Поступила: 25.01.2023
Принята к публикации: 13.06.2023
Дата публикации в журнале: 17.08.2023
Ключевые слова: уличный театр; карнавальная культура; карнавализованный протест; ирония; юмор; сатира; смех; пародия
Страницы: 25-34
DOI: 10.11621/npj.2023.0304
Доступно в on-line версии с: 17.08.2023
Семенова Е.А. Уличный театр в контексте зарубежных концепций карнавальной культуры. // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.25-34. doi: 10.11621/npj.2023.0304
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьЦель. Проверить гипотезу, согласно которой зарубежные понятия и концепции карнавальной культуры опосредованно повлияли на то, что уличный театр стал фигурировать в научном дискурсе не в качестве театрального искусства, а в форме карнавализованного протеста.
Методы. В исследовании используется теоретический метод анализа, позволяющий, сопоставив актуальные данные междисциплинарных исследований природы смеха и комического с трактовками карнавала в авторских теориях и концептах, выявить допускаемые неточности в определениях юмора и серьезно-смеховых явлений.
Выборка. Представлены результаты анализа выборки исследований, опубликованных с 2006 по 2022 год в зарубежной периодике и непериодических изданиях, посвященных протестному, политическому потенциалу карнавальной культуры.
Результаты. На примере нескольких кейсов показано, что, когда в процессе анализа карнавальных явлений ирония и сатира рассматриваются исследователями в рамках категории юмора, карнавальная культура приравнивается к карнавализованному протесту, одной из форм которого является уличный театр.
Выводы. Неиспользование зарубежными исследователями в изучении карнавальных явлений новейших данных в области изучения природы смеховых явлений приводит к росту научных работ, в которых между протестом, карнавалом и уличным театром бездоказательно ставится знак равенства. Категорическое размежевание юмора и таких серьезно-смеховых явлений, как ирония и сатира, позволяет обнаружить необоснованность определений, в которых карнавальные явления и уличный театр относятся к формам ненасильственной протестной практики.
Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. Санкт-Петербург: Академия, 2000.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002.
Козинцев А.Г. Разнонаправленное двуголосое слово: эстетика и семиотика юмора // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 143–162.
Козинцев А.Г. Уничтожение содержания формой. Петербургский семинар по когнитивным исследованиям: доклады и стенограммы. Т. 1. СПб: Изд-во СПбГУ, 2022.
Модер Г. Чему Альтюссер может научить нас об уличном театре — и наоборот // Stasis. 2014. Т. 2, № 1. С. 92–104.
Семенова Е.А. Вклад Ж. Делёза в разработку концепта «юмор против иронии» // Логико-философские штудии. 2022. Т. 20, № 3. С. 310–311. doi: 10.52119/LPHS.2022.60.6
Agarwal, S. (2021). Street Theatre: From Awakening to Activism. IIS Univ.J.A., 10 (2), 204–211.
Attardo, S. (1994). Linguistic theories of humor. Berlin; New York: Mouton de Gruyter.
Balogun, К., Bolaji, Nkebem, V. (2021). Host Community’s Perception on the Socio-Cultural Effects of Carnival Calabar Festival and Tourism Development in Calabar City, Nigeria. International Journal of Hospitality and Tourism Studies, 2 (2), 149–159.
Bogad, L.M. (2010). Carnivals against Capital: Radical Clowning and the Global Justice Movement. Social Identities, 16, 537–557.
Bogad, L.M. (2006). Tactical Carnival: Social Movements, Demonstrations, and Dialogical Performance. In M. Schutzman, J. Cohen-Cruz (Eds.), A Boal Companion: Dialogues on Theater and Cultural Politics (рр. 46–58). London: Routledge.
Еrickson, B. (2020). Grotesque logic: Catalan carnival utopias and the politics of laughter. Visual Studies, 36 (4), 1–17. doi: 10.1080/1472586X.2020.1798810
Ezeugwu, C.А. et al. (2021). From stage to street: The EndSARS protests and the prospects of street theatre. Ikenga Journal of African Studies, 22 (2), 128–145.
Grübel, R.G. (2022). Carnival, Carnivalism and Bakhtin’s Culture of Laughter. Central and Eastern European Literary Theory and the West (pp. 887–898). doi: 10.1515/9783110400304-0
Gugolati, М., Klien-Thomas, H. (2022). The Im/Possibilities of Digitising Caribbean Carnival. Makings Journal, 3 (1). (Retrieved from https://makingsjournal.com/digitizing-caribbean-carnival/) (review date: 05.01.2023).
Hammond, J.L. (2020). Carnival against the Capital of Capital: Carnivalesque Protest in Occupy Wall Street. The Politics of Carnival of Festive Studies, 2 (1), 78–101.
Jackson, R.O. (2022). Atlanta’s Carnival as Cultural and Spatial Practice. Contexts, 21 (2), 57–59. doi: 10.1177/15365042221107664
Kebaya, C. (2022). Street Art and the Reconfiguration of Civic Advocacy in Nairobi City. English Studies in Africa, 66 (5), 1–14. doi: 10.1080/00138398.2023.2128532
Kowalewski, М. (2014). Karnawalizacja protestu. Stanrzeczy, 2 (7), 198–216.
Lionel, А. (2020). The politics of carnival. Carnival as Contentious Performance: A Comparison between Contemporary Fort-deFrance, Pointe-à-Pitre, and London. Journal of Festive Studies, 1 (2), 179–202. doi: 10.33823/jfs.2020.2.1.2
Moder, G. (2013). Comedy and negativity. Stasis, 1, 204–215.
Neto, E.V., Gastal, S.A. (2021). Tourism and Culture: Carnival in the City of Maceió-Al (Brazil). Revista Lusófona de Estudos Culturais, 8 (1), 221–239.
Popovic, S., McClennen, S.A. (2020). Laughtivism: The Secret Ingredient From the book. Pranksters vs. Autocrats (pp. 36–45). London: Cornell University Press. doi: 10.1515/9781501756078-004
Provine, R.R. (1996). Laughter: A Scientific Investigation. American scientic, 84, 38–45.
Rose, M.A., Semenova, E.A. (2021). Bakhtin on parody. Bakhtin Bulletin, 6. (Retrieved from https://bakhtin.mrsu.ru/2021-%e2%84%966/) (review date: 05.01.2023).
Snyder, А. (2020). Politicizing Carnival Brass Bands in Olympic Rio de Janeiro: Instrumental Protest and Musical Repertoires of Contention. Latin American Music Review, 41 (1), 27–58. doi: 10.7560/LAMR411
Sombatpoonsiri, J. (2021). Carnivalesque humor, emotional paradoxes, and street protests in Thailand. Diogenes, 63 (1–2), 76–88. doi: 10.1177/039219212097040
Sombatpoonsiri, J. (2015). Humor and Nonviolent Struggle in Serbia. Syracuse: Syracuse University Press.
Sørensen, M. (2016). Humour in Political Activism: Creative Nonviolent Resistance. London: Palgrave Macmillan. doi: 10.1057/978-1-137-57346-9
Stallybrass, P., White, A. (1986). The Politics and Poetics of Transgression. London: Methuen.
St John, G. (2008). Protestival: Global Days of Action and Carnivalized Politics in the Present. Social Movement Studies, 7 (2), 167–190. doi: 10.1080/14742830802283550
Syedain, А., Faisal, М. (2019). A chronological study of origin and evolution of Street Theatre in India. Journal of the Gujarat Research Society, 21 (9), 208–216.
Thejaswini, J.C., Shuaib Mohamed Haneef, М. (2020). Intersections of Protest, Art and Networked Space: Analysis of the Artistic Protest Post Carnival. New Media Spectacles and Multimodal Creativity in a Globalized Asia (pp. 77–93). doi: 10.1007/978-981-15-7341-5_4
Семенова Е.А.Уличный театр в контексте зарубежных концепций карнавальной культуры. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.25-34. doi: 10.11621/npj.2023.0304
Скопировано в буфер обмена
Скопировать