ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
О пластической составляющей творчества

О пластической составляющей творчества

Скачать в формате PDF

Поступила: 23.01.2023

Принята к публикации: 03.06.2023

Дата публикации в журнале: 21.08.2023

Ключевые слова: креативность; одаренность; тревожность; пластичность; активность; созерцание; созерцание; андрогиния; Зеньковский; Платон; Юнг; Антоний Сурожский

Страницы: 46-54

DOI: 10.11621/npj.2023.0306

Доступно в on-line версии с: 21.08.2023

Для цитирования статьи:

Мелик-Пашаев А.А. О пластической составляющей творчества. // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.46-54. doi: 10.11621/npj.2023.0306

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Мелик-Пашаев Александр Александрович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. Проблематика творчества и одаренности, в силу специфики предмета, плохо поддается традиционным методам научного исследования. Кроме того, психология занята почти исключительно интеллектуальной одаренностью, а проблематика одаренности художественной остается наименее разработанной.

Цель работы — наметить путь к пониманию определяющих личностных качеств художника-творца как психологических условий зарождения и осуществления художественных замыслов.

Методы исследования — анализ и обобщение данных психологической, философской, богословской литературы и самоотчетов мастеров искусств по проблемам художественного творчества и творческой природы человека.

Результаты. Показано, что нельзя понять суть художественно-творческой одаренности путем изучения статистически связанных с нею отдельных личностных черт. Перспективен другой путь — изучение одаренности как свободного проявления инициативы в той или иной деятельности. Но эту активность должна дополнять и предварять «пластическая» способность созерцательно воспринимать действительность. Как свидетельствуют сами мастера искусств, истинно художественный замысел первоначально не порождается произвольной активностью художника, а воспринимается им как нечто неожиданное для него самого и требующее реализации средствами того или иного искусства.В связи с этим в статье ставится вопрос о «мужеско-женской» андрогинной природе творческой личности. Приводятся примеры того, как осмысливалась эта проблема на телесном, душевном и духовном уровнях.

Выводы. Художнику, как и преподавателю художественных дисциплин, нужно преодолеть односторонне «маскулинный» подход к творчеству как к творческой деятельности и обратить внимание на необходимость воспитывать в себе (или в своих учениках) способность к творческому созерцанию жизни. Эта духовно-практическая задача не может быть решена с помощью методических рекомендаций общего порядка, она требует индивидуальной внутренней работы. Но существуют примеры, которые показывают, что она разрешима, и подсказывают возможные пути решения. А благоприятные психологические предпосылки, которыми наделены дети, делают ее разрешимой и в педагогической практике.

Литература

Антоний. Митрополит Сурожский. Труды. Часть первая. М.: Практика, 2002.

Антоний. Митрополит Сурожский. Труды. Часть вторая. М.: Практика, 2007.

Ахматова А.А. Бег времени. М., Л.: Советский писатель, 1965.

Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.

Богоявленская Д.Б. Механизмы творчества: почему мы открываем новое? // Вопросы философии. 2021. № 9. С. 82–89.

Гете И.-В. Поэзия и правда. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 3. М.: Издательство художественной литературы, 1976.

Дружинин В.Н. Когнитивные способности, диагностика, развитие. М.: ПЭР СЭ; СПб.: Иматон, 2001.

Зеньковский В.В. Проблема психической причинности. Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1914.

Идеи эстетического воспитания. Т. 1. М.: Искусство, 1973.

Кашапов М.М., Кудрявцева А.А. Тревожность и тревога как личностный ресурс // Ярославский психологический вестник. 2001. № 1 (49). С. 22–26.

Лопатин Л.М. Вопрос о свободе воли. М.: Типография А. Гатцука, 1889.

Максимова С.В. Влияние взаимодействия родителей с детьми на проявление творческой активности детей // Внешкольник. 2010. № 4. С. 35–40.

Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. М.: Прогресс-традиция, 2000.

Мелик-Пашаев А.А. Доминанта и творчество // Вопросы психологии. 2020. № 3. С. 80–91.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Истоки и специфика детского художественного творчества. М.: Навигатор, 2014.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в ребенке // Национальный психологический журнал. 2022а. № 3 (47). С. 26–34.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Психология художественного творчества. М.: Издательство Московского университета, 2022б.

Мертон Т. Внутренний опыт. Заметки о созерцании. М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиереем Александром Менем, 2011.

Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Класс. 2001.

Никоненко Н.В. Взаимосвязь креативности и тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.

Новлянская З.Н. Учение и творчество. М.: ПИ РАО, 2010.

Новлянская З.Н. Становление авторской позиции в детском литературном творчестве. М.: Авторский клуб, 2016.

Новлянская З.Н. Можно ли учить творчеству? О проявлениях детской инициативы в процессе развивающего обучения литературе // Вопросы психологии. 2022. Т. 68, № 2. С. 111–123.

Платон. Избранные диалоги / Под ред. В. Асмус. М.: Издательство художественной литературы, 1965.

Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2009.

Пришвин М.М. Силой родственного внимания. М.: Искусство в школе, 1996.

Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Государственное издательство художественной литературы. 1949.

Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Психология актера: начало профессионального пути. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2021.

Толстой А.К. Полное собрание сочинений. Т. 1. С.-Петербург.: Издание А.Ф. Маркса, 1907

Тютчев Ф.И. Лирика. М.: Наука. 1965.

Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М.: Сфера, 1997.

Цветаева М.И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991.

Цукерман Г.А. О критериях деятельностной педагогики // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 3. С. 105–116.

Чехов М.А. Дневник о Кихоте. Литературное наследие. Т. 2. М.: Искусство, 1995.

Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. М.: Карьера Пресс, 2019.

Щебланова Е.И., Петрова С.О. Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 4. С. 97–106.

Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. М.: Издательство АСТ, 1988.

Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного. Архетип и символ. М.: Renaissance, 1991.

Юнг К. Психологическая проблематика брака. Дух в человеке, искусстве, литературе. Минск: Харвест, 2003.

Ardalan, N., Bakhtiar, L. (1973). The Sense of Unity: The Sufi Tradition in Persian Architecture. Chicago and London: University of Chicago Press.

Bem, S.L. (1974). The measurement of psychological androgyny. J. of Consulting and Clinical Psychology, 42 (2), 155–162.

Coomarasvamy, A. (1956). The transformation of nature in art. N.Y.: Dover Publications, Inc.

Galton, F. (1869). Hereditary genius. An inquiry into its laws and consequences. L.: Macmillan Publishers.

Renzulli, J.S. (2012). Reexamining the Role of Gifted Education and Talent Development for the 21st Century: A Four-Part Theoretical Approach. Gifted Child Quarterly, 56 (3), 150–159.

Rinn, A.N., Majority, K.L. (2018). The social and emotional word of the gifted. In S.I. Pfeiffer (Eds.), Handbook of Giftedness in Children (pp. 49–63). Cham: Springer.
Для цитирования статьи:

Мелик-Пашаев А.А.О пластической составляющей творчества. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.46-54. doi: 10.11621/npj.2023.0306

Скопировано в буфер обмена

Скопировать