ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Удовлетворенность общением подростков и молодежи во время пандемии COVID-19

Удовлетворенность общением подростков и молодежи во время пандемии COVID-19

Скачать в формате PDF

Поступила: 30.09.2022

Принята к публикации: 13.04.2023

Дата публикации в журнале: 17.06.2023

Ключевые слова: подростки и молодежь; реальное и дистанционное общение; период пандемии COVID‑19; социальные ограничения; удовлетворенность общением

Страницы: 66–78

DOI: 10.11621/npj.2023.0205

Доступно в on-line версии с: 17.06.2023

Для цитирования статьи:

Баранова В.А., Дубовская Е. М., Савина О. О. Удовлетворенность общением подростков и молодежи во время пандемии COVID-19. // Национальный психологический журнал 2023. № 2. c.66–78. doi: 10.11621/npj.2023.0205

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2023

Баранова Виктория Анатольевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Дубовская Екатерина Михайловна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Савина Ольга Олеговна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность исследования обоснована необходимостью уточнения траекторий развития общения подростков и молодежи в разные периоды пандемии.

Целью является анализ удовлетворенности дистанционным и реальным общением в подростковом и юношеском возрасте в ситуации социального ограничения. 

Методы представлены анкетированным опросом (Google-­формы), направленным на выявление изменений в общении у подростков в разные периоды пандемии, самооценкой по 10‑балльной шкале удовлетворенности общением, ассоциативным опросом относительно общения в пандемию, а также вопросами, выявляющими изменения в досуговой деятельности. Исследование включало поисковый этап (весна 2020 г.) и основной (осень 2021 г.), в котором дополнительно использовался опросник аффилиации А. Мехрабиана для выявления мотивации социальных контактов. 

Выборка. Учащиеся средних школ и студенты младших курсов вузов — 306 человек (средний возраст 15,9 лет); мужского пола — 34%, женского — 66%. 

Результаты показывают значимые различия ретроспективных и актуальных оценок удовлетворенности общением в пандемической ситуации: более высокий уровень удовлетворенности реальным общением осенью 2021 г. по сравнению с 2020‑м (p < 0,001), значимое снижение удовлетворенности дистанционным общением (p < 0,01). Выявлено, что подростки-­школьники больше удовлетворены общением в первый период пандемии, в отличие от студентов (p < 0,05); более удовлетворены реальным общением подростки, которые меньше нуждаются в близких друзьях, и кто легко сходится с людьми. Удовлетворены реальным общением подростки с высоким стремлением к принятию (p < 0,05) и низким страхом быть отвергнутыми. 

Выводы. В ситуации пандемии дистанционное общение имело позитивное значение — компенсирование реальных социальных контактов через усиление тенденции использования интернет-­пространства для коммуникаций и взаимодействия. После карантина часть подростков в большей степени стали ценить реальное общение, другие предпочли продолжать общаться через интернет, избегая личных встреч. Результаты использованы для психокоррекционной работы в плане преодоления преимущественной ориентации на виртуальные контакты, интернет-­привязанности.


Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009. 

Асмолов А.Г. и др. Культурно-­деятельностная психология в экстремальной ситуации: вызов пандемии. Материалы обсуждения // Человек. 2020. T. 31, № 4. C. 7–40. doi: 10.31857/S023620070010929–8 

Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Образовательная среда в условиях пандемии COVID‑19: новые вызовы безопасности // Национальный психологический журнал. 2020. № 3 (39). С. 57–65. doi: 10.11621/npj.2020.0307 

Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? // Психологическая наука и об‑ разование. 2020. Т. 25, № 3. С. 101–115. doi: 10.17759/pse.2020250309 

Ениколопов С.Н. и др. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID‑19 // Психологическая газета. 2020. Т. 12, № 2. С. 108–126. 

Иксанова Г.Н. Трудности в общении подростков — виртуальный аспект // Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5, № 1. С. 86–93. 

Магомед-­Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Издательство Московского университета, 1987. 

Мудрик А.В. Социально-­педагогические проблемы социализации. М.: Изд-во Московского психолого-­социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2016. Реан А.А., Ставцев А.А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 37–59. 

Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-­родительские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. 2019. № 3 (35). С. 17–31. doi: 10.11621/npj.2019.0303 

Харарбахова М.А., Мусатова О.А., Шпагина Е.М. Интернет и одиночество подростков // Психология и право. 2021. Т. 11, № 4. C. 2–13. doi: 10.17759/psylaw.2021110401 

Хломов К.Д., Бочавер А.А., Корнеев А.А. Копинг-­стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психо‑ логия и общество. 2020. Т. 11, № 2. С. 180–199. doi: 10.17759/sps.2020110211 

Холмогорова А.Б., Авакян Т.В., Клименкова Е.Н., Малюкова Д.А. Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23, № 4. С. 102–129. doi: 10.17759/cpp.2015230407 

Adams, G.R., Berzonsky, M.D., Keating, L. (2006). Psychosocial resources in first-year university students: The role of identity processes and social relationships. Journal of Youth and Adolescence, 35, 671–672. https://doi.org/10.1007/s10964–006–9077‑y 

Buizza, Ch., Luciano Bazzoli, L., Ghilardi, А. (2022). Changes in College Students Mental Health and Lifestyle During the COVID‑19 Pandemic: A Systematic Review of Longitudinal Studies. Adolescent Research Review, 7, 537–550. 

