ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

teacher-training education

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Bekhoeva A.A. (2017). Designing a program for developing professional teacher-training reflection of future teachers on the basis of a reflexive activity approach. National Psychological Journal. 1, 56-63.

The paper describes the experience of designing a program for developing professional teacher-training reflection and its practical approbation.

The main trends of the study of professional teacher-training reflection in Russian psychological pedagogical science are described, the approaches to the description of methods and techniques that contribute to the development of professional teacher-training reflection in students are disclosed, and the conditions for its development are listed on the basis of literary data. Based on the review of the available research, it is necessary to search for a theoretical and methodological foundations for designing the development of professional teacher-training reflection in future teachers. The author proposes a reflexive activity approach. The program developed on the basis of this approach assumes a change in modeling classes on the main subjects of the psychological and pedagogical cycle, and on the other hand, the introduction of an innovative educational complex aimed at consolidating the competences received. The complex received the title of «Fundamentals of Personality-Oriented Learning». The paper describes the technology of modeling training sessions and the principles of building an educational complex.

Approbation of the program was held on the basis of Khetagurov North Ossetian State University. The control and experimental group included third and fourth year university students (N= 342). A diagnostic tool was developed to assess the levels of reflection, reflexive abilities and self-esteem. Analysing experimental work has shown that the students of the experimental group have a significant increase in the level of each of the reflection components, which confirms the effectiveness of the proposed approach to the development of professional teacher-training reflection of future teachers.

Received: 07/27/2016

Accepted: 11/12/2016

Pages: 56-63

DOI: 10.11621/npj.2017.0107

Keywords: professional reflection; teacher-training education; self-knowledge; training classes;

By: Bekhoeva, Asya A.;

Available Online: 03/30/2017

Bekhoeva A.A. (2015). The relationship between educational career orientation and academic achievement of future teachers at different stages of training. National psychological journal. 2 (18), 108-114.

The paper describes an empirical study of the levels and types of educational career orientation of students of teacher-training major from the first to the fifth year of training, as well as the relationship of these parameters with academic performance.

The paper analyzes the main approaches to educational career orientation, prevailing in Russian teacher-training and psychology. Educational career training of future experts is regarded as a measure and a way of creative self-actualization in various types of educational activities and teacher-training dialogue aimed at developing and creating educational technology and disclosing individual faculties.

Experimental studies were the basis of Chechen State Pedagogical Institute and the North Ossetian State Pedagogical Institute. The results of empirical research show that there are significant differences in the level of Educational career orientation of students: the lowest levels are had by the students of first and second years, and the peak falls on the third or fourth year. Indicators characterizing the prevailing types of Educational career orientation are similar: maximum expression of their career orientation is also characterized by the students of the third and fourth years, which allows to characterize this period as the key one in developing significant professional qualities. It is proved that there is a correlation level of career orientation and the academic performance of students: the high level of career orientation correlates with high performance. This relationship is typical for students at all grade levels, but is most pronounced in the third and fifth years.

Received: 04/15/2015

Accepted: 05/07/2015

Pages: 108-114

DOI: 10.11621/npj.2015.0211

Keywords: educational career orientation; academic performance; teacher-training education; professional education;

By: Bekhoeva, Asya A.;

Available Online: 08/30/2015

Bekhoeva A.A. (2015). Psychological educational features of professional reflection levels in students of the teacher-training specialties. National psychological journal. 1 (17), 105-110.

Shaping professional reflection of future teachers is of particular importance in the context of the modernization of the Russian education. However, despite the deep reflection