ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

orienting activity

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Molchanov S.V. (2017). How to develop the internal responsibility according to P.Ya. Galperin’s concept. National Psychological Journal. 3, 136-143.

The paper presents the ideas of P.Ya. Galperin on the nature of moral behaviour and the basic patterns of internal responsibility in childhood and adolescence. Distinctive features of objective and subjective responsibility, internal and external responsibility are highlighted. It is argued that internal responsibility expresses the person’s attitude to society and social groups and might be developed only if involved in certain relations and implemented in socially useful activities, i.e. if it is significant for other people. The psychological roles of cooperation for of responsibility are compared in J. Piaget’s works and P.Ya. Galperin’s scientific theory. The research results of internal responsibility in primary school students and adolescents conducted by P.Ya. Galperin and T.V. Morozkina are discussed. The decisive role of value orientation and motivation in solving «affective type» problems and in moral behaviour is shown. According philosophy issues, responsibility is considered as a perceived necessity, which assumes a free moral choice. Three criteria of moral responsibility are introduced: the causal relationship between the subject’s behaviour and its consequence, subject’s ability to predict the possible consequences of his/her behaviour, the possibility of free choice. The psychological content of responsibility is the subject’s commitment and further response regulated by a certain system of norms and regulations on the basis of moral choice and self-regulation. The distinction between the action device and motive as the accepted moral basis for behaviour has been introduced. Accordingly, responsible behaviour is considered as willful behaviour. The genesis of strong-will behaviour is associated with social relations and moral values and is developed in the course of cooperation. Conditions of orientation in moral choice as a prerequisite for actualizing the individual’s internal responsibility are discussed.

Received: 07/12/2017

Accepted: 07/26/2017

Pages: 121-135

DOI: 10.11621/npj.2017.0315

Keywords: objective and subjective responsibility; retributive justice; orienting activity; moral choice; will; Galperin P.Y.;

By: ;

Available Online: 10/10/2017

Poskrebysheva N.N. (2017). Student practical work on the theory of systematic gradual development of intellectual activity of P.Ya. Galperin. National Psychological Journal. 3, 76-81.

The paper is devoted to the analysis of student practical work on the theory of systematic gradual development of human intellectual activity, i.e. the fundamental psychological theory of P. Galperin. Practical work based on the gradual development of human intellectual activity is impossible without appropriate methodological base and understanding of P. Galperin’s theory, and the concept of orientational activity. The paper presents the results of student report meta-study (reports of planning, implementation and evaluation training projects based on the gradual development of human intellectual activity). The paper analyzes the themes and goals of training programs, discusses the main challenges and achievements in building a complete orienting basis and in defining the steps of gradual development of human intellectual activity, gives examples of specific difficulties faced by students in implementing the training programs. The paper demonstrates how the three model schema of gradual development of human intellectual activity is realized in students’ projects: from the psychological through the psychological-pedagogical to methodical, or technological, i.e. «real educational situation» models. Based on the meta-analysis of students’ reports the possibilities to explore the concept of orientation activity in training programs is shown.

Received: 07/07/2017

Accepted: 07/18/2017

Pages: 76-81

DOI: 10.11621/npj.2017.0309

Keywords: Galperin P.Y.; P.Ya. Galperin’s psychological conception; method of gradual development of human intellectual activity; orienting activity; educational experiment; orientational basis of action;

By: ;

Available Online: 10/10/2017

Shabelnikov V.K. (2017). The logic and mechanisms of the develpimg mental processes in P.Ya. Galperin’s theory. National Psychological Journal. 3, 56-61.

The paper presents P.Ya. Galperin’s ideas of the psychological content of interiorization. P.Ya. Galperin considered the psyche as subject’s orienting activity and defined its functional role in the subject’s human activity. The internal orienting activity retains structural similarity with practical activities. The internal plan of activity is deemed as a «reserve field» that is necessary for testing actions in certain situations and disclosing the conditions for implementing them. The mental image arises as a component of activity, represents the features of objects being necessary for orientation and construction of actions. P.Ya. Galperin distinguishes features of two types of situations: where the psyche is not the primary matter and where the psyche is the primary matter. The principal ideas of the gradual development of mental actions theory and the method of directed development of mental processes as a re-creation of the logic of mental phenomena that reveal the psychological content of interiorization are discussed. The author justifies the concept of «subject logic of developed actions» that objectively dictates the logic of organizing not only cognitive, but also mental processes.

Received: 07/14/2017

Accepted: 07/31/2017

Pages: 56-61

DOI: 10.11621/npj.2017.0307

Keywords: internalization; orienting activity; theory of planned stage-by-stage formation of mental actions; method of directed develppment; subject logic of developed actions;

By: ;

Available Online: 10/10/2017

Zhdan A.N. (2017). Theory and practice in the psychological heritage of P.Ya.Galperin. National Psychological Journal. 3, 33-39.

The paper is dedicated to the 115th birthday of P.Ya.Galperin, the classic of national psychology (1902-2017). The purpose of the paper is to showP.Ya.Galperin’s contribution to fundamental and practiceoriented science, and alsoto revealthe link between these two approaches sides in his scientific heritage. The gist of his innovative psychological theory is disclosed. The key methodological principlesare highlighted: understanding of the scope and method of psychological science; psychophysical issue, i.e. the nature of psyche and the mental world; a psychophysiological problem, the issue of the relationship between psychology and physiology; the issue of human instincts in connection with historical social nature of consciousness; the notion of linguistic consciousness and the relation of language and thought; the principle of unity of history and theory in scientific knowledge. Terminological work carried out by P. Ya.Galperin is analyzed. The introduction of new concepts enriches and makes the conceptual apparatus of psychological sciencemore precise. The necessity to reveal each methodological provision to solve practical problemsis mentioned. The unity of theoretical and practical aspects in psychological theory developed by P. Ya. Galperin, its authentic nature and relation to the culturalhistorical psychology of L.S.Vygotsky, activity concepts of S.L. Rubinstein and A.N. Leontiev are shown. There are several directions in which the method of gradual development of mental functions and concepts organizes the process of teaching and learning, the mechanisms of perceptionand simultaneous mental processes, the phenomena of Jean Piaget are explained. To sum up, the inexhaustible possibilities of the practical use of the theory of P.Ya. Galperin in all areas of individual experience.

Received: 06/19/2017

Accepted: 06/23/2017

Pages: 21-32

DOI: 10.11621/npj.2017.0305

Keywords: history of psychology; Galperin P.Y.; philosophy; psychology; subject of psychology; scientific terminology; orienting activity; language sense; the organic and the social; psychological theory of activity;

By: ;

Available Online: 10/10/2017


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2020

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

ориентировочная деятельность

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Молчанов С.В. Проблема формирования внутренней ответственности в трудах П.Я. Гальперина. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.136-143

В статье представлены идеи П.Я. Гальперина о природе морального действия и основных закономерностях развития внутренней ответственности в детском и подростковом возрасте. Выделены различительные признаки объективной и субъективной, а также внутренней и внешней ответственности. Обосновано, что внутренняя ответственность выражает отношение личности к обществу и социальным группам и формируется только при условии включенности в определенные отношения и реализации общественно-полезной, то есть значимой для других людей, деятельности. Проведено сравнение психологической роли сотрудничества при формировании ответственности в теории Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина. Обсуждаются результаты исследования формирования внутренней ответственности на материале дежурства в школе младших школьников и подростков, выполненного Т.В. Морозкиной под руководством П.Я. Гальперина. Показана решающая роль ценностной ориентировки и мотивации в задачах «аффективного типа» и в моральном действии. С учетом того, что в философии ответственность рассматривается как осознанная необходимость, предполагающая свободный моральный выбор, введены три критерия моральной ответственности: причинно-следственная связь между действием субъекта и его результатом, способность прогнозировать возможные последствия своих действий, возможность свободного выбора. Психологическое содержание ответственности понимается как выполнение человеком принятых на себя обязательств и их последствий, регламентируемых определенной системой норм и правил на основе морального выбора и саморегуляции. Введено разделение побуждения к действию и мотива как принятого морального основания для поведения. В этом ключе ответственное поведение рассматривается как волевое поведение. Генезис волевого поведения связан с социальными отношениями и моральными ценностями и вырастает из сотрудничества. Обсуждаются возможности ориентировки в процессе морального выбора как необходимого условия реализации внутренней ответственности личности.

Поступила: 12.07.2017
Принята к публикации: 26.07.2017
Страницы: 121-135
DOI: 10.11621/npj.2017.0315
Ключевые слова: объективная и субъективная ответственность; ретрибутивная справедливость; ориентировочная деятельность; моральный выбор; воля; Гальперин П. Я. ;
Автор(ы): Молчанов С. В.;

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Поскребышева Н.Н. Особенности практических занятий по теории планомерно-поэтапного формирования. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.76-81

В статье рассматривается специфика практических занятий по теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Практические занятия по освоению концепции планомерно-поэтапного формирования невозможны без соответствующей общеметодологической базы и понимания самой концепции ученого, представлений об ориентировочной деятельности и ее основах. В статье приводятся результаты мета-исследования студенческих отчетов по самостоятельному планированию, реализации и оценке обучающих проектов на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Проводится анализ направленности разработанных программ с точки зрений темы и целей формирующих обучающих проектов. Рассматриваются основные трудности и достижения при построении полной ориентировочной основы деятельности для проекта формируемого действия и/или понятия и при разработке отдельных этапов шкалы планомерно-поэтапного формирования. Приводятся примеры конкретных проблем, с которыми сталкиваются студенты при реализации программы формирования умственных действий, демонстрируются их основные объективные ошибки. В статье рассказывается, как в рамках практических занятий студенты получают широкую ориентировку в самой концепции Петра Яковлевича Гальперина через самостоятельное создание конкретной ориентировочной основы формируемого действия. Показано, как в рамках обучающих проектов реализуется понимание трехмодельной схемы формирования человеческой компетенции – от психологической модели через психолого-педагогическую модель к реальной модели формирования.

Поступила: 07.07.2017
Принята к публикации: 18.07.2017
Страницы: 76-81
DOI: 10.11621/npj.2017.0309
Ключевые слова: Гальперин П. Я. ; психологическая концепция П.Я. Гальперина; метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий; ориентировочная деятельность; обучающий эксперимент; ориентировочная основа действий;
Автор(ы): Поскребышева Н. Н.;

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Шабельников В.К. Основные идеи П.Я. Гальперина о логике и механизмах формирования психических процессов. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.56-61

В статье излагаются идеи П.Я. Гальперина о психологическом содержании процесса интериоризации. Представление ученого о психике как об ориентировочной деятельности субъекта позволяет выделить ее функциональную роль в предметной деятельности человека. Ориентировочная деятельность во внутреннем плане сохраняет структурное сходство с практической деятельностью. Внутренний план деятельности выступает в качестве «запасного поля», необходимого для опробования действий в определенных ситуациях и раскрытия условий их выполнения. Психический образ возникает как компонент деятельности, представляющий черты объектов, необходимые для ориентировки и построения действий. П.Я. Гальперин выделяет черты ситуаций двух типов: где психика не нужна и где психика необходима. И у животных, и у человека, например, процессы нормального дыхания или физиологической регуляции внутренних процессов организма обеспечиваются без участия психики. Но такой коррекции становится недостаточно, когда появляются новые ситуации, требующие опробования и отбора действий. Последние проводятся в сформированном «запасном поле действия», образованном посредством активного отражения ситуации в организме. В этом «запасном поле» субъект и производит опробование и отбор своих действий, приводя их в соответствие с отраженной ситуацией. Таким образом, П.Я Гальперин раскрывает функциональную природу психических образов.

В статье обсуждаются основные положения теории поэтапного формирования умственных действий и метода управляемого формирования психических процессов как воссоздание логики формирования психических явлений. Показано как эти положения дают возможность раскрыть психологическое содержание процесса интериоризации. Автор обосновывает понятие «субъектная логика формируемых действий», которая объективно диктует логику организации не только умственных, но и других психических процессов.

Поступила: 14.07.2017
Принята к публикации: 31.07.2017
Страницы: 56-61
DOI: 10.11621/npj.2017.0307
Ключевые слова: интериоризация; ориентировочная деятельность; теория поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД); метод управляемого формирования; субъектная логика формируемых действий;
Автор(ы): Шабельников В.К.;

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Ждан А.Н. Теория и практика в психологическом наследии П.Я. Гальперина. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.33-39

Статья написана в связи со 115-ой годовщиной со дня рождения классика отечественной психологии П.Я. Гальперина (1902–2017). Цель статьи – показать вклад П.Я. Гальперина как в фундаментальную, так и в практико-ориентированную науку, а также продемонстрировать связь этих двух сторон его научного наследия. Раскрывается содержание разработанной им новаторской психологической теории. Выделены ее важнейшие методологические положения, касающиеся понимания предмета и метода психологической науки, вопроса о сущности психического и его месте в мире (психофизическая проблема), вопроса о соотношении психологии и физиологии (психофизиологическая проблема), проблемы инстинктов человека в связи с вопросом об исторической социальной природе сознания. Раскрывается, как ученый рассматривал содержание понятия языкового сознания, вопросы соотношения языка и мышления, принцип единства истории и теории в научном познании. Проанализирована терминологическая работа, проделанная П.Я. Гальпериным, отмечено, что введение новых понятий обогащает и делает более точным понятийный аппарат психологической науки. Показана необходимость каждого методологического положения для решения практических задач. Продемонстрировано единство теоретического и практического аспектов в психологической теории, созданной П.Я. Гальпериным, ее оригинальность и, вместе с тем, преемственная связь с культурно-исторической психологией Л.С. Выготского, с деятельностными концепциями С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Называются конкретные направления, в которых методом поэтапного формирования умственных действий и понятий организуются процессы учения и обучения, раскрываются механизмы перцептивных процессов и одномоментных мыслительных актов, объясняются феномены Ж. Пиаже. В заключение делается вывод о неисчерпаемости возможностей практического использования теории П.Я. Гальперина во всех сферах формирования индивидуального опыта.

Поступила: 19.06.2017
Принята к публикации: 23.06.2017
Страницы: 21-32
DOI: 10.11621/npj.2017.0305
Ключевые слова: история психологии; Гальперин П. Я. ; философия; психология; предмет психологии; научная терминология; ориентировочная деятельность; языковое сознание; биологическое и социальное; общепсихологическая теория деятельности;
Автор(ы): Ждан А.Н. ;

Доступно в on-line версии с 10.10.2017


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер