ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал
Национальный психологический журнал

Lomonosov Moscow State University / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

ГлавнаяМесто работы

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Б.С. Братусь. Христианская психология как научное направление: к истории вопроса. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 4-14.

В статье впервые рассмотрены культурно-исторические предпосылки формирования нового научного направления в постсоветской России – христианской психологии. Показана преемственность этого направления с работами, которые велись в данной области до Октябрьской революции, и связь с трудами по психологии веры зарубежных ученых.

Исследуются причины возрождения интереса к психологическим проблемам духовного развития и религиозного мировоззрения. Несмотря на то, что определенные идеи, мысли относительно этих проблем появлялись и при советской власти, возможность же открытого движения в этом направлении возникла только после конца диктата советской идеологии. Появился и рос интерес к исследованиям личности, индивидуальности, к проблемам внутреннего мира человека, который немыслим без учета духовных и религиозных аспектов сознания.

Описываются главные вехи истории становления Московской школы христианской психологии: деятельность семинара по христианской психологии и антропологии на психологическом факультете МГУ (1990 г.), создание лаборатории философско-психологических основ развития человека (по сути лаборатории христианской психологии) при Психологическом институте РАН, возникновение направления специализации психологического факультета МГУ – «психологии религии» (начало 1990-х гг.), издание первого в России учебного пособия для вузов «Начала христианской психологии» (1995 г.), организация «Челпановский чтений» в Психологическом институте РАО, проблематика которых затрагивала и христианскую тему.

Отмечена деятельность ряда подразделений Института педагогических инноваций РАО, начавших разработку практических вопросов христианской педагогики и психологии. Упоминаются международные конференции конца 1990-х – начала 2000-х годов по проблемам психологии религии и другие факты внедрения идей христианской психологии в научную, педагогическую и практическую деятельность в нашей стране.

Поступила: 06.02.2015

Принята к публикации: 24.02.2015

Страницы: 4-14

DOI: 10.11621/npj.2015.0301

Ключевые слова: психология веры; психология религии; духовная сфера личности; христианская психология; история постсоветской психологии; Московская школа христианской психологии

Авторам: Братусь Борис Сергеевич

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Зинченко Ю.П. Поздравляем юбиляров.// Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 3

Весной 2015 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова прошли торжественные заседания, посвященные юбилеям выдающихся отечественных ученых.

Поступила: 15.11.2015

Принята к публикации: 15.11.2015

Страницы: 3

Ключевые слова: Юбилей

Авторам: Зинченко Юрий Петрович

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Меньшикова Г.Я., Зинченко Ю.П., Ковалев А.И., Шайгерова Л.А. Новые информационные технологии в социальных исследованиях: постнеклассическая парадигма. Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 25-34.

В статье обсуждаются актуальные вопросы применения технологии виртуальной реальности в социальных исследованиях, в частности, при изучении процессов этнокультурной идентификации, формирования этнических и расовых установок, при разработке «виртуальных аватаров» для диагностики конфликтов, развитии навыков коммуникации у партнеров, принадлежащих к разным культурам, при организации виртуального взаимодействия и видеоконференций. Одним из ключевых вопросов является обсуждение необходимости использования постнеклассической парадигмы как концептуальной основы социальных исследований. Отмечается, что современные социальные исследования требуют развития новых методов, технологий и приемов на всех уровнях проведения исследования – от этапа постановки задачи, к разработке новых методов и до анализа полученных результатов. Одним из наиболее перспективных методов, стремительно развивающихся в последние годы, становится технология виртуальной реальности (ВР). В статье представлен анализ более 40 экспериментальных исследований, выполненных с применением CAVE и HMD систем виртуальной реальности. Рассматривается их использование в целях изучения особенностей вербальной и невербальной коммуникации, тренинга социальных навыков, коррекции социальной тревожности, разработки новых методов когнитивно-бихевиоральной терапии. Анализируются работы по изучению взаимодействия с виртуальными партнерами – «аватарами». Обсуждаются факторы, влияющие на коммуникационные способности «аватаров», их зрительный и поведенческий реализм, проблемы восприятия виртуальных людей как реальных партнеров по социальному взаимодействию. Особое внимание в статье уделено немногочисленным работам, посвященным исследованиям расовых и межэтнических установок, выполненным с помощью виртуальных систем. Обсуждаются возможности расширения практического применения технологии ВР для формирования позитивных установок и развития коммуникативных навыков в социокультурном контексте.

Поступила: 27.10.2015

Принята к публикации: 07.11.2015

Страницы: 25-34

DOI: 10.11621/npj.2015.0303

Ключевые слова: социальные исследования; постнеклассическая парадигма; технология виртуальной реальности; межэтнические и межрасовые установки; вербальная и невербальная коммуникация; аватар

Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Ковалев Артем Иванович ; Меньшикова Галина Яковлевна; Шайгерова Людмила Анатольевна

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Бурлакова Н.С., Быкова П.С. «Сказочная педагогика» и несказочные риски в эмоционально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 123-133.

В статье подчеркивается необходимость дифференцированного культурно-исторического анализа развития ребенка в условиях социальной и культурной стратификации современного российского общества. Это требует рассмотрения культурно-исторических сред существования различных социальных слоев, страт, субкультурных образований, внутри которых происходит развитие ребенка, и которые обуславливают специфику конкретной семьи.

Материалы статьи дают объективное представление о современной культурно-исторической социальной ситуации развития детей-дошкольников (5,5-7 лет) из высокоресурсных семей средне-высшей социальной страты мегаполиса. На основе эмпирических данных с учетом определенной структуры семьи обсуждается образ ребенка, выделяются его наиболее желательные для родителей и подчеркиваемые ими качества, связанные с ценностными приоритетами данной группы. Показано, что в соответствии с ними родители осуществляют выбор организации развития своего ребенка.

В фокусе обсуждения авторов находятся стратегии организации развития детей одного из престижных дошкольных образовательных учреждений: анализируются кредо центра, основная педагогическая стратегия с использованием «волшебных сказок», характер типичных взаимоотношений педагогов центра с ребенком. Обращение к нарративной продукции детей дает возможность выделить особенности восприятия детьми данной педагогической технологии. Результаты проведенного исследования позволяют обозначить серьезные области риска в эмоционально-личностном развитии детей данной группы, а также предоставляют возможность осмысления полученных результатов в более широкой культурно-исторической перспективе.

Поступила: 20.10.2014

Принята к публикации: 12.11.2014

Страницы: 123-133

DOI: 10.11621/npj.2015.0213

Ключевые слова: психологическое здоровье ребенка; культурно-исторический анализ; ; дети старшего дошкольного возраста; дошкольное образование

Авторам: Бурлакова Наталья Семеновна; Быкова Полина Сергеевна

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Миньяр-Белоручев К.В. Проблемы психологического восприятия пространства и времени в историческом процессе. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 87-94.

Данная статья посвящена психологическим аспектам и проблемам восприятия пространственного и временного измерений исторического процесса. Пространство и время существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны: пространство обеспечивает физическую локализацию исторических процессов, которые, в свою очередь, протекают во времени и обладают четко определенными временным и характеристиками.

В исторической перспективе пространство отличается дуализмом: с одной стороны, физические характеристики пространства остаются неизменными в историческом масштабе, с другой – государственная принадлежность и статус конкретных территорий со временем изменяются. Территории различаются по своей ценностной характеристике: объектом межгосударственного соперничества являются наиболее «ценные» объекты физической среды: выход к морю, течение и устье судоходной реки, месторождения полезных ископаемых, промышленно-развитые районы, в то время как не обладающие подобными характеристиками территории могут не представлять интереса для игроков на международной арене.

Историческое время не обязательно совпадает со временем хронологическим. Так, по мнению Эрика Хобсбаума, «длинный XIX век» продолжался с 1789 по 1914 гг., а «короткий XX век» – с 1914 по 1991 гг. Важным фактором является так называемое «психологическое время» – представление о характере отношений между прошедшими, настоящими и предстоящими событиями, а также категория восприятия времени и временных интервалов, в рамках которых происходят те или иные исторические события. Время задает хронологические рамки исторических процессов, при этом время одновременно определяется через цикличность и линейность.

Развитие транспорта и средств связи приводит r тому, что при сохранении прежних линейных размеров пространства и скорости течения времени пространство «сжимается», а время «ускоряется»: перемещение физических объектов и передача информации требует все меньше времени. Начало этого процесса датируется XIX в. (транспортная революция и революция средств связи), для XX-XXI вв. характерно резкое возрастание данного процесса. Современные войны зачастую длятся не годы, а месяцы и дни, переговоры ведутся напрямую первыми лицами или под их прямым каждодневным контролем, при этом, в период кризисов время, выделенное на принятие решений, стремительно сокращается.

Поступила: 15.05.2015

Принята к публикации: 02.06.2015

Страницы: 87-94

DOI: 10.11621/npj.2015.0209

Ключевые слова: пространство и время; историческое время; восприятие; восприятие времени; восприятие пространства

Авторам: Миньяр-Белоручев Константин Валерьевич

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Статников А.И. Синдромный анализ трудностей в понимании детьми логико-грамматических конструкций. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 77-86.

В статье описываются результаты исследования механизмов понимания логико-грамматических конструкций учащимися 7-8 лет с речевыми нарушениями и с типичным речевым развитием. В исследовании использовались: компьютеризированные тесты на понимание логико-грамматических конструкций, пробы на серийную организацию движений и речи (традиционные и компьютеризированные) и пробы на оценку уровня развития стратегий переработки зрительно-пространственной информации. Синдромный нейропсихологический анализ полученных результатов позволил прийти к следующим выводам. Во- первых, трудности понимания логико-грамматических конструкций связаны с дефицитом развития зрительно-пространственных функций, что соответствует традиционному для отечественной нейропсихологии представлению. Во-вторых, понимание логико-грамматических конструкций связано также с серийной организацией движений и речи. Характер этих связей отличается от характера связей с уровнем развития стратегий зрительно-пространственного восприятия, что свидетельствует о различном значении данных психических функций для развития процесса понимания грамматически сложных предложений.

Полученные результаты интерпретируются с позиций теории системной динамической локализаций высших психических функций Л.С. Выготского-А.Р. Лурия и модели трех уровней организации речи по А.Р. Лурия и концепции трех уровней синтаксиса Т.В. Ахутиной. Автор предполагает, что операции по грамматическому переструктурированию сложных предложений онтогенетически тесно связаны с функциями серийной организации движений и развиваются на анатомически близком к ним субстрате (заднелобные отделы коры больших полушарий). Другой же аспект понимания логико-грамматических конструкций – нахождение «точки отсчета» и создание асимметризованной квазипространственной структуры, в которой определены тематические роли членов предложения, будет аналогичным образом связан с функциями зрительно-пространственного восприятия и их анатомическим субстратом (теменно-височно-затылочными отделами).

Поступила: 19.05.2015

Принята к публикации: 02.06.2015

Страницы: 77-86

DOI: 10.11621/npj.2015.0208

Ключевые слова: нейропсихология; нейролингвистика; логико-грамматические конструкции; компьютеризированные тесты; младшие школьники; освоение грамматических конструкций младшими школьниками

Авторам: Статников Александр Исакович

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Корсакова Н.К., Ковязина М.С. Новый взгляд на старую проблему: категория «синдром» в психологии. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 66-76.

В статье рассматривается комплекс проблем, относящихся к современному состоянию и использованию категории «синдром», которая до недавнего времени находилась исключительно в поле профессионального внимания медицины и клинической психологии. Однако с конца ХХ века эта категория всё более часто применяется при описании специфических проявлений психики человека в особых обстоятельствах жизни и деятельности в отсутствие признаков болезни и представлена огромным перечнем так называемых «психологических синдромов» нормы. В связи с таким расширением возникает ряд вопросов, касающихся соотношения новых подходов к пониманию категории «синдром» с ранее установившимися представлениями, а также к методологии исследований, определяющей постановку задач, единицы анализа психики и психологические синдромобразующие детерминанты.

Авторы статьи полагают, что отправной точкой для ответов на эти вопросы является методология Л.С. Выготского и созданный на её основе А.Р. Лурией метод синдромного анализа. В статье даётся краткий экскурс в историю «проникновения» понятия «синдром» из медицины в психологию и его наполнения собственным содержанием на основе представлений о системном строении высших психических функций в нейропсихологической парадигме. Обсуждаются основные структурные составляющие синдрома в их системно-динамических взаимосвязях. Особое внимание в описании структуры синдрома уделяется проблеме «фактора» в качестве общей синдромообразующей причины, интегрирующей симптомы в иерархически организованный контур. Анализируются различные аспекты категориальной «нагруженности» фактора, его принадлежности к норме или патологии. В контексте перспектив развития синдромного подхода обозначаются новые по отношению к классическим разработкам вопросы, касающиеся возможной поликаузальности синдрома, включении в него компенсаторных симптомов, необходимости статистической верификации данных, роли индивидуального наблюдения и др. Рассматриваются основные современные направления в изучении различных синдромов с использованием потенциала отечественной методологии синдромного анализа, соответствующей основным принципам постнеклассической модели научной рациональности.

Поступила: 20.02.2015

Принята к публикации: 02.03.2015

Страницы: 66-76

DOI: 10.11621/npj.2015.0207

Ключевые слова: синдром; симптом; фактор; клиническая психология; нейропсихология; психологический синдром

Авторам: Корсакова Наталия Константиновна; Ковязина Мария Станиславовна

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Битюцкая Е.В., Баханова Е.А., Корнеев А.А. Моделирование процесса совладания с трудной жизненной ситуацией. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 41-55.

Статья посвящена психологическому анализу процесса совладания с трудной жизненной ситуацией, которая воспринимается как безвыходная. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке, состоящей из 736 взрослых испытуемых. На основании первичного качественного анализа описаний трудных жизненных ситуаций выделены наиболее существенные признаки субъективной безвыходности. К ним относятся неподконтрольность и непонятность ситуации, отрицательные эмоции, актуализация избегания и отсутствие усилий, направленных на изменение положения. Операционализация этих признаков открыла возможность для построения моделей. Использовались два вида моделирования: структурное и имитационное. С помощью путевого анализа проверены связи между компонентами безвыходности. Показано, что предложенная модель достаточно хорошо соответствует полученным эмпирическим данным. Субъективная безвыходность представлена как комплекс взаимосвязанных и последовательных оценок, эмоциональных переживаний, способов реагирования. Посредством метода системной динамики проанализировано протекание процесса переживания безвыходности, которое характеризуется цикличностью, воспроизводимостью, ухудшением существующего положения. Итоговая модель описывает причины усиления субъективной безвыходности и факторы, способствующие выходу из проблемной ситуации.

Поступила: 24.07.2015

Принята к публикации: 16.08.2015

Страницы: 41-55

DOI: 10.11621/npj.2015.0205

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация; субъективная безвыходность; копинг; когнитивная оценка; когнитивные модели; путевой анализ; системная динамика

Авторам: Битюцкая Екатерина Владиславовна; Баханова Елена Александровна; Корнеев Алексей Андреевич

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Ковалев А.И. Современная психологическая наука – спорту. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 33-39.

В конце апреля 2015 г. состоялся VII Всероссийский фестиваль студенческого спорта. Созданный семь лет назад по инициативе ректора МГУ имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего спортивный праздник в этом году охватил более двух сотен высших учебных заведений Российской Федерации. Разнообразные спортивные соревнования с участием студентов и аспирантов, выступления известных спортсменов, сдачи нормативов и другие спортивно- массовые мероприятия позволили привлечь как участников, так и зрителей разных возрастов, профессиональной принадлежности и степени спортивной подготовленности.

Отличительной чертой фестиваля 2015 года стало то, что он был приурочен к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В программу фестиваля помимо традиционных спортивных и соревновательных событий вошли также и спортивно-патриотические элементы – походы к местам боевой славы, лекции и дискуссионные клубы, посвященные спортсменам и развитию спорта в годы войны. Еще одной инновацией этого года стала состоявшаяся в рамках фестиваля научно-практическая конференция «Фундаментальная наука – спорту». Междисциплинарный характер конференции позволил собрать на одной площадке представителей разных областей знания – психологов, биологов, медиков, философов и педагогов. Широкий охват аудиторий и докладчиков был возможен благодаря проведению конференции в формате онлайн-видеосвязи одновременно с Томским государственным университетом, Санкт-Петербургским государственным университетом, Южным Федеральным университетом и Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом. Для того, чтобы подчеркнуть важность как фундаментальных, так и практических научных исследований, конференция была разделена на две части – пленарное заседание, на котором были освещены важнейшие методологические проблемы взаимодействия науки и спорта, и молодежная секция конференции, состоящая из докладов о прикладных работах.

Поступила: 17.06.2015

Принята к публикации: 28.07.2015

Страницы: 33-39

DOI: 10.11621/npj.2015.0204

Ключевые слова: Всероссийский фестиваль студенческого спорта; конференция «Фундаментальная наука – спорту»; 70-летие Победы в Великой Отечественной войне; патриотическое воспитание; студенческий спорт

Авторам: Ковалев Артем Иванович

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Исаев А.В., Исайчев С.А. Количественные и качественные индикаторы формирования антиципации у спортсменов-борцов.// Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 25-32.

Фундаментальные исследования феномена антиципации, поиск новых методических подходов к изучению ее механизмов и процессов формирования являются актуальными задачами современной психологии. Особый интерес проблема антиципации имеет в спортивной деятельности, где вероятностный прогноз развития наличной ситуации имеет решающее значение для победы.

В статье представлены результаты апробации методики формирования навыка антиципации у спортсменов-борцов. Основной задачей исследования был поиск психофизиологических и поведенческих индикаторов, позволяющих количественно и качественно оценить степень развития антиципации. Процедура формирования навыка была основана на подкреплении правильного выбора поведения в смоделированной ситуации принятия решения в условиях множественного выбора. Стимулами выступали видеозаписи смоделированных ситуаций проведения приемов вольной борьбы. Параллельно проводилась регистрация глазодвигательной активности и регистрация многоканальной электроэнцефалограммы (ЭЭГ).

Результаты исследования показали эффективность предложенной методики. После прохождения тренингов снижается количество ошибок и время принятия решения при выборе ответа. Экспертная оценка по основным квалификационным факторам показала их достоверное увеличение у членов экспериментальной группы. На психофизиологическом уровне наблюдается редукция глазодвигательной активности при выборе правильных ответов, сокращается количество фиксаций и реверсивных саккад на тексте вопросов и ответов. Анализ параметров ЭЭГ показал постепенное снижение индекса активации мозга во время анализа моделируемых ситуаций и динамическое перемещение максимумов активности из лобных отделов в височные и затылочные области по мере прохождения серии тренингов.

Поступила: 26.07.2015

Принята к публикации: 02.08.2015

Страницы: 25-32

DOI: 10.11621/npj.2015.0203

Ключевые слова: антиципация; спортсмен; вольная борьба; психофизиологическая оценка; спортивные тренировки

Авторам: Исаев Алексей Вячеславович; Исайчев С.А.

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Грушко А.И., Леонов С.В. Применение систем регистрации движений глаз в психологической подготовке футболистов. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 13-24.

Статья посвящена возможностям применения методов регистрации движений глаз (айтрекинга) в ходе психологической подготовки футболистов. Рассматриваются психологическая специфика футбола, профессионально важные качества спортсменов-футболистов. Приведены примеры исследований движений глаз футболистов в процессе выполнения спортивно-специфических задач: при реализации пенальти, в ситуациях обыгрывания противника, при принятии решений и др.

В настоящем исследовании приняли участие 23 игрока профессиональной футбольной лиги (их средний возраст = 21,56±1,5 лет). В целях изучения паттернов глазодвигательной активности, участвующих в реализации технических действий (дриблинге, ударам по воротам), был проведен эксперимент с использованием технологий айтрекинга (в работе использовался мобильный айтрекер «ETG SMI»). Футболистам было необходимо пробежать дистанцию с мячом, а после этого – выполнить удар в определенную зону ворот. Все спортсмены сделали необходимую разминку перед началом тестирования.

В результате эксперимента было установлено, что точность удара по воротам и техничность дриблинга тесно связаны со средней длительностью фиксаций взора во время движения. Это, в целом, согласуется с результатами аналогичных ранее проведенных исследований в других видах спорта, реализованнх преимущественно в лабораторных условиях, а также в закрытых помещениях. Кроме того, были проанализированы качественные параметры глазодвигательной активности игроков на различных этапах выполнения тестового упражнения, в результате чего выявлены характеристики эффективных и неэффективных зрительных стратегий футболистов.

Поступила: 30.05.2015

Принята к публикации: 10.06.2015

Страницы: 13-24

DOI: 10.11621/npj.2015.0202

Ключевые слова: айтрекинг; направление взора; психология спорта; футбол; психологическая подготовка в футболе

Авторам: Леонов Сергей Владимирович; Грушко Алена Игоревна

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Барабанщикова В.В., Климова О.А. Профессиональные деформации в спорте высших достижений. Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 3-12.

Для достижения высоких результатов спортсменам нередко приходится жертвовать своими интересами, адаптируясь к бесконечным перелетам, акклиматизации, тяжелейшим тренировкам и участию в непростых соревнованиях при абсолютной невозможности полного восстановления физиологических и психологических ресурсов. Это приводит к постепенному накоплению эффектов переживания неблагоприятных функциональных состояний. При полном отсутствии работы по профилактике и предотвращению последствий накопления неблагоприятной симптоматики, угрожающей профессиональному благополучию спортсмена, увеличивается вероятность возникновения и развития у него профессиональных деформаций.

Целью представленного теоретического исследования является выявление и анализ основных черт профессиональных деформаций, характеризующих спортивную деятельность. Мы предполагаем, что традиционно выделяемые в психологии труда профессионально обусловленные деформации будут свойственны и спортсменам. В статье спортивная деятельность рассматривается как профессиональная. Дается анализ основных профессиональных деформаций, возникающих в процессе спортивной деятельности, к которым относятся спортивный трудоголизм (Schaufeli et al., 2008), прокрастинация (Milgram et al., 2000), выгорание (Maslach et al, 2008), поведение типа А (Ryska et al., 1999) и перфекционизм (Xolmogorova, 2010). Описаны наиболее актуальные подходы к их рассмотрению, освещены специфические особенности их проявления в процессе и после завершения спортивной карьеры. Раскрываются также способы диагностики и своевременного предотвращения характерных для спортсмена профессиональных деформаций.

Поступила: 23.03.2015

Принята к публикации: 06.04.2015

Страницы: 3-12

DOI: 10.11621/npj.2015.0201

Ключевые слова: профессиональные деформации; выгорание; перфекционизм; трудоголизм; прокрастинация; поведение типа А; sport; профессия; спортивная деятельность

Авторам: Барабанщикова Валентина Владимировна; Климова Оксана Анатольевна

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Когель Д.Д., Рикель А.М. Представления о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 111-118.

В статье представлены результаты исследования представлений о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений. Раскрывается общая структура представлений о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений у мужчин и женщин, полученная в результате проведения глубинных интервью. Установлено, что в представлении респондентов романтические отношения влияют на карьеру в значительно большей степени, чем карьера на романтические отношения. Выделены как положительные аспекты этого влияния, которые заключаются в возникновении моральной поддержки, вдохновения, уверенности и т.п., так и отрицательные – появление дефицита времени, внимания и энергетических ресурсов. Выявлены различия в оценке силы взаимосвязи между успешностью карьеры и романтическими отношениями у мужчин и женщин.

Определены особенности восприятия и оценки успешности собственной карьеры у людей, состоящих в отношениях и тех, кто не имеет романтического партнера. Была обнаружена взаимосвязь между успешностью карьеры и отношением романтического партнера к карьере респондента. Также были получены дополнительные результаты относительно факторов романтических отношений, которые могут способствовать построению более успешной карьеры.

Поступила: 23.12.2014

Принята к публикации: 20.01.2015

Страницы: 111-118

DOI: 10.11621/npj.2015.0113

Ключевые слова: карьера; успешность карьеры; факторы успешности карьеры; романтические отношения; карьера и отношения; карьера и семья

Авторам: Рикель Александр Маркович; Когель Дарья Д.

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Якупова В.А., Захарова Е.И. Внутренняя материнская позиция женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 96-104.

В настоящее время процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) получила широкое распространение. Благодаря совершенствованию медицинских технологий, родительство стало возможным для пар, которые были обречены на бездетность. Появился и практический запрос на психологическое сопровождение пар, решивших принять участие в программе ЭКО. Формирование внутренней материнской позиции при ЭКО происходит в особых психологических условиях. Процедуре ЭКО предшествует период бесплодия, сама процедура нередко является последней возможностью самостоятельно родить ребенка. Участие в программе ЭКО предполагает постоянный контакт с врачами, доступ медицинского персонала к интимной сфере жизни пары. В статье анализируется отношение женщин, участниц программы ЭКО, к беременности, будущему ребенку и выполнению родительских функций – элементам, составляющим материнскую позицию. Исследование, в котором приняли участие 224 беременные женщины, 62 участницы программы ЭКО и 162 женщины с физиологической беременностью, проводилось на базе ФГБУ Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова. При анализе полученных данных удалось выявить особенности внутренней позиции женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО. По сравнению с группой женщин с физиологической беременностью, участницы программы ЭКО склонны к большей идеализации родительства и ребенка. При выраженном стремлении к материнству участницы программы ЭКО демонстрируют неготовность принять на себя роль родителя. Основная мотивация матерей в группе ЭКО сосредоточена на самом факте беременности и рождения ребенка, собственно выполнение родительских функций, забота о ребенке и его поддержка не является привлекательными для женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО.

Важными условиями становления материнской позицией оказались опыт материнства и продолжительность ожидания беременности.

Поступила: 30.10.2014

Принята к публикации: 24.12.2014

Страницы: 96-104

DOI: 10.11621/npj.2015.0111

Ключевые слова: беременность; материнство; ЭКО; родительская позиция; стиль переживания беременности

Авторам: Якупова Вера А.; Захарова Елена Игоревна

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Капустин С.А. Особенности личности детей в семьях клиентов психологической консультации. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 79-87.

В статье изложены результаты исследования влияния основных стилей родительского воспитания, встречающихся в семьях клиентов психологической консультации (гиперопеки и сверхтребовательности), на развитие личности детей и возникновение детско-родительских проблем. Показано, что важнейшим фактором, влияющим на возникновение детско-родительских проблем в этих семьях, является аномальность личности родителей, установленная с помощью так называемого экзистенциального критерия, которая проявляется в используемых ими стилях воспитания своих детей. Эти стили воспитания способствуют формированию у детей аномальных типов личности, также установленных с помощью экзистенциального критерия, которые обозначены как «ориентированный на внешнюю помощь», «ориентированный на соответствие своего поведения требованиям других людей» и «ориентированный на протест против соответствия своего поведения требованиям других людей».

Дети с данными типами личности, сталкиваясь с требованиями со стороны своего ближайшего социального окружения, обычно рассчитанными на детей с нормальным уровнем личностного развития, и потому не соответствующими их личностным возможностям, начинают испытывать проблемы. Поскольку эти проблемы связаны с трудностями приспособления детей к требованиям социального окружения, их можно отнести к категории проблем социальной адаптации. Выявлено сходство типа личности, «ориентированного на соответствие своего поведения требованиям других людей, с теоретическими представлениями об аномальной личности, предрасположенный к возникновению различного рода жизненных проблем и психических расстройств, содержащимися в работах Э. Фромма, З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла. Этот факт свидетельствует о том, что личность данного типа можно рассматривать как классический тип личности, с которым в разное время сталкивались в своей психотерапевтической практике все эти авторы.

Поступила: 20.11.2014

Принята к публикации: 29.11.2014

Страницы: 79-87

DOI: 10.11621/npj.2015.0109

Ключевые слова: нормальная личность; аномальная личность; экзистенциальные дихотомии; стили родительского воспитания; детско-родительские проблемы

Авторам: Капустин Сергей Александрович

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Погожина И.Н. Внутренние закономерности функционирования системы логических операций у российских и китайских дошкольников: кросскультурный анализ. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 70-78.

Исследование внутренних закономерностей функционирования познавательных систем, в том числе, системы логических операций индивида неразрывно связано с решением вопроса об универсальности процессов стихийного формирования и развития операциональной системы субъекта в разных социально-культурных условиях. Цель нашей работы – установление взаимозависимостей между уровнями развития элементов операциональной системы на стадии становления конкретнооперационального мышления у дошкольников из разных стран: России и Китая. Для диагностики уровней развития структурных элементов операциональной системы субъекта использовались классические методики Пиаже. Сопоставлены стадии развития логических операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения, способности к децентрации у 40 российских и 40 китайских дошкольников (3,1-6,5 лет). Выявлено отсутствие статистически значимых различий по показателям развития всех исследуемых элементов у детей из России и Китая (Mann-Whitney U test). Выявлено наличие статистически значимых положительных корреляционных взаимосвязей между уровнями развития элементов операциональной системы внутри российской и китайской выборок (ρ Спирмена; p < 0,01). Сделаны выводы о том, что испытуемые из России и Китая не превосходят друг друга по показателям развития способности к децентрации, логических операций классификации, сериации, пониманию принципа сохранения. Элементы операциональной системы субъекта функционируют и развиваются взаимосвязано у российских и китайских дошкольников: повышению уровня развития одного из элементов системы сопутствует повышение уровней развития других элементов. Отсутствуют статистически значимые различия в конфигурациях элементов операциональной системы на этапе перехода от дооперациональной стадии развития мышления к конкретнооперациональной между дошкольниками, живущими в разных культурно-социальных условиях (Россия, Китай). Это свидетельствует об универсальности процессов стихийного формирования и развития содержания операциональной системы логического мышления субъекта, а также о том, что система логических операций при переходе от дооперационального этапа развития к конкретнооперациональному функционирует, подчиняясь внутренним закономерностям развития системы.

Поступила: 26.02.2015

Принята к публикации: 03.03.2015

Страницы: 70-78

DOI: 10.11621/npj.2015.0108

Ключевые слова: кросскультурное исследование; Китайский дошкольник; логическое мышление; классификация; сериация; децентрация; децентрация

Авторам: Погожина Ирина Николаевна

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Ахутина Т.В., Пронина Е.А. Оценка состояния регуляции активации у первоклассников с помощью методики RAN/RAS. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 61-69.

Методика RAN/RAS (Rapid Automatized Naming/Rapid Alternating Stimulus – быстрое автоматизированное называние/быстрые альтернативные стимулы) успешно используется многими психологами, главным образом, для прогнозирования риска дислексий, так как включает в себя речевой компонент и требует хороших визуально-вербальных связей. Однако проведенные исследования продемонстрировали, что низкая скорость называния является эффективным индикатором нейрокогнитивных проблем переработки информации в целом, то есть трудностей обучения вообще, а не только трудностей чтения (Waber, Wolf et al., 2000; Waber, 2011). Было предложено два объяснения этого факта: нарушение управляющего психического контроля (executive mental control) (Denckla and Cutting, 1999) и сложности автоматизации, иначе говоря, трудности перехода от энергозатратного контролируемого выполнения задания к менее энергоемкому (Waber, 2011, Janisma et al., 2001). Вторая интерпретация, обсуждающая проблемы энергетических ресурсов когнитивного функционирования, близка к представлениям о слабости процессов поддержания активности мозга. Однако применение данной методики для оценки состояния функций активации ранее описано не было.

С точки зрения концепции А.Р. Лурия о трех блоках мозга (Лурия, 1973) методика RAN/RAS может рассматриваться как чувствительная к слабости первого блока, функцией которого является поддержание активности корковых структур. Целью нашего исследования является доказательство возможности оценки регуляции активации с помощью методики RAN/RAS. Эта задача актуальна, потому что методических средств определения слабости I блока при нейропсихологическом обследовании явно недостаточно, несмотря на то, что проблемы энергетического блока занимают первое место по частоте встречаемости у детей с трудностями обучения (Ахутина, Пылаева, 2008).

Поступила: 14.12.2015

Принята к публикации: 23.01.2015

Страницы: 61-69

DOI: 10.11621/npj.2015.0107

Ключевые слова: детская нейропсихология; первый (энергетический) блок мозга; активация; автоматизация; трудности в обучении

Авторам: Ахутина Татьяна Васильевна; Пронина Елена А.

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Барабанщикова В.В., Климова О.А. Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 52-60.

В статье представлен анализ основных подходов к пониманию современного состояния проблемы феноменов вовлеченности в работу и трудоголизма, субъективных и объективных причин их развития и возможных способов диагностики. Вовлеченность в работу характеризуется рядом черт, отличающих этот феномен от феномена трудоголизма. Последствия чрезмерной вовлеченности в работу через механизмы накопления неблагоприятных эффектов переживаемых сотрудником ФС могут трансформироваться в развитие феномена трудоголизма. На современном этапе развития науки и общества констатируется дефицит изученности феномена трудоголизма, однако, несомненно, эта проблема является актуальной во всех сферах психологической науки в связи с тем, что научная концептуализация и операционализация феномена трудоголизма была начата сравнительно недавно – в 70-х годах прошлого столетия (Oates, 1968; Clark, 2014). Основной сложностью изучения данного феномена являются (1) трудность его разграничения с благоприятным паттерном рабочего поведения, получившим название «вовлеченность в работу» (Schaufelli,2012), и (2) двоякость сформированного в обществе отношения к собственно феномену трудоголизма: при очевидных негативных последствиях для психологического благополучия и профессионального здоровья работника нельзя не отметить традиционные социально одобряемые последствия трудоголизма в виде регулярных добровольных переработок сотрудников, склонных к трудоголизму, на благо организации. Проведенный анализ исследований по проблеме трудоголизма и вовлеченности в работу позволяет говорить о том, что до сих пор в психологической науке не существует единого принятого взгляда как на сущность этих феноменов, причины и механизмы их развития, так и на разработку обобщенной системы диагностики, профилактики и коррекции проявлений и последствий трудоголизма, и системы диагностики и поддержания вовлеченности в работу сотрудников организаций.

Поступила: 06.02.2015

Принята к публикации: 12.02.2015

Страницы: 52-60

DOI: 10.11621/npj.2015.0106

Ключевые слова: вовлеченность в работу; трудоголизм; продуктивная деятельность; профессиональные деформации

Авторам: Барабанщикова Валентина Владимировна; Климова Оксана Анатольевна

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Первичко Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 39-51.

Часть II. Культурно-деятельностный подход к проблеме стратегий и механизмов регуляции эмоций Первая часть статьи опубликована в №4, 2014 «Национального психологического журнала».

В первой части данной статьи была аргументирована целесообразность разработки структурно-динамической модели регуляции эмоций в теоретико- методологических рамках культурно-деятельностной парадигмы, с построением психологически обоснованной типологии стратегий регуляции эмоций в норме и патологии и выделением психологических механизмов, обеспечивающих возможность регуляции эмоций. Этот вывод был сделан по результатам анализа основных концепций и парадигм, в которых ставится и изучается проблема регуляции эмоций: психоаналитического и когнитивного подходов, концепций эмоционального развития и эмоционального интеллекта, культурно-деятельностного подхода. Была рассмотрена процессуальная модель регуляции эмоций Дж. Гросса, с выделением стратегий регуляции эмоций и оценкой их эффективности. Проанализированы возможности и ограничения модели. На основании обзора исследований был сформулирован вывод, что при имеющемся описании широкого спектра регуляторных стратегий остаётся открытым вопрос о психологических механизмах их становления, а также выбора субъектом при решении конкретных задач.

Введено авторское определение регуляции эмоций, согласно которому она понимается как совокупность психических процессов, психологических механизмов и регуляторных стратегий, которые использует человек для сохранения способности к продуктивной деятельности в ситуации эмоциональной нагрузки; для обеспечения оптимального контроля над побуждениями и эмоциями; для поддержания эмоционального возбуждения на оптимальном для него уровне. Во второй части публикации приводится общее описание стратегий регуляции эмоций, с обоснованием подхода к их типологизации, а также психологических механизмов регуляции эмоций, положенных в основу этой типологизации, – основных элементов структурно-динамической модели регуляции эмоций. Показана теоретико-методологическая обоснованность и эмпирическая продуктивность рассмотрения в качестве центральных механизмов регуляции эмоций знаково-символического опосредствования и личностной рефлексии. Представлен разработанный диагностический комплекс, использование которого позволяет эмпирически выделять и идентифицировать как широкий спектр стратегий регуляции эмоций, так и психологические механизмы, используемые субъектом при решении задачи эмоционального контроля и защиты в эмоциогенных ситуациях.

Описано три класса стратегий регуляции эмоций: когнитивно-неопосредованные, когнитивно-трансформирующие и коммуникативно-экспрессивные.

Поступила: 25.01.2015

Принята к публикации: 02.02.2015

Страницы: 39-51

DOI: 10.11621/npj.2015.0105

Ключевые слова: высшие психические функции (ВПФ); знаково-символическое опосредствование; рефлексия; регуляция эмоций; когнитивно-неопосредованные стратегии регуляции эмоций; когнитивно-трансформирующие стратегии регуляции эмоций; коммуникативно-экспрессивные стратегии регуляции эмоций

Авторам: Первичко Елена Ивановна

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Рефераты статей на французском языке. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 117-121.

Рефераты статей на французском языке

Страницы: 117-121

Ключевые слова: реферат статьи

Авторам: Редакция

Доступно в on-line версии с 31.12.2014


161 - 180 из 340
Начало | Пред. | 7 8 9 10 11 | След. | Конец