Поступила: 19.02.2023
Принята к публикации: 13.06.2023
Дата публикации в журнале: 18.08.2023
Ключевые слова: фотография; эстетика; иконическая память; эйдетика; развитие памяти; зрительное восприятие; ностальгия
Страницы: 35-45
DOI: 10.11621/npj.2023.0305
Доступно в on-line версии с: 18.08.2023
Нуркова В.В. Почему все фотографии красивы? О гедонистическом эффекте эйдетики фотографии. // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.35-45. doi: 10.11621/npj.2023.0305
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьЦель. Обзор основных результатов психофизического и психосемантического подходов к эстетике фотографии. Формулировка и обоснование авторской гипотезы тотального гедонистического эффекта восприятия фотографии, базирующейся на интерпретации фотографии как культурного средства развития психологического феномена эйдетики.
Методы. Теоретический анализ литературы, выполненной в оптике эстетической психофизики и психосемантики фотографии. Разработка теоретической гипотезы на основе методологии культурно-исторической психологии.
Результаты. Анализ источников психофизического подхода показал, что такие объективные признаки изображения, как контраст, резкость, зернистость и соответствие композиционному правилу «золотого сечения» вносят вклад в оценку привлекательности фотографии. Однако применение методов психосемантики позволило обнаружить более специфические категории, опосредствующие оценку красоты фотографии: Знакомость/Предсказуемость, Динамизм, Монохромность и Временная дистанция. Вместе с тем я предположила, что указанные подходы не учитывают статус фотографии как культурного средства сверхкомпенсации биологических ограничений зрительного восприятия и иконической памяти. В этой перспективе, фотография масштабирует сцену под зону центрального зрения, элиминирует цветовую нагрузку и, таким образом, обеспечивает оптимальные условия для качественного и экономичного восприятия. Для компенсации дефицитов иконической памяти фотография стабилизирует изображение и делает возможным повторение. Кроме того, фотография возвращает зрителю свойственный ребенку опыт «долгого» иконического образа, который деградирует во взрослом возрасте и, тем самым, провоцирует ностальгические эмоции.
Выводы. Таким образом, предполагается, что в основе гедонистического эффекта от рассматривания фотографий лежит оптимальное дополнение восприятия и иконической памяти, так что фотография не только компенсирует ее дефициты, но и реализует идеальный проект их развития.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
Выготский Л.С. Эйдетика. Основные течения современной психологии. М.-Л.: ГИЗ, 1930.
Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 5. С. 35–47. https://doi.org/10.31857/S02059592000 6074-7
Липов А.Н. Проблемы искусства в западной психологической эстетике конца XIX — начала XX вв. (Аннотированный реферат зарубежных исследований) // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. 2005. № 1. С. 197–220.
Нуркова В.В. Проблема неточности воспоминаний в перспективе многокомпонентной модели памяти // Мир психологии. 2015. Т. 81, № 2. С. 35–49.
Нуркова В.В. Психология фотографии. Культурно-исторический анализ. М.: Юрайт, 2019.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 3-е изд. М.: Эксмо, 2010.
Петренко В.Ф. Психосемантический подход к изучению искусства как формы познания и конструирования мира и себя самого // Развитие личности. 2012. № 1. С. 58–72.
Akeret, R.U. (1973). Photoanalysis: How to Interpret the Hidden Psychological Meaning of Personal and Public Photograph. N.Y.: P.H. Wyden.
Amirshahi, S.A., Hayn-Leichsenring, G.U., Denzler, J., Redies, C. (2014). Evaluating the rule of thirds in photographs and paintings. Art & Perception, 2 (1–2), 163–182. https://doi.org/10.1163/22134913-00002024
Axelsson, Ö. (2007a). Individual differences in preferences to photographs. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 1, 61–72. https://doi.org/10.1037/1931-3896.1.2.61
Axelsson, Ö. (2007b). Towards a psychology of photography: dimensions underlying aesthetic appeal of photographs. Perceptual and Motor Skills, 105, 411–434. https://doi.org/10.2466/pms.105.2.411-434
Bodini, M. (2019). Will the machine like your image? Automatic assessment of beauty in images with machine learning techniques. Inventions, 4 (3), 34. https://doi.org/10.3390/inventions4030034
Donald, M. (2010). The Exographic Revolution: Neuropsychological Sequelae. In Malafouris L. & Renfrew C. (Eds.), The Cognitive Life of Things: Recasting the boundaries of the mind (pp. 71–79). Cambridge: McDonald Institute Monographs.
Gershoni, S., & Kobayashi, H. (2006). How we look at photographs as indicated by contrast discrimination performance versus contrast preference. Journal of Imaging Science and Technology, 50, 320–326.
Gulyás, E., Gombos, F., Sütöri, S., Lovas, A., Ziman, G., Kovács, I. (2022). Visual imagery vividness declines across the lifespan. Cortex, 154, 365–374. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2022.06.011
Haber, R.N., & Haber, R.B. (1964). Eidetic imagery: I. Frequency. Perceptual and Motor Skills, 19 (1), 131–138. https://doi.org/10.2466/pms.1964.19.1.131
Holmes, O.W. (1861). Sun-Painting and Sun-Sculpture: With a Stereoscopic Trip Across the Atlantic. Atlantic Monthly, 8 (45), July, 13–29.
Keelan, B. (2002). Handbook of image quality: characterization and prediction. N.Y.: CRC Press.
Krages, B. (2005). Photography: The art of composition. N.Y.: Allworth Press.
Marchesotti, L., Murray, N., Perronnin, F. (2015). Discovering Beautiful Attributes for Aesthetic Image Analysis. International Journal of Computer Vision, 113 (3), 246–266. https://doi.org/10.1007/s11263-014-0789-2
Murray, N., Marchesotti, L., Perronnin, F. (2012). AVA: A large-scale database for aesthetic visual analysis. In 2012 IEEE conference on computer vision and pattern recognition (pp. 2408–2415). IEEE.
Paine, P.A. (1980). Eidetic imagery and recall accuracy in preschool children. The Journal of Psychology, 105 (2), 253–258.
Svobodova, K., Sklenicka, P., Molnarova, K., & Vojar, J. (2014). Does the composition of landscape photographs affect visual preferences? The rule of the Golden Section and the position of the horizon. Journal of environmental Psychology, 38, 143–152. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2014.01.005
Thömmes, K., & Hübner, R. (2020). Why people press “like”: a new measure for aesthetic appeal derived from Instagram data. Psychol. Aesthet. Creat. Arts. (Retrieved from https://d-nb.info/1226093035/34) (review date: 28.03.2023). https://doi.org/10.1037/aca0000331
Tinio, P.P., Leder, H., Strasser, M. (2011). Image quality and the aesthetic judgment of photographs: Contrast, sharpness, and grain teased apart and put together. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 5 (2), 165–176. https://doi.org/10.1037/a0019542
Torabi, F., & Teeravarunyou, S. (2021). How experts and novices perceive the photographic image composition: an eye-tracking study on composition. In Advances in Usability, User Experience, Wearable and Assistive Technology: Proceedings of the AHFE 2021 Virtual Conferences on Usability and User Experience, Human Factors and Wearable Technologies, Human Factors in Virtual Environments and Game Design, and Human Factors and Assistive Technology, July 25-29, 2021, USA (pp. 750–758). N.Y.: Springer International Publishing.
Нуркова В.В.Почему все фотографии красивы? О гедонистическом эффекте эйдетики фотографии. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.35-45. doi: 10.11621/npj.2023.0305
Скопировано в буфер обмена
Скопировать