ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Психология искусства в транзитивном мире: эстетика перемен

Психология искусства в транзитивном мире: эстетика перемен

Скачать в формате PDF

Поступила: 18.01.2023

Принята к публикации: 05.07.2023

Дата публикации в журнале: 17.08.2023

Ключевые слова: искусство; транзитивный мир; внешняя форма произведения; внутренняя форма художественного произведения; абстрактное искусство; языки искусства

Страницы: 16-24

DOI: 10.11621/npj.2023.0303

Доступно в on-line версии с: 17.08.2023

Для цитирования статьи:

Марцинковская Т.Д. Психология искусства в транзитивном мире: эстетика перемен. // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.16-24. doi: 10.11621/npj.2023.0303

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Марцинковская Татьяна Давидовна Российский государственный гуманитарный университет , Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. Современная изменчивая и неопределенная ситуация актуализирует проблему искусства, которое способно отразить переживания людей и гармонизировать их представления о себе и о мире, и сыграть роль определенной копинг-стратегии, помогающей совладать с неопределенностью и изменчивостью.

Цель. Провести теоретико-методологический анализ направлений, существовавших и существующих в настоящее время в искусстве XX–XXI веков.

Методы. Сравнительный анализ концепций психологии искусства XX–XXI веков и новых эстетических концепций последних десятилетий XXI века.

Результаты. Полученные результаты показали, что современное искусство соединяет эстетику повседневности и «рваную» эстетику резких перемен. Кристаллизация переживаний художников и зрителей связывает их общностью эмоций по отношению к ситуации. Механизмом и творчества, и катарсиса становятся обоюдные “spots of time”, приводящие от дисгармонии к гармонии человека и мира.

Выводы. Изменившиеся условия жизни приводят к необходимости изменения «языка» искусства, который располагает новыми механизмами эмоционального воздействия. Эстетика транзитивности связывает эстетические трансформации с повседневностью, делая новые образы привычными. Это приводит к тому, что эти образы становятся новой эстетикой и помогают привыкнуть к трансформациям.

Литература

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.

Габричевский А.Г. Морфология искусства. М.: Аграф, 2002.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.

Марцинковская Т.Д. Культура и субкультура в пространстве психологического хронотопа. М.: Смысл, 2016.

Марцинковская Т.Д. Психология восприятия абстрактного искусства // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 83–91.

Марцинковская Т.Д. Эстетическая парадигма в современной психологии: гармонизация переживаний времени и пространства // Вопросы психологии. 2015. № 6. С. 1–11.

Теплов Б.М. Избранные психологические труды. Москва; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009.

Челпанов Г.И. Очерки психологии. М.: ПИ РАО, 2012.

Шпет Г.Г. Философия и психология культуры. М.: Наука. 2007.

Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. М.: Смысл, 2002.

Wordsworth, W. (1979). The Prelude, Authoritative Texts. N.Y. and London: A Norton Critical Edition.
Для цитирования статьи:

Марцинковская Т.Д.Психология искусства в транзитивном мире: эстетика перемен. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.16-24. doi: 10.11621/npj.2023.0303

Скопировано в буфер обмена

Скопировать