Поступила: 20.06.2023
Принята к публикации: 01.07.2023
Дата публикации в журнале: 21.08.2023
Ключевые слова: стихотворение; психологический анализ; персонаж; цветовые предпочтения; переживание; роль ритма; авторский смысл; интерпретация текста
Страницы: 72-86
DOI: 10.11621/npj.2023.0308
Доступно в on-line версии с: 21.08.2023
Собкин, В.С. (2023). Опыт психологического анализа стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет». Национальный психологический журнал, 18(3) , 72-86. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0308
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьЦель. Психологический анализ содержания стихотворения Пастернака «Снег идет», анализ особенностей влияния на понимание смысла таких аспектов, как многозначность значения слов, использования цвета, пространственно-временных характеристик, ритма.
Методы. Использованы методы структурно-семиотического и психолингвистического анализа поэтического текста для интерпретации смысла поэтического высказывания.
Результаты. Проанализировано своеобразие приемов «смыслового монтажа», основанных на использовании многозначности значений слова. Показано, как многозначность значений слова позволяет автору художественно оправдать тематические переходы в развитии содержания стихотворения. Проведен психологический анализ влияния композиционного приема объединения отдельных строк в ритмическую целостность на ориентировку читателя в выделении смысловой доминанты в тексте стихотворения. Охарактеризован феномен «удержания» и воспроизведения автором своих личных переживаний с помощью определенных ритмически организованных структур текста стихотворения, когда ритмически оформленная структура выступает как особое знаковое средство (подобно «узелку на память») для фиксации на подсознательном уровне значимых жизненных переживаний.
Выводы. Зафиксировано влияние феномена «двоения значений слова» как на актуализацию состояния личностной проблематизации у лирического героя стихотворения, так и на включение элементов жизненного контекста поэта, их «вливание» в смысловую структуру текста. Показана возможность использования принципов анализа цветовых предпочтений по методике М. Люшера на содержательную интерпретацию изменения психологических состояний лирического героя стихотворения в ходе развития сюжета.
Белый А. Стихотворения и поэмы. М.: Советский писатель, 1966.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2021.
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: АСТ, 2019.
Жолковский А.К. Поэтика Пастернака. Инварианты, структуры, интертексты. М.: Новое литературное обозрение, 2011.
Кнебель М.И., Лурия А.Р. Пути и средства кодирования смысла // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 77–83.
Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. Т. 1. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2015.
Монтаж аттракционов, или 90 лет спустя. Первоначальный вариант статьи С. Эйзенштейна / публ., вступл. и комм. В. Забродина // Вопросы театра. Proscaenium. 2016. № 1–2. С. 281–297.
Пастернак Б.Л. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015.
Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том шестой. М.: Изд. Академии наук, 1957.
Собкин В.С. «Ах, «Бедная Лиза», Ах» – опыт психологического анализа повести Н.М. Карамзина» // Национальный психологический журнал. 2020. № 2 (38). С. 109–147 https://doi.org/10.11621/npj.2020.0210
Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского. М.: Институт социологии образования РАО, 2015.
Собкин В.С. Мультфильм как средство социально-психологического анализа морально-нравственного развития ребенка (по материалам исследования 1985 и 2006 гг.) // Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI, Вып. XIX. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. С. 73–10.
Собкин В.С. «Трагикомедия исканий» Льва Выготского: опыт реконструкции авторских смыслов. М.: МГУ, 2022.
Собкин В.С., Маркина О.С. Фильм «Чучело» глазами современных школьников. Труды по социологии образования. Т. XIV, Вып. XXV. М.: Институт социологии образования РАО, 2010.
Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера: практическое руководство. СПб.: Речь, 2012.
Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984.
Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский, собр. сочинений в 8 т. Т. 3. М.: Искусство, 1955.
Тарковский А.А. Запечатленное время. Архивы, документы, воспоминания. М.: Подкова: Эксмо-Пресс, 2002.
Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр / Тынянов Ю.Н. Поэтика, История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 227–254.
Фотиева Н.А. Поэт и проза: книга о Пастернаке. М.: Новое литературное обозрение, 2003.
Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. Тбилиси: Мерани, 1991.
Цветаева М.И. Поэма лестницы. / Сочинения: в 2 т. Т. 1. Минск: Народная асвета, 1988. С. 377–390.
Собкин, В.С.Опыт психологического анализа стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет». // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. , 72-86. doi: 10.11621/npj.2023.0308
Скопировано в буфер обмена
Скопировать