ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

креативность

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Чурбанова С.М. Развитие творческого мышления в детском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 88-97.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Наиболее обсуждаемая тема исследований развития творческого мышления в детском возрасте – массовое снижение показателей  креативности у большой популяции современных детей в различных странах по результатам измерения на основе батареи тестов творческого мышления (TTCT) Е.Р. Торренса. Методологическая ограниченность тестового подхода и дескриптивных методов затрудняет поиск ответа на вопрос об условиях развития разных сторон креативности в детском возрасте, поэтому данная проблема не получает достаточного рассмотрения  в современной психологии развития.

Цель проведенного теоретико-аналитического исследования – изучение общего состояния и современных подходов к  проблеме творческого мышления ребенка,  обоснование методологии «планомерно-формирующего» направления, раскрывающего линию функционального развития логических и творческих действий в возрастном развитии его психики, обсуждение прикладных вопросов, связанных с преодолением кризисных ситуаций в области креативности у современных детей.

Описание хода исследования. В теоретико-аналитическом исследовании последовательно обосновывается методология «планомерно-формирующего» направления как система объективных требований к психическому процессу («идеальная форма») и условий, обеспечивающих выполнение этих требований (присвоение орудия деятельности в ориентировочной функции); раскрывается идея функционального развития психики ребенка применительно к творческому мышлению. Обсуждается ограниченность психометрического тестового метода  в решении проблемы развития креативности у детей  на протяжении ХХ века и в нынешнее время. 

Результаты исследования. Проведенный анализ применения методологии  «планомерно-формирующего» направления показал, каким образом создаются условия для опосредствования и роста показателей продуктивности в  решении дивергентной задачи Picture Construction Test (Torrance, 1966) у дошкольников в направлении приближения к установленной заранее «идеальной форме». В ходе выполнения заданий обнаружены  качественно различные типы поведения детей в направлении повышения свойств их действий: инициативности, рефлексивности, управляемости. Оценивание результатов показало, что качественные расхождения в типах продуктивности решения дивергентной задачи дошкольниками значимо связаны с уровнем их  интеллектуальной готовности.

Выводы. Показана перспективность идеи функционального и возрастного развития психики ребенка для исследования теоретических и прикладных проблем развития творческого мышления в онтогенезе. Применение гальперинской концепции ориентировки  к нестандартным (дивергентным) задачам позволило рассмотреть наиболее известные тесты творческой одаренности, предложенные Е.П. Торренсом, в аспекте выявления  креативного потенциала у любого нормально развивающегося ребенка.


Поступила: 08.02.2018
Принята к публикации: 21.02.2018
Страницы: 88-97
DOI: 10.11621/npj.2018.0108
Ключевые слова: креативность; продуктивность; творческое мышление; художественно-творческая одаренность; дивергентные задачи; метод планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина; функциональное и возрастное развитие психики ребенка; дошкольный возраст;
Автор(ы): Чурбанова С. М. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Бакланова Н. К., Потапов Д. А. Теория планомерного формирования умственных действий и развитие креативности ребенка // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.108-110.

a:2:{s:4:"TEXT";s:408:"<p>
    Статья посвящена проблеме развития креативности личности ребенка в процессе сочинения им музыки. Представлены оригинальная педагогическая технология обучения сочинению музыки, разработанная на основе теории планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и авторская методика оценки креативности по результатам музыкального творчества на основе концепции креативности Р. Стернберга.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 108-110
Ключевые слова: креативность; педагогическая технология; теория планомерного формирования умственных действий; сочинение музыки; методика диагностики креативности;
Автор(ы): Бакланова Н. К.; Потапов Д. А.;

Тютюнник В.И. Психологические условия развития детского творчества // Национальный психологический журнал - 2011.-№1(5)-с.126-132.

a:2:{s:4:"TEXT";s:262:"<p>
    Рассмотрена разработанная автором в ходе многолетних исследований психологическая структура самосознания творческой личности. Освещены результаты естественного лонгитюдного эксперимента по развитию потребности-способности к творческому труду у детей.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 126-132
Ключевые слова: структура самосознания; творческая личность; креативность; творческие способности; потребность в творчестве; развитие ; взаимодействие взрослого и ребенка; творческое развитие; роль взрослого в развитии ребенка; индивидуальные способности;
Автор(ы): Тютюнник В. И. ;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер