COVID-19: опыт государственного русского драматического театра имени Н.А. Бестужева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 58. С. 188–195. doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-188-195

Переверзева А.А. Существование театральной школы во время пандемии: проблемы и пути решения. Российская театральная школа в XXI веке: Материалы Второй Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 40-летия Ярославского государственного театрального института, Ярославль, 25 ноября 2020 года / Под ред. И.В. Азеева. Ярославль: Ярославский государственный театральный институт, 2021.

Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования. 2011. № 3 (17). [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.02.2023).

Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. М.: Речь, 2005.

Рубцова Н.Е., Сергиенко Е.Л. Способности актеров к совладающему поведению в условиях стрессовых ситуаций. Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Международной научной конференции Кострома: в 2 томах, Кострома, 26–28 сентября 2019 года. Т. 1. Кострома: Костромской государственный университет, 2019.

Сергиенко Е.Л. Психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности актера: дисс. ... канд. психол. наук. Тверь, 2018.

Собкин В.С. Опыт исследования личностных характеристик студента-актера. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов / Под ред. А.Л. Гройсмана. М., 1984.

Собкин В.С., Лыкова Т.А. Личностные особенности и реакции на фрустрацию (по результатам исследования студентов-актеров) // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 1 (99). С. 7–28. doi: 10.17759/cpp.2018260102

Собкин В.С., Лыкова Т.А., Сиян М.В. Обучение актеров: компетенции или способности // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 4. C. 90–101. https://doi.org/10.17759/chp.2022180409

Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Психология актера: начало профессионального пути. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2021.

Собкин В.С., Феофанова Т.А. Личностные особенности студентов-актеров разных поколений: инвариантность и изменчивость // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 32–47.

Харламенкова Н.Е., Быховец Ю.В., Дан М.В. и др. Переживание неопределенности, тревоги, беспокойства в условиях COVID-19. М.: ИП РАН, 2020.

Duschek, S., Bair, A., Haux, S., Garrido, A., Janka, A. (2020). Stress in paramedics: relationships with coping strategies and personality traits. InternationalJournal of Emergency Services, 9 (2), 203–216.

Fink, G. (2009). Stress: Concepts, Definition and History. In L.R. Squire (Eds.), Encyclopedia of Neuroscience (pp. 549–555). New York: Academic Press.

Karimzade, A., Besharat, M.A. (2011). An investigation of the Relationship Between Personality Dimensions and Stress Coping Styles. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 30, 797–802.

Lazarus, R.S., Folkman, S. (1984). Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer.

Maslach, C., Schaufeli, W.B., Leiter, M.P. (2001). Job Burnout. Annual Review of Psychology, 52, 397–422.

Schonfeld, I.S., Bianchi, R., Luehring-Jones, P. (2017). Consequences of Job Stress for the Mental Health of Teachers. In T. McIntyre, S. McIntyre, D. Francis (Eds.), Educator Stress. Aligning Perspectiveson Health, Safety and Well-Being (pp. 55–75). Cham: Springer.

Storm, K., Rothmann, S. (2003). The relationship between burnout, personality traits and coping strategies in a corporate pharmaceutical group. SA Journal of Industrial Psychology, 29 (4). (Retrieved from https://hdl.handle.net/10520/EJC88979) (review date: 18.02.2023).

Vollrath, M., Torgersen, S. (2000). Personality types and coping. Personality and Individual Differences, 29 (2), 367–378.
Для цитирования статьи:

Лыкова Т.А., Петракова А.В.Взаимосвязь личностных характеристик и копинг-стратегий у актеров. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.87-97. doi: 10.11621/npj.2023.0309

Скопировано в буфер обмена

Скопировать