ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Профессиональная направленность абитуриентов вузов как предиктор успешности профессионального становления

Профессиональная направленность абитуриентов вузов как предиктор успешности профессионального становления

Скачать в формате PDF

Поступила: 15.11.2022

Принята к публикации: 04.04.2023

Дата публикации в журнале: 17.06.2023

Ключевые слова: профессиональная деятельность; профессиональная направленность; среда труда; абитуриенты вузов; студенты вузов; направление подготовки; профессиональное становление; вовлеченность в учебу; удовлетворенность учебой; организационная идентичность

Страницы: 103–118

DOI: 10.11621/npj.2023.0208

Доступно в on-line версии с: 17.06.2023

Для цитирования статьи:

Леньков С.Л., Рубцова Н.Е., Букинич А.М. Профессиональная направленность абитуриентов вузов как предиктор успешности профессионального становления. // Национальный психологический журнал 2023. № 2. c. 103–118. doi: 10.11621/npj.2023.0208

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2023

Леньков Сергей Леонидович Психологический институт Российской Академии Образования

Рубцова Надежда Евгеньевна Психологический институт Российской Академии Образования, Гуманитарный институт Российского нового университета

Букинич Алексей Михайлович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. К настоящему времени существует множество разработок по профориентации школьников, выбору профессии и направления профессиональной подготовки. Вместе с тем, эмпирические подтверждения их прогностической валидности встречаются редко. Данное исследование специфицирует авторский подход к выявлению профессиональной направленности, развитый в предыдущих исследованиях и основанный на интегративно-типологической классификации сферы труда, для случая выбора профессии абитуриентами вузов — недавними школьниками. 

Цель. Проверка связи соответствия профессиональной направленности абитуриентов требованиям профессиональной деятельности, выбранной для освоения, с успешностью профессионального становления в начальный период обучения в вузе. 

Методы. Применялись опросники «Интегративно-­типологическая профессиональная направленность личности», «Удовлетворенность жизнью», «Удовлетворенность учебой», «Вовлеченность в учебу», «Организационная и суборганизационная идентичность». 

Выборка. В исследовании приняли участие 435 абитуриентов, впоследствии поступивших в вуз и обучавшихся по выбранному направлению подготовки. 

Результаты. По предметной среде осваиваемой профессии выделены четыре типа направлений вузовской подготовки: интегральный, объектный, субъектный и информационный. Сформулированы критерии соответствия профессиональной направленности абитуриентов вузов требованиям данных типов. Абитуриенты, соответствующие таким требованиям и ставшие студентами, в начальный период обучения в вузе проявили более высокие показатели профессионального становления, такие как академическая успеваемость, вовлеченность в учебу, удовлетворенность учебой и организационная идентичность. Результаты исследования качественно согласуются с результатами других авторов по вариативности различных показателей профессиональной направленности и их детерминационному влиянию на некоторые индикаторы профессионального развития. 

Выводы. Направления вузовской подготовки по предметной среде осваиваемой трудовой деятельности можно разделить на четыре типа (интегральный, объектный, субъектный и информационный), каждый из которых определяет специфические требования к профессиональной направленности абитуриентов. Соответствие профессиональной направленности абитуриентов вузов требованиям, характеризующим тип выбранного направления подготовки, является предиктором успешности профессионального становления в начальный период обучения в вузе, проявляемой по вовлеченности в учебу, удовлетворенности учебой, организационной идентичности и академической успеваемости. Более 30% абитуриентов, становящихся студентами вузов, по своей профессиональной направленности не соответствуют требованиям выбранной профессиональной деятельности и направлениям подготовки в вузе.


Литература

Авдонина Н.С., Смягликова Е.А. Профессиональная идентичность студентов-­журналистов в контексте воспитательной деятельности // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7, № 4. С. 691–703. doi: 10.17150/2308– 6203.2018.7(4).691–703 

Александрова Ю.Ю., Камнева Е.В., Полевая М.В., Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Парадоксы профессиональной идентичности у психологов // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 3. С. 225–245. 

Баулина М.Е., Варако Н.А., Ковязина М.С., Зинченко Ю.П., Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., Фуфаева Е.В. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти при амнестическом синдроме в результате поражений головного мозга различной этиологии // Национальный психологический журнал. 2020. Т. 4, № 40. С. 137– 147. doi: 10.11621/npj.2020.0411 

Бурков Е.А., Лысенко Н.В., Падерно П.И. Анализ профпригодности и оценка затрат на адаптацию к профессиональным требованиям // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2022. Т. 15, № 5/6. С. 57–70. doi: 10.32603/2071–8985–2022–15–5/6–57–70 

Веретенникова В.Б. Соотношение профессиональной идентичности и направленности личности студентов — будущих педагогов // Концепт. 2022. № 4. С. 95–110. [Электронный ресурс] // URL: http://e-koncept.ru/2022/211026.htm (дата обращения: 17.10.2022). doi: 10.24412/2304–120X‑2022–11026 

Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы удовлетворенности жизнью // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9 (53). С. 444–458. doi: 10.12731/2218–7405–2015–9–33 

Ивакина М.В. Сравнительный анализ систем профориентационной работы в России и за рубежом // Педагогическое образование в России. 2022. № 3. С. 78–85. 

Киселев П.Б., Богдановская И.М. Методика исследования ценностных ориентаций молодых людей в контексте профессиональных сфер информационного общества // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 1. С. 32–41. 

Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Вариативность личностного и профессионального развития психологов // Психолого-педагогический поиск. 2022. № 1 (61). С. 143–159. doi: 10.37724/RSU.2022.61.1.013 

Ловаков А.В. Связь между организационной идентификацией и благополучием работника: роль трудоголизма как медиатора: дисс. … канд. психол. наук. Москва, 2018. 

Мошкина Л.Д., Швачко Е.В., Кочегин А.Г. Профессиональное самоопределение студентов профессиональных образовательных организаций: результаты исследования // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 1 (33). С. 132–141. 

Накохова Р.Р., Аппаев М.Б., Урусова М.М. Результаты экспериментальной программы «Формирование ценностно-профессиональных ориентаций»: динамика изменений // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 1. [Электронный ресурс] // URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN122.pdf (дата обращения: 17.10.2022). 

Пинчук А.Н., Карепова С.Г., Тихомиров Д.А. Транспрофессиональное образование в студенческом дискурсе: востребованность, ожидания, риски // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 3. С. 184–220. doi: 10.17853/1994–5639–2022–3–184–220 

Пряжников Н.С. Профориентология: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2022. 

Рубцова Н.Е. Интегративно-­типологическая профессиональная направленность личности. Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2011. 

Сергеев И.С., Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Лопатина С.Д., Маренин Д.А., Махотин Д.А., Родичев Н.Ф., Сикорская-Деканова М.А. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи. М.: Перо, 2019. 

Сидоренков А.В., Шипитько О.Ю., Штильников Д.Е., Штроо В.А. Разработка инструментария изучения идентификации работников в организации // Организационная психология. 2019. Т. 9, № 3. С. 74–102. 

Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. С. 53–68. doi: 10.17759/pse.2022270205 

Ashton, M.C. (2022). Individual differences and personality (4th ed.). San Diego, CA: Academic Press. Diener, E., Emmons, R.A., Larsen, R.J., Griffin, S. (1985). The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, 49 (1), 71–75. doi: 10.1207/s15327752jpa4901_13 

Hanna, A., Gregory, C., Lewis, P.M., Rounds, J. (2019). International career assessment using the Occupational Information Network (O*NET). In J. Athanasou, H. Perera (Eds.), International Handbook of Career Guidance (pp. 581–612). Cham: Springer. doi: 10.1007/978–3–030–25153–6_27 

Hanna, A., Rounds, J. (2020). How accurate are interest inventories? A quantitative review of career choice hit rates. Psychological Bulletin, 146 (9), 765–796. doi: 10.1037/bul0000269 

Hoff, K., Chu, C., Einarsdóttir, S., Briley, D.A., Hanna, A., Rounds, J. (2022a). Adolescent vocational interests predict early career success: Two 12‐year longitudinal studies. Applied Psychology: An International Review, 71 (1), 49–75. doi: 10.1111/apps.12311 Hoff, K., Van Egdom, D., Napolitano, C., Hanna, A., Rounds, J. (2022b). Dream jobs and employment realities: How adolescents’ career aspirations compare to labor demands and automation risks. Journal of Career Assessment, 30 (1), 134–156. doi: 10.1177/10690727211026183 

IBM Corporation. (2021). IBM SPSS Statistics Algorithms. Armonk, NY: Author. (Retrieved from https://www.ibm.com/docs/ en/) (review date: 17.10.2022). 

Johnson, R.C., McClearn, G.E., Yuen, S., Nagoshi, C.T., Ahern, F.M., Cole, R.E. (1985). Galton’s data a century later. American Psychologist, 40 (8), 875–892. doi: 10.1037/0003–066X.40.8.875 

Nye, C.D., Prasad, J.J., Rounds, J.B. (2021). The effects of vocational interests on motivation, satisfaction, and academic performance: Test of a mediated model. Journal of Vocational Behavior, 127, 103583. doi: 10.1016/j.jvb.2021.103583 

Nye, C.D., Ryan, A.M. (2022). Improving graduate-­school admissions by expanding rather than eliminating predictors. Perspectives on Psychological Science, 18 (1), 54–60. doi: 10.1177/17456916221081873 

Ochnik, D., Arzenšek, A. (2020). Vocational interests among Polish and Slovenian students of management. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 17 (2), 328–344. doi: 10.17323/1813–8918–2020–2–328–344 

Park, H.I., Lee, S., Lee, B. (2022). Does the attainment of vocational aspirations make youths happy? Journal of Career Assessment. doi: 10.1177/10690727221119800 

Pye Tait Consulting, Carol Stanfield Consulting. (2021). International approaches to careers interventions: Literature review. Department for Education, UK Government. (Retrieved from www.gov.uk/government/publications) (review date: 17.10.2022). 

Schaufeli, W.B., Bakker, A.B. (2004). Utrecht Work Engagement Scale (UWES): Preliminary manual (version 1.1, Dec. 2004). Unpublished manuscript. Occupational Health Psychology Unit of Utrecht University. (Retrieved from https://www. wilmarschaufeli.nl/tests/#engagement) (review date: 17.10.2022). 

Sica, L.S., Ponticorvo, M., Di Palma, T. (2022). The ability to manage unexpected events and the vocational identity in young people: The Italian validation of Planned Happenstance Career Inventory. Frontiers in Psychology, 13, 899411. doi: 10.3389/ fpsyg.2022.899411 

Sidorenkov, A.V., Borokhovski, E.F., Stroh, W.A., Naumtseva, E.A. (2022). Multiple identifications of employees in an organization: Salience and relationships of foci and dimensions. Behavioral Sciences, 12 (6), 182. doi: 10.3390/bs12060182 

Stoll, G., Rieger, S., Nagengast, B., Trautwein, U., Rounds, J. (2021). Stability and change in vocational interests after graduation from high school: A six-wave longitudinal study. Journal of Personality and Social Psychology, 120 (4), 1091–1116. doi: 10.1037/ pspp0000359 

Su, R., Tay, L., Liao, H.Y., Zhang, Q., Rounds, J. (2019). Toward a dimensional model of vocational interests. The Journal of applied psychology, 104 (5), 690–714. doi: 10.1037/apl0000373 

Thompson, E.R., Phua, F.T.T. (2012). A brief index of affective job satisfaction. Group & Organization Management, 37 (3), 275–307. doi: 10.1177/1059601111434201 

Zhuravlev, A.L., Zinchenko, Y.P., Kitova, D.A. (2022). Trends in the study of cultural-­historical phenomena on the internet (based on a study of Russians’ attitudes towards money). Psychology in Russia. State of the Art, 15 (1), 103–119. doi: 10.11621/pir.2022.0107 


Для цитирования статьи:

Леньков С.Л., Рубцова Н.Е., Букинич А.М.Профессиональная направленность абитуриентов вузов как предиктор успешности профессионального становления. // Национальный психологический журнал. 2023. № 2. c. 103–118. doi: 10.11621/npj.2023.0208

Скопировано в буфер обмена

Скопировать