Актуальность тематики статьи. Специфика профессиональной деятельности специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее – ГИМС МЧС России) предъявляет высокие требования к наличию и уровню выраженности индивидуально-психологических характеристик, способствующих успешности выполнения поставленных задач. Такие индивидуально-психологические характеристики не только важны для работающих специалистов ГИМС МЧС России, но и являются основным критерием при проведении профессионального психологического отбора кандидатов на эту должность.
Цель исследования заключается в выделении профессионально важных качеств, детерминирующих эффективность профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России, выявлении взаимосвязи профессионально важных качеств и успешности выполнения деятельности и определении психологических показателей, отличающихся большей прогностичностью и дифференцирующей способностью по показателю успешности.
Описание хода исследования. Проведен экспертный опрос (n = 40) по выявлению необходимых психологических показателей, способствующих успешности деятельности специалистов ГИМС МЧС России. Проведено психодиагностическое обследование специалистов ГИМС МЧС России (n = 275) на предмет выявления и уровня выраженности необходимых качеств. На основании экспертных оценок выборка разделена на группы успешных и неуспешных, выполнено сравнение полярных групп (критерий Манна-Уитни). С помощью корреляционного анализа (Спирмен) выявлены взаимосвязи успешности деятельности и выделенных профессионально важных качеств. При помощи факторного анализа выявлена структура профессионально важных качеств, способствующих успешности профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России и кандидатов на данную должность.
Результаты исследования позволили установить достоверность различий между полярными группами по следующим психологическим показателям (р ≤ 0,05): базовый интеллект, абстрактное и оперативное мышление, интеллектуальная лабильность, свойства внимания (объем, концентрация, избирательность, распределение), кратковременная и долговременная память, уровень субъективного контроля, конформность, способность к эмпатии, социальная активность, определенным как профессионально важные качества специалистов ГИМС МЧС России. Результаты корреляционного анализа (р = 0,01, р = 0,05) показали, что успешность выполнения профессиональной деятельности специалистами ГИМС МЧС России зависит от наличия и уровня сформированности у них профессионально важных качеств. Установлена структура профессионально важных качеств специалистов ГИМС МЧС России, обладающих дифференцирующей способностью по определению успешности выполнения профессиональной деятельности.
Выводы. Полученные данные являются вкладом не только в психологическое сопровождение работающих специалистов ГИМС МЧС России, но и в оптимизацию профессионального психологического отбора кандидатов на эту должность.
Поступила: 25.02.2020
Принята к публикации: 06.03.2020
Страницы: 94-106
DOI: 10.11621/npj.2020.0109
Ключевые слова: профессиональная деятельность; успешность; профессионально важные качества (ПВК); эффективность деятельности; специалист
Авторам: Тарасова Анастасия Александровна; Шойгу Юлия Сергеевна
Доступно в on-line версии с 31.03.2020
Актуальность(контекст) тематики статьи. Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях (ЧС), сегодня является неотъемлемой составляющей мероприятий по ликвидации последствий ЧС. Необходимая психологическая работа с пострадавшим и их родственникам проводится психологами МЧС. Особую группу пострадавших составляют дети, поэтому важно изучить особенности оказания им помощи в чрезвычайных ситуациях.
Цель. Целью данной статье является обобщение и анализ опыта работы специалистов психологической службы МЧС России по организации и оказанию экстренной психологической помощи детям, родителям и педагогическому составу общеобразовательных школ.
Описание хода исследования. В последние несколько лет специалистами психологической службы МЧС России накоплен опыт оказания экстренной психологической помощи детям после происшествий, произошедших на территории учебных заведений В статье описан опыт работы специалистов психологов в связи с происшествием, произошедшем в январе 2018 года в средней общеобразовательной школе № 127 города Перми, где во время занятия произошло нападение подростков на учеников младшего класса и их классного руководителя. Авторами описывается организация и направления работы специалистов-психологов в данной ситуации. Раскрываются содержание и цели психологической работы сотрудников МЧС на месте чрезвычайных ситуаций, процесс экспертного консультирования при организации массовых мероприятий с целью информирования родителей и педагогического состава, приводятся практические примеры с описанием методов оказания экстренной психологической помощи.
Результаты исследования. Авторами выделены рекомендованные зоны особого внимания, а также сформулированы особенности, которые необходимо учитывать психологу в работе при организации и осуществлении психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и происшествиях, произошедших на территории учебных заведений.
Выводы. Категория нуждающихся в психологической помощи в острый период не ограничивается непосредственно пострадавшими и свидетелями события. Широта общественного резонанса приводит к тому, что в ситуацию эмоционально вовлекаются и те, кто не был непосредственным участником. Можно с уверенностью говорить, что подобные ситуации отражаются на большем количестве людей, что обуславливает необходимость формирования системы психологического сопровождения и реализации комплексного подхода в целях сохранения психического здоровья, как детей, так и взрослых, что, безусловно, требует консолидации сил специалистов различных профилей.
Поступила: 06.04.2019
Принята к публикации: 20.04.2019
Страницы: 55-63
DOI: 10.11621/npj.2019.0210
Ключевые слова: экстренная психологическая помощь; дети; чрезвычайные ситуации; стресс; психологическая поддержка; психологическая служба МЧС России; средняя школа
Авторам: Шойгу Юлия Сергеевна; Тимофеева Лидия Николаевна; Курилова Евгения В.
Доступно в on-line версии с 30.01.2019
Актуальность. Правовое регулирование психологической помощи в Российской Федерации осуществляется в настоящее время лишь ведомственными актами, а нормативно регулируется на уровне субъекта в Российской Федерации в городе Москве. Такого нормативного регулирования недостаточно, так как существующие акты не дают нормативное определение психологической помощи, не определяют принципы и формы оказания этой помощи, не систематизируют отдельные виды психологической деятельности, а порой – противоречат друг другу. Кроме того, существует необходимость нормативного определения не только психологической помощи, но и психологической деятельности, как комплекса различных видов и форм деятельности, осуществляемой психологами, нормативного определения профессии психолога и квалификационных требований к ней, принципов осуществления психологической деятельности.
Цель. В статье ставится задача обоснования необходимости принятия федерального закона о психологической деятельности, выявления пробелов в законодательном регулировании в названной сфере.
Описание хода исследования. В статье проанализированы основания принятия федерального закона о психологической деятельности как общественной потребности, а также основные разделы предполагаемого акта. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о необходимости принятия специального федерального закона о психологической деятельности.
Выводы. Принятие федерального закона о психологической помощи – общественная потребность. Он послужит инструментом для систематизации осуществления психологической деятельности, нормативно закрепит профессию психолога, четко определит виды и формы данного вида профессиональной деятельности, определит принципы оказания психологической деятельности.
Практическое использование результатов. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы при подготовке федерального закона о психологической деятельности, подзаконных нормативных правовых актов.
Поступила: 06.03.2018
Принята к публикации: 14.03.2018
Страницы: 151-157
DOI: 10.11621/npj.2018.0114
Ключевые слова: психологическая помощь; психолог; принципы осуществления психологической деятельности; психологическая деятельность; юридические нормативы работы психолога
Авторам: Голиченков Александр Константинович; Давидян Гаяне Михайловна; Вайпан Виктор Алексеевич
Доступно в on-line версии с 30.03.2018