Bussone, S., Pesca, C., Tambelli, R., Carola, V. (2020). Psychological health issues subsequent to SARS-Cov‑2 restrictive measures: The role of parental bonding and attachment style. Frontiers in Psychiatry, 11, 589444. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.589444 

Cameron, J.E. (1999). Social identity and the pursuit of possible selves: Implications for the psychological well-being of university students. Group Dynamics, 3 (3), 179–189. https://doi.org/10.1037/1089–2699.3.3.179 

Copeland, W.E. et al. (2021). Impact of COVID‑19 Pandemic on College Student Mental Health and Wellness. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 60 (1), 134–141.e2. https://doi.org/10.1016/j.jaac.2020.08.466 

Dun, Y. et al. (2021). The association between prior physical fitness and depression in young adults during the COVID‑19 pandemic — a cross-­sectional, retrospective study. Brain, Cognition and Mental Health, 11 (9), e11091. https://doi.org/10.7717/peerj.11091 

Elmer, T., Mepham, K., Stadtfeld, C. (2020). Students under lockdown: Comparisons of students’ social networks and mental health before and during the COVID‑19 crisis in Switzerland. PLoS ONE, 15, e0236337. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0236337 

Fruehwirth, J.C., Biswas, S., Perreira, K.M. (2021). The COVID‑19 pandemic and mental health of first-year college students: Examining the effect of COVID‑19 stressors using longitudinal data. PLoS ONE, 16 (3), e0247999. https://doi.org/10.1371/journal. pone.0247999 

Horita, R., Nishio, A., Yamamoto, M. (2021). The effect of remote learning on the mental health of frst year university students in Japan. Psychiatry Research, 295, 113561. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.113561 

Kardefelt-­Winther, D. (2014). A conceptual and methodological critique of internet addiction research: Towards a model of compensatory internet use. Computers in Human Behavior, 31, 351–354. https://doi.org/10.1016/j.chb.2013.10.059 

Kerkhof, P., Finkenauer, C., Muusses, L.D. (2011). Relational consequences of compulsive internet use: A longitudinal study among newlyweds. Human Communication Research, 37 (2), 147–173. https://doi.org/10.1111/j.1468–2958.2010.01397.x 

Li, J., Zhan, D., Zhou, Yu., Gao, X. (2021). Loneliness and problematic mobile phone use among adolescents during the COVID‑19 pandemic: The roles of escape motivation and self-control. Addictive Behaviors, 118, 106857. https://doi.org/10.1016/j.add‑ beh.2021.106857 

Li, W.W. et al. (2020). Novelty seeking and mental health in Chinese University students before, during, and after the COVID‑19 pandemic lockdown: A longitudinal study. Frontiers in Psychology, 11, 60073911. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.600739 

Luyckx, K., Goossens, L., Soenens, B. (2006). A developmental contextual perspective on identity construction in emerging adult‑ hood: Change dynamics in commitment formation and commitment evaluation. Developmental Psychology, 42 (2), 366–380. 

Martsinkovskaya, T.D. (2019). The Person in transitive and Virtual space: new challenges of Modality. Psychology in Russia: State of the Art, 12 (2), 165–176. 

Rettew, D.C. et al. (2021). Personality trait predictors of adjustment during the COVID pandemic among college students. PLoS ONE, 16 (3), e0248895. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0248895 

Richter, D., Riedel-­Heller, S., Zuercher, S. (2021). Mental health problems in the general population during and after the first lockdown phase due to the SARS-Cov‑2 pandemic: Rapid review of multi-wave studies. Epidemiology and Psychiatric Sciences, 9 (30), e27. https://doi.org/10.1017/S2045796021000160 

Swickert, R.J., Rosentreter, C.J., Hittner, J.B., Mushrush, J. (2002). Extraversion, social support processes, and stress. Personality and Individual Differences, 32 (5), 877–891. https://doi.org/10.1016/S0191–8869(01)00093–9 

Wilson, O.W.A. et al. (2021). The impact of the COVID‑19 pandemic on US college students’ physical activity and mental health. Journal of Physical Activity and Health, 18 (3), 272–278. https://doi.org/10.1123/JPAH.2020–0325 

World Health Organization. (2021). WHO Timeline COVID‑19. (Retrieved from https://www.who.int/news/item/27–04– 2020‑who-timeline-­covid‑19) (review date: 30.04.2022). 

Xie, Z. et al. (2022). A PRISMA-Based Systematic Review of Measurements for School Bullying. Adolescent Research Review. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/s40894–022–00194–5 (review date: 30.11.2022). 

Zhang, B. et al (2020). The relationships of deteriorating depression and anxiety with longitudinal behavioral changes in Google and Youtube use during COVID‑19: Observational study. JMIR Mental Health, 7 (11), e24012. 

Zhen, R., Liu, R.D., Hong, W., Zhou, X. (2019). How do Interpersonal Relationships Relieve Adolescents’ Problematic Mobile Phone Use? The Roles of Loneliness and Motivation to Use Mobile Phones. International Journal of Environmental Research Public Health, 16 (13), 2286. https://doi.org/10.3390/ijerph16132286&


Для цитирования статьи:

Баранова В.А., Дубовская Е. М., Савина О. О.Удовлетворенность общением подростков и молодежи во время пандемии COVID-19. // Национальный психологический журнал. 2023. № 2. c.66–78. doi: 10.11621/npj.2023.0205

Скопировано в буфер обмена

Скопировать