ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

современный подросток

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Собкин В.С., Калашникова Е.А. Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 63-76.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Исследование отношения учащихся основной и старшей школы к системе дополнительного образования имеет принципиальное значение, поскольку именно в системе дополнительного образования подросток пытается осуществить особые «культурные пробы», позволяющие ему получить обратную социальную реакцию относительно своей личностной успешности, успешности как субъекта деятельности.

Цели исследования. Определение влияния возрастных, социально-демографических факторов на включенность подростков в систему дополнительного образования. Характеристика мотивов, определяющих занятия учащихся основной и старшей школы в кружках, студиях, секциях. Исследование влияния включенности учащихся в систему дополнительного образования на их учебную деятельность.

Описание хода исследования. В статье приведены результаты исследования, проведенного сотрудниками Центра социологии образования «ИУО РАО» в октябре-ноябре 2017 года среди 11803 учащихся 7–11-х классов Ленинградской области. Рассматриваются вопросы, касающиеся охвата учащихся системой дополнительного образования, платности/бесплатности занятий школьников в различных кружках, студиях, секциях, предпочтения различных направлений занятий, своеобразия мотивов, обуславливающих интерес к разным видам дополнительных занятий, влияния дополнительных занятий на учебную деятельность (академическая успешность, статус ученика в классе, особенности мотивов учебной деятельности).

Результаты исследования. В системе дополнительного образования занимается каждый второй учащийся основной и старшей школы. Установлено, что на включенность в систему дополнительного образования влияют образовательный статус и материальное положение родителей учащегося. Влияние макропоказателей (поселенческий фактор) проявляется в предпочтениях, как направлений занятий, так и стратегии оплаты предоставляемых образовательных услуг. Среди основных мотивов посещения занятий указываются расширение кругозора, оценка своих возможностей и способностей.

Выводы. Наиболее важным мотивом, обуславливающим интерес подростков к разным видам занятий в системе дополнительного образования, является восполнение недостатка знаний, получаемых в школе. Включенность учащихся в систему дополнительного образования задает и своеобразный позитивный вектор развития субъекта учебной деятельности.

Поступила: 24.01.2018
Принята к публикации: 10.02.2018
Страницы: 63-76
DOI: 10.11621/npj.2018.0106
Ключевые слова: современный подросток; дополнительное образование школьников; платные занятия; мотивационная направленность; мотивация; учебная деятельность; демографические и социально-стратификационные факторы;
Автор(ы): Собкин В.С.; Калашникова Е. А. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Собкин В.С., Калашникова Е.А. Идеалы и антиидеалы учащихся основной и старшей школы. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.121-135

Статья посвящена исследованию представлений об идеалах и антиидеалах учащихся основной и старшей школы. Их изучение представляется актуальным в связи с особенностями социализации современного подростка в контексте современных социокультурных реалий. Обострение политической ситуации в стране и мире, политизация СМИ и общества в целом, внедрение информационных технологий в различные сферы жизни, «вестернизация» культурных ценностей и информационной среды, смещение акцентов в поло-ролевой идентификации, оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения учащихся, на выбор ими ценностных ориентиров, социальных образцов. В связи с этим целью данного исследования являлось изучение гендерной специфики и возрастной динамики значимости различных групп персоналий, относящихся к сферам политической и духовной культуры в структуре идеалов и антиидеалов современных подростков.

Основываясь на данных контент-анализа анкетного опроса 2 273 учащихся 5–11 классов, рассматриваются гендерная специфика и возрастная динамика значимости различных групп персоналий в структуре идеалов и антиидеалов современных подростков. Характеризуются особенности структуры идеалов и антиидеалов мальчиков и девочек, складывающиеся под влиянием фактора полоролевой идентификации. Проводится анализ групп идеалов и антиидеалов учащихся в зависимости от их принадлежности к отечественной и зарубежной культурам.

Показано, что представления учащихся об идеалах и антиидеалах имеют смешанную структуру, где доминируют персоналии реальных людей по сравнению с образами (героями произведений литературы, кино, мультфильмов). Для мальчиков значима сфера политической культуры и идеологии (политики, исторические деятели), где представлены мужские персоналии. Для девочек, помимо политики, более значима литературно-художественная сфера (писатели и актеры кино), где с возрастом доля мужских персоналий существенно возрастает.

Анализ идеалов и антиидеалов представленности «мужских» и «женских» персонажей в литературно-художественной сфере позволил подтвердить тенденцию, выявленную в предыдущих исследованиях: с возрастом девочки все больше строят образ себя на позитивных образцах, выбирая «женские» персонажи в качестве идеальных образцов. «Мужские» же персонажи чаще упоминаются девочками среди антиидеалов.

Поступила: 30.06.2017
Принята к публикации: 12.07.2017
Страницы: 121-135
DOI: 10.11621/npj.2017.0314
Ключевые слова: идеалы; антиидеал; контент-анализ; современный подросток; гендерная специфика; возрастная динамика ВПФ; «мужские» «женские» персоналии; персоналии отечественной и зарубежной культур;
Автор(ы): Собкин В.С.; Калашникова Е. А. ;

Доступно в on-line версии с 10.10.2017


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер