Статья посвящена анализу результативности тренинговой программы, составленной на основе авторской интегральной концепции творческого мышления, трактующей его не как проявление одаренности (то есть вида мышления), а как высший, интегральный уровень мышления, в структуру которого входят системное, логическое, дивергентное, прогностическое, продуктивное, абстрактное, образное, словесное, теоретическое, практическое, лабильное мышление. Кластерный анализ позволил выделить три вида творческого мышления: системно-теоретическое, образно-практическое и лабильно-логическое.
На основе интегральной концепции творческого мышления и доказанной в результате кластерного анализа типологии творческого мышления была создана специальная развивающая программа, в ходе которой творческое мышление подростков целенаправленно формируется за счет развития и взаимной интеграции своих составляющих. Развивающая программа была разработана с использованием тренинговых и обучающих программ, созданных для стимуляции отдельных видов мышления, однако основной акцент был сделан на целенаправленную интеграцию видов мышления в структуре творческого.
Апробация проводилась на базе нескольких средних школ г. Ангарска в 2009-2010 гг. Апробируемая программа показала высокую эффективность как относительно количественных интегральных показателей творческого мышления, так и относительно его качественных характеристик, а также в отношении всех трех видов творческого мышления с разными вариантами внутренней структуры. Доказана не только результативность целенаправленной развивающей работы с творческим мышлением через интеграцию его компонентов, но целесообразность типологического подхода к построению соответствующих развивающих программ.
Поступила: 11.10.2012
Принята к публикации: 24.03.2014
Страницы: 102-109
DOI: 10.11621/npj.2014.0111
Ключевые слова: творчество; творческое мышление; виды мышления; интегральная концепция творческого мышления
Авторам: Чернецкая Надежда Игоревна
Раскрывается сущность понятия «психологическая безопасность личности», рассмотрены предмет, задачи психологии безопасности, как самостоятельной отрасли психологической науки, выделены основные направления ее современных исследований.
Страницы: 66-68
Ключевые слова: психология безопасности; психологическая безопасность личности
Авторам: Баева Ирина Александровна