ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Элемент не найден!

Публикации

Карпова Э.Б., Николаева Е.А. Негативные психоэмоциональные последствия пандемии COVID-19 в группе риска // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 3(39). – С. 66–74. doi: 10.11621/ npj.2020.0308

Актуальность (контекст) тематики статьи. Пандемия COVID-19, наряду с угрозой соматическому здоровью и жизни людей, явилась вызовом их психическому здоровью. Поиск предикторов негативных последствий этого события в психической сфере является актуальной задачей психологического сообщества.

Цель: проверка предположения, что на людей с потенциально тяжелым течением заболевания и повышенной вероятностью летального исхода (представителей группы риска) психологическое влияние пандемии может быть более весомым, чем на основную часть населения, и сопровождаться выраженными психоэмоциональными нарушениями.

Описание хода исследования. В первые два месяца после введения ограничительных мер по поводу эпидемии COVID-19 в социальных сетях проведен онлайн-опрос населения с помощью валидных методик, подходящих для скрининговых исследований. Использовались специально разработанная анкета и включенные в нее психодиагностические методики в формате «Google-опросник». В исследовании приняли участие 449 человек в возрасте от 12 до 82 лет, средний возраст 30 лет, мода1 – 22 года. Выборка была разделена на основную и контрольную группы. Основную группу – группу риска составил 81 человек, численность контрольной группы или условно названной «группы здоровья» – 368 человек. 

Результаты исследования. Выявлено, что приверженность к самоизоляции не связана с принадлежностью респондентов к группе риска. Несмотря на обнаруженную связь между принадлежностью к группе риска и страхом заразиться коронавирусной инфекцией, психоэмоциональные нарушения на статистически достоверном уровне значимости чаще диагностированы в «группе здоровья» (45%, а в группе риска – 26%). Среди членов группы риска реже встречается высокий уровень переживания одиночества (1% против 8% у «группы здоровья»).

Выводы. В целом результаты показали значительное негативное влияние новых условий на психическое состояние людей. Не подтверждена выдвинутая гипотеза, что лица из группы риска оказались более подвержены психоэмоциональному дистрессу в период самоизоляции. Наиболее уязвимой оказалась самая активная часть населения, для которой сложившаяся ситуация оказалась фрустрирующей привычные потребности.

Поступила: 08.09.2020

Принята к публикации: 18.09.2020

Страницы: 66-74

DOI: 10.11621/npj.2020.0308

Автор(ы): Карпова Эльвира Борисовна; Николаева Екатерина Андреевна

Количество показов: 729

Реан А.А., Новикова М.А., Кошелева Е.С. Ретроспективное восприятие буллинга студентами: социоэкономические, гендерные и семейные факторы // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 2(38). – С. 63-74.

АктуальностьВ статье  представлены результаты исследования восприятия школьного буллинга респондентами студенческого возраста. Буллинг, как одна из форм проявления агрессивного поведения, требует активного вмешательства со стороны педагогов, психологов и родителей, а также проведения комплекса мероприятий, направленных на профилактику агрессивного поведения в целом. При этом работ, посвященных динамике восприятия буллинга юношами и девушками, спустя несколько лет после окончания школы крайне мало. Именно в этот период не только участие, но и интенсивность переживания школьной травли в качестве значимого события прошлого может оказывать влияние на дальнейший выбор профессии, успешность в жизни, психоэмоциональное состояние. 

Цель. Исследование направлено на решение нескольких задачАнализировалась распространенность разных типов буллинга (социальная агрессия, вербальный, физический буллинг, кибербуллинг) в старших классах школ, делалась оценка буллинга с точки зрения распределения ролей. Также изучалось влияние социально-демографических факторов на участие в буллинге, проводился сравнительный анализ двух возрастных групп (школьники старших классов и студенты начальных курсов обучения) и ретроспективный анализ восприятия Школьного буллинга студентами. 

Описание хода исследования. Общий объем выборки составил около 700 человек – студентов младших курсов из нескольких городов России (12% юношей и 88% девушек). В процессе исследования применялись специально разработанная онлайн-анкета и англоязычные методики оценки буллинга: Adolescent Peer Relation Instrument, Social Bullying Involvement Scales, Cyberbullying and Online Aggression Survey.

Результаты исследования показали, что почти каждый второй из респондентов хотя бы раз принимал участие в школьной травле. Выявилась положительная взаимосвязь между ролями в буллинге (агрессор, жертва, свидетель). Каждый из участников школьной травли может занимать разные позиции или играть несколько ролей одновременно. Имеют место гендерные и социально-экономические различия между респондентами, принимавшими и не принимавшими участие в буллинге. С возрастом наблюдается тенденция на снижение количества респондентов, принимавших участие в физической травле в роли жертвы и свидетеля, но сохраняется высокий процент участия в других видах буллинга. 

Выводы. Высокий уровень участия в буллинге подчеркивает необходимость проведения профилактических и коррекционных мер, направленных на профилактику агрессивного поведения, в целом, и предотвращение буллинга, в частности.

Поступила: 13.02.2020

Принята к публикации: 14.03.2020

Страницы: 63-74

DOI: 10.11621/npj.2020.0206

Автор(ы): Реан Артур Александрович ; Новикова М.А. ; Кошелева Екатерина Сергеевна

Количество показов: 727

Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Образовательная среда в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы безопасности. // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 3(39). – С. 57–65. doi: 10.11621/npj.2020.0307

Актуальность тематики статьи определяется необходимостью исследования образовательных процессов, в частности, образовательной среды в ситуации пандемии COVID-19.

Целью исследования является анализ особенностей образовательной среды, определяемых условиями пандемии COVID-19 и требованиями самоизоляции и дистанционного обучения, а также психологических угроз безопасности образовательной среды в этих новых условиях.

Описание хода исследования. Проводилось исследование угроз безопасности образовательной среды в условиях пандемии, которые были выявлены в поисковом исследовании в первый месяц режима самоизоляции (апрель 2020 года). Анализировалась информация, предоставленная студентами младших курсов университета психологического профиля (п = 31), учителями (п = 19) и психологами московских школ (п = 6), школьниками – учениками 5–7 классов (n = 76) и родителями школьников (п = 18). Вся информация была собрана дистанционно, предоставлена на условиях анонимности и добровольности. Обработка дискурсов проводилась методом контент-анализа и тематического анализа с последующей экспертной оценкой. Выбранный методологический план качественного исследования позволяет использовать индивидуальные переживания в качестве показателей массового сознания для анализа коллективных состояний. Результаты. Выявлено, что современная ситуация, определяемая пандемией COVID-19, значительно изменяет понятие «образовательная среда». Традиционные характеристики школьной образовательной среды дополняются факторами, являющимися следствием процесса «расширения» и «смещения» образовательной среды за счет перехода, с одной стороны, из школьной в условия домашней среды; с другой – из оффлайн- в онлайн-формат. Выделены новые ракурсы проблемы безопасности образовательной среды, которые определяются ситуацией самоизоляции, характеризующейся дистанционным обучением, пребыванием в домашней среде, обеднением непосредственного общения, интенсификацией общения в сети, вынужденным взаимодействием с близким окружением, необходимостью координации взаимодействия учителей и родителей, значимостью интернет-коммуникации, динамическими процессами в семье как в малой группе и пр. Особо значимые переживания у всех участников образовательного процесса во время самоизоляции вызывают ситуации, связанные с динамикой семейных и межличностных отношений, здоровьем, физической средой дома, онлайн-форматом учебного процесса.

Выводы. Программа деятельности службы сопровождения образования в школьной среде должна быть дополнена опытом и новыми практиками жизнедеятельности в условиях изоляции. В ситуации «расширенного» образовательного пространства и дистанционного обучения образовательная политика обязана, оставляя в приоритете школу, учитывать появление новых приоритетных субъектов образовательной среды, требующих внимания.

Поступила: 12.09.2020

Принята к публикации: 20.09.2020

Страницы: 57–65

DOI: 10.11621/npj.2020.0307

Автор(ы): Баранова Виктория Анатольевна; Дубовская Екатерина Михайловна ; Савина Ольга Олеговна

Количество показов: 710

Леонова Е.В. Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания. // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 3(39). – С. 48–56. doi: 10.11621/npj.2020.0306

Актуальность. Ситуация, сложившаяся весной 2020 года вследствие введения карантинных мер, связанных с пандемией COVID-19, резко изменила формат социальной жизни, наложила отпечаток на социальные взаимодействия внутри больших и малых групп. Перевод школьников и студентов на дистанционный формат образования, а сотрудников многих предприятий на удаленный формат работы привнес изменения как на уровне взаимоотношений внутри школьных коллективов, так и на уровне семейных взаимоотношений.

Цель исследования – определение внешних и внутренних факторов взаимопонимания между родителями и детьми в период изоляции. Выборку составили 214 родителей школьников, проживающих в городах Центрального федерального округа, преимущественно в Калужской области. Обследование проводилось онлайн с использованием Google Forms в апреле-мае 2020 года. Внешние стрессогенные факторы (жилищные условия, финансовые проблемы, достаточность компьютерной техники и качество Интернет-связи для дистанционной работы/учебы всех членов семьи), а также степень взаимопонимания изучались с помощью анкеты. Для оценки внутренних факторов использовались опросники TIPI-RU, ШПАНА (PANAS), Brief Cope, опросник стиля поведения в конфликте.

По результатам исследования разработана модель опосредствованного влияния внешних стрессоров (финансовые проблемы, достаточность компьютерной техники и качество интернет-связи) на взаимопонимание детей и родителей. Это влияние опосредствуется аффективными состояниями, копинг-стратегиями и стилем поведения родителей в конфликте. Также важны личностные качества родителей: добросовестность и эмоциональная стабильность. Взаимопониманию родителей с детьми способствуют позитивный эмоциональный настрой родителей, использование ими таких копинг-стратегий как позитивная переоценка, планирование, юмор, принятие, а также стилей поведения в конфликте, направленных на примирение, компромисс.

Выводы. Результаты исследования показали необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к исследованию психологических реакций населения на ситуацию пандемии и карантина: многими семьями сложившаяся ситуация была воспринята как возможность больше времени уделять общению и развитию себя, детей и взаимоотношений. Полученные результаты могут являться отражением региональной специфики – исследование проводилось в городах с менее жестким (по сравнению с Москвой) режимом изоляции в период карантина.

Поступила: 10.09.2020

Принята к публикации: 17.09.2020

Страницы: 48-56

DOI: 10.11621/npj.2020.0306

Автор(ы): Леонова Елена Васильевна

Количество показов: 710

Журавлев А.Л., Зинченко Ю.П., Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. V съезд Российского Психологического Общества // Национальный психологический журнал — 2012.— №2(8) — с.46-54.

С 14 по 18 февраля 2012 года в Москве состоялся V съезд Российского психологического общества (РПО). РПО ведет свою историю с 24 января 1885 года, когда под председательством М.М. Троицкого состоялось первое заседание Психологического общества при Императорском Московском университете.

Страницы: 46-54

Автор(ы): Зинченко Юрий Петрович; Журавлев А.Л. ; Сергиенко Елена А.; Ковалева Ю.В.

Ключевые слова: V Съезд Российского психологического общества; Российское психологическое общество

Количество показов: 702

Солонченко С.С. Связь идентичности с образом семьи у выпускников закрытых учреждений // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 2(38). – С. 85-98.

Актуальность тематики статьиРезультаты современных исследований психологических особенностей выпускников закрытых учреждений свидетельствуют о том, что у подростков, воспитывающихся в этих учреждениях, представления о семье деформированы. Основываясь на них, бывшие подростки не умеют создать надежные семейные отношения, часто ведут асоциальный образ жизни и отдают своих детей в те же учреждения, выпускниками которых являются. Изучение причин деформации образа семьи у подростков, оставшихся без попечения родителей, позволит работать с этими причинами и помочь выпускникам закрытых учреждений сформировать полный, структурированный образ семьи. Это поможет им в их социализации в обществе.

Цель работы: исследование связиидентичности с образом семьи у выпускников закрытых учреждений. Мы предполагали, что такая связь существует.

Описание хода исследования. В статье проанализированы результатыисследования личностной идентичности и структурные особенности образа семьи выпускников закрытых учреждений. Рассмотрены психологические особенности развития подростков, оставшихся без попечения родителей. 

Описывается проведенное авторами исследование, выборку которого составили 68 респондентов – выпускники закрытых учреждений подросткового возраста (15–17 лет), имеющие опыт проживания в учреждении более 5 лет, являющиеся учащимися профессиональных образовательных организаций Белгородской области, находящиеся на полном государственном обеспечении. Среди них 33 девушки и 35 юношей. 

В исследовании были использованы следующие методики: методика «Кто я?» (М. Кун и Т. Мак-Партланд, модификация Т.В. Румянцевой), метод свободных ассоциаций и 21 факторный семантический дифференциал.

Результаты исследования. Выдвинутое нами предположение получило подтверждение. Подтверждено наличие связей между компонентами идентичности (социальное, коммуникативное, материальное и деятельностное «Я») и образом семьи у выпускников закрытых учреждений подросткового возраста. Коммуникабельного, направленного на общение подростка, имеющего опыт проживания в закрытом учреждении, не привлекают семейные отношения. Ощущение «братства» и «семейных уз», связывающее между собой воспитанников закрытых учреждений, переносится «во взрослую жизнь», где все становится общим, в том числе и бюджет семьи, если она создается. Если же у подростка материальная составляющая идентичности выражена слабо, друзья быстро теряют к нему интерес, «узы детдомовского братства» ослабевают и подросток имеет возможность сам строить свою дальнейшую, в том числе семейную жизнь. Понимание своей принадлежности к семье, своей роли в семейной иерархии, способствуют проявлению отзывчивости в семейных отношениях. Подростки, описывающие себя через интересы, хобби, навыки и пр., осознают значимость семейных ролей и способны качественно выполнять соответствующие им обязанности.

Выводы. Результаты исследования могут быть использованы для организации работы с подростками из закрытых учебных заведений, направленной на формирование у них правильного положительного образа семьи, усвоение ими социальных норм и ролей будущего супруга и родителя.

Поступила: 15.04.2020

Принята к публикации: 08.05.2020

Страницы: 85-98

DOI: 10.11621/npj.2020.0208

Автор(ы): Солонченко Светлана Сергеевна

Количество показов: 699

Баулина М.Е., Варако Н.А., Ковязина М.С., Зинченко Ю.П., Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., Е.В. Фуфаев Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями мышления при поражениях головного мозга различной этиологии // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 2(38). – С. 75-84.

Актуальность. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация относятся к числу основополагающих практических задач, стоящих перед клиническим психологом в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Современная система реабилитации – это партнерство между пациентами с повреждениями мозга, их семьями и различными специалистами, участвующими в реабилитационном процессе. Больной человек, его семья продолжают жить в обществе, и им приходится решать вопросы социального взаимодействия в новом статусе и с новыми, ограниченными, возможностями. Когнитивные и эмоциональные, психологические и поведенческие проблемы взаимосвязаны, и нейропсихологическая реабилитация должна учитывать все эти проблемы.

Цели: анализ и обобщение накопленного в нейропсихологической реабилитации диагностического и реабилитационного опыта, выделение критериев качества нейропсихологической диагностики и реабилитации пациентов с нарушениями когнитивных функций при повреждениях головного мозга, которыми следует руководствоваться практикующему клиническому психологу в процессе реабилитационной работы.

Результаты. На основании анализа прикладных исследований и практических руководств представлены рекомендуемые диагностические инструменты для выявления нарушений мышления, выделены основные направления и приемы реабилитационной работы с нарушениями мышления, показавшиесвою эффективность. Среди них организация динамики мыслительных процессов, организация операциональной стороны мышления, организация регуляторной стороны мышления.

Выводы. Представленный материал может служить опорой в практической работе клинического психолога с пациентами с нарушениями мышления при поражениях головного мозга. В материале обозначены основные направления диагностической и реабилитационной работы, о которых необходимо иметь представление практикующему психологу.

Поступила: 03.06.2020

Принята к публикации: 12.06.2020

Страницы: 75-84

DOI: 10.11621/npj.2020.0207

Автор(ы): Баулина Мария Евгеньевна; Варако Наталия Александровна ; Ковязина Мария Станиславовна; Зинченко Юрий Петрович; Микадзе Ю.В. ; Скворцов Анатолий Анатольевич; Фуфаева Екатерина Валерьевна

Количество показов: 688

Литвинов В.Ю. Влияние СМИ на региональные образы России в общей картине мира молодежи. // Национальный психологический журнал. – 2020. – No 2(38). – С. 158–169.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Представления человека об окружающем его мире во многом складываются на основании образов родной страны, «малой Родины», которые определили его становление как личности, сформировали его социальную идентичность. Современные информационные технологии создают все более мощные инструменты, которые средства массовой информации (СМИ) используют для формирования картины мира человека, его представления об обществе, стране, ее отдельных регионах. Нередко контент, предоставляемый СМИ, содержит основания для формирования негативных стереотипов, нерелевантных действительности образов тех или иных культур, народов, территорий, которые могут привести к дезинтеграции общества.

Цель работы: исследование особенностей восприятия региональных образов России у представителей молодежи из разных ее субъектов, определение роли
СМИ в формировании региональных образов и образа России в целом.

Описание хода исследования. Исследование пилотажное, поэтому имеет ограниченную выборку. Всего в нем приняло участие 30 молодых людей и девушек (Mage = 22.6 лет, SD=2.78) из 15 регионов России. В качестве методик были использованы опрос и углубленное интервью, психосемантическое шкалирование и проективная методика - своеобразный аналог «когнитивной карты». Психосемантическое исследование строилось на оценке следующих региональных образов: Севера России, Центральной России, Юга России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока.

Результаты исследования. Статистически показано, что участники исследования склонны по-разному оценивать как свои собственные представления, так и те, которые, по их мнению, формируются СМИ. Формируемые СМИ образы имеют скорее положительный характер и указывают в основном на преимущества территорий, не упоминая об их возможных недостатках. Большинство респондентов имеют крайне малый собственный личный опыт, лежащий в основе знаний о различных регионах России. Их представления об особенностях регионов во многом соответствуют тем региональным образам, которые формируют СМИ. Причем, данные образы стереотипны и имеют один яркий полюс эмоциональной оценки. Категориальная структура восприятия регионов значимо отличается по факторному наполнению от структур, выявленных в результате исследования целостного образа России (Матвеева, 2010; Митина, Петренко, 2009).

Выводы. При построении региональных образов и образа России в целом молодежь отталкивается от нравственной оценки, с помощью которой они конструируют свой личный образ, и от представлений, которые формируют СМИ. Образы различных регионов страны отличаются от целостного образа России. Данное исследование является пилотным, поэтому полученные результаты неправомерно экстраполировать на более широкую выборку, их можно рассматривать как задел для дальнейшей работы в данном направлении.

Поступила: 05.05.2020

Принята к публикации: 16.05.2020

Страницы: 158-169

DOI: 10.11621/npj.2020.0212

Автор(ы): Литвинов Владимир Юрьевич

Количество показов: 665

Нижельской В.А., Ковалева А.В., Панова Е.Н. Влияние представлений чувственно-ориентированных образов на параметры вертикальной позы и биоэлектрической активности головного мозга у актеров в процессе перевоплощения (пилотное исследование) // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 2(38). – С. 148–157.

Актуальность. На сегодняшний день известны исследования психофизиологических особенностей имажинации в процессе художественного творчества с использованием ЭЭГ, фМРТ, стабилоплатформы. Однако комплексные исследования процесса актерского перевоплощения этими методами пока не приобрели широкого распространения. В данном пилотном исследовании можно выделить психофизиологические основания актерского перевоплощения как объект исследования. В качестве предмета исследования рассмотрены аспекты влияния представления чувственно-эмоционального образа на двигательную активность в процессе актерского перевоплощения.

Целью настоящего исследования было определение характера влияния воображения на показатели целенаправленного физического действия и активность головного мозга на примере сохранения вертикальной позы актерами в условиях представления процесса перевоплощения в чувственно противоположно-ориентированные образы. 

Задачи исследования: сопоставить стабилометрические и электрофизиологические показатели, оценить их связь и характер системных перестроек при имажинациии вхождении в образ, оценить степень отождествления себя с этими образами.

Описание хода исследования. Исследование проводилось в течение двух дней на 12 добровольцах (4 юношии 8 девушек, возраст 20–22 года)–студентах Высшей школы сценических искусств (Театральная школа К. Райкина) г. Москва. В качестве объектов для перевоплощения участникам были предложены два образа: образ медузы и образ высокой устойчивой башни. Их описания были составлены на основе ряда синонимов и характеризовали чувственную противоположность этих объектов. Участникам предлагалось выполнять задания «проба Ромберга» на стабилоплатформе (европейская установка стоп), представляя движения и действия, которые актер мог бы производить на сцене, чтобы выявить заданный образ. Все действия должны были выполняться исключительно ментально, в воображении, сохраняя исходное вертикальное положение тела. Одновременно с выполнением заданий на стабилоплатформе проходила регистрация ЭЭГ.

Результаты исследования. В результате сравнения стабилометрических показателей испытуемых в образе медузы и образе башни оказалось, что нормированный индекс энергозатрат (Av) и площадь колебаний центра давления (S) достоверно ниже при поддержании вертикальной позы в процессе представления образа башни, по сравнению с представлением образа медузы (p<0.05 по непараметрическому критерию Вилкоксона).
Остальные показатели (индекс энергозатрат А и скорость перемещения центра давления V) также были ниже в образе башни, но уровня статистической значимости не достигали (p>0.05). Результаты статистического анализа влияния воображаемых образов на спектральные параметры ЭЭГ показали, что представление образа медузы, по сравнению с образом башни, характеризуется статистически значимо (p<0.01) меньшей мощностью частот 3–4 Гц в правом полушарии, частот 8–9 Гц в передне-височных отведениях симметрично (кроме Fp1 и Fp2), 11–12 Гц симметрично везде, кроме задних отведений (О1, О2, Т5, Т6), 12–13 Гц в правом полушарии кроме Fp1 и Fp2 и, наконец, меньшей мощностью высоких частот 20–21 Гц почти по всем отведениям (кроме Fp1 и Fp2), 24-25 Гц справа (кроме Fp2) и частот более 24 Гц в обоих затылочных отведениях.

Выводы. Мысленное представление образов башни и медузы при неизменном положении тела (положение стоя) оказывает влияние на стабилометрические показатели следующим образом: представление образа башни положительно влияет на устойчивость вертикальной позы и снижает энергозатраты этого процесса. Выявлены некоторые различия в центральных механизмах (по параметрам ЭЭГ) поддержания вертикальной позы при мысленном представлении различных образов. Основные различия между ЭЭГ в образе башни и медузы наблюдались в центрально-теменных отведениях, соответствующих локализации соматосенсорной коры, вестибулярных зон и представлениям о схеме собственного тела. Данное исследование носит пилотный характер, но оно может лечь в основу методов объективизации эффективности разных программ идеомоторных тренингов актеров.


Поступила: 26.05.2020

Принята к публикации: 07.06.2020

Страницы: 148-157

DOI: 10.11621/npj.2020.0211

Автор(ы): Нижельской Виктор Александрович; Ковалева Анастасия Владимировна; Панова Елена Николаевна

Количество показов: 664

Виничук Н.В. Выраженность жизнестойкости у молодых людей России и Израиля в ситуации самоизоляции периода распространения коронавируса. // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 3(39). – С. 22–29. doi: 10.11621/npj.2020.0303

Актуальность (контекст) тематики статьи. Ситуация с вирусом COVID-19 создала мировую ситуацию непредсказуемости, неопределенности и кризиса. Каждый человек по-разному проживал период самоизоляции, в адаптации к которому важную роль играет жизнестойкость, как личностный ресурс, а также принадлежность той или иной стране.

Целью исследования стал сравнительный анализ выраженности жизнестойкости у молодых людей в ситуации самоизоляции периода распространения коронавируса в России и Израиле. Мы предположили, в качестве гипотезы, что уровень жизнестойкости в России и Израиле будет схож, ввиду примерно равного по числу, при всей их различности, факторов нестабильности, особенно в ситуации дополнительного дисстрессового фактора – пандемии COVID-19.

Описание хода исследования. Исследование проводилось через интернет-ресурсы. Выборку составили 40 человек: 20 из России (8 мужчин и 12 женщин) и 20 из Израиля (10 мужчин и 10 женщин). Возраст испытуемых составил от 25 до 40 лет (средний возраст россиян – 29,1, средний возраст израильтян – 31,8).

Психодиагностика жизнестойкости проводилась посредством Теста жизнестойкости С. Мадди (перевод и адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой).

Результаты исследования. Выявлено, что общий уровень жизнестойкости и его трех отдельных компонентов («вовлеченность», «контроль», «принятие риска») немного выше у молодых людей Израиля, чем у граждан России. Статистически значимые различия (Uэмп = 64 (Uкр = 114 при p ≤ 0.01; 138 при p ≤ 0.05) обнаружены только по показателю «принятию риска».

Выводы. Гипотеза исследования, о том, что нет существенных различий в уровне жизнестойкости у молодых людей, проживающих в России и в Израиле в период самоизоляции, подтвердилась частично. У жителей Израиля не намного выше компоненты «вовлеченность», «контроль» и общий уровень жизнестойкости и значимо выше компонент «принятие риска».

Поступила: 07.09.2020

Принята к публикации: 21.09.2020

Страницы: 22-29

DOI: 10.11621/npj.2020.0303

Автор(ы): Виничук Наталья Владимировна

Количество показов: 650


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2021
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер