ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

математические способности

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Хохлов Н.А., Ковязина М.С. Роль межмодального взаимодействия в психологической и мозговой организации математических способностей. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 59-70.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2427:"<p>
     В статье проанализированы работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные роли межанализаторного взаимодействия в развитии и реализации математических способностей. Межмодальное взаимодействие рассматривается как дополнительная категория нейропсихологического анализа, позволяющая расширить имеющиеся представления о психологической структуре и мозговом обеспечении математической деятельности. Обсуждаются сведения, подтверждающие актуальность изучения взаимодействия органов чувств. Большая часть исследований по этой проблеме проведена на модели синестезии, являющейся достаточно редким феноменом. Однако накопленные в отечественных и зарубежных работах сведения позволяют говорить о том, что взаимодействие анализаторов характерно не только для синестетов. Совместная работа органов чувств имеет место с самого рождения у любого человека и выступает необходимым условием развития познавательных процессов.
</p>
<p>
     Предполагается, что межанализаторный синтез играет важную роль в формировании пространственных представлений и способности к интуитивному восприятию количества (эволюционной основы математических способностей). На мозговом уровне эти процессы обеспечиваются преимущественно работой теменных отделов и третичных зон коры, расположенных на стыке корковых отделов анализаторов, и височных отделов, находящихся рядом с парагиппокампальной областью.
</p>
<p>
     При освоении школьной математики структура математических способностей меняется за счет вербально-символического кодирования количественных представлений. Оперирование символами открывает новые возможности, но оно также сужает спектр модальностей, задействованных в решении математических задач. При этом способность к перешифровке информации из одной модальности в другую и после освоения школьной математики оказывает влияние на эффективность выполнения математической деятельности. Решение математических задач сопровождается межмодальным взаимодействием, протекающим большей частью неосознанно. Одни условия задачи могут эффективнее обрабатываться в одной модальности, другие – в другой.
</p>
<p>
    По всей видимости, способность к различным межмодальным перешифровкам существенно варьирует от человека к человеку. Эффективность межмодальных
взаимодействий может обуславливать выраженность определенных компонентов математических способностей и влиять на успешность решения
соответствующих типов математических задач.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 16.11.2016
Принята к публикации: 23.11.2016
Страницы: 59-70
DOI: 10.11621/npj.2016.0408
Ключевые слова: математические способности; межанализаторное взаимодействие; взаимодействие органов чувств; синестезия; межмодальные перешифровки; пространственные представления; дифференциальная нейропсихология;
Автор(ы): Хохлов Никита Александрович; Ковязина М.С. ;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Хохлов Н.А., Ковязина М.С. Латеральные признаки и их взаимодействие как фактор выраженности математических способностей в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 98-114.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2117:"<p>Статья посвящена исследованию связи латеральных признаков в мануальной, слуховой, зрительной сферах и их взаимодействия с математическими
способностями в юношеском возрасте. В исследовании были задействованы 92 здоровых человека, из них 17 юношей и 75 девушек в возрасте от 15
до 25 лет (18,7±2,2), не занимающихся математической деятельностью профессионально. Для измерения компонентов математических способностей
применялся стандартизированный тест на математические (арифметические, алгебраические, геометрические) способности «МААГС-2015». Диагностика
межполушарной асимметрии проводилась с помощью следующих методик: самоотчета о мануальной асимметрии, стандартизированной модификации
опросника М. Аннетт, проб «Переплетение пальцев рук», «Поза Наполеона», «Аплодирование», «Прицеливание», пробы Розенбаха и дихотического
прослушивания. При сопоставлении латеральных признаков с компонентами математических способностей учитывалось возможное взаимодействие
асимметрий разных анализаторов.</p><p>
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разные латеральные признаки являются значимыми предикторами для различных компонентов
математических способностей, некоторые латеральные признаки с математическими способностями не связаны. Наибольшую предсказательную способность
имеют сенсорные асимметрии и их взаимодействие. В целом наиболее высокие математические способности отмечаются у лиц с правосторонними
и билатеральными признаками, левосторонние признаки чаще всего выступают негативными предикторами. Взаимодействие между асимметриями разных
анализаторов проявляется в неодинаковой связи с математическими способностями показателей латерализации в одной сфере при различных вариантах
латерализации в другой. Перекрестная латерализация в большинстве случаев является негативным предиктором математических способностей. Модели,
учитывающие взаимодействие между латеральными признаками, позволяют объяснить более четверти вариативности компонентов математических
способностей. Предсказательная способность этих моделей оказывается заметно выше, чем у моделей с отдельными предикторами.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 16.08.2016
Принята к публикации: 02.09.2016
Страницы: 98-114
DOI: 10.11621/npj.2016.0313
Ключевые слова: межполушарная асимметрия; математические способности; межмодальное взаимодействие; дифференциальная нейропсихология; латерализация;
Автор(ы): Ковязина М.С. ; Хохлов Никита Александрович;

Доступно в on-line версии с 30.11.2016


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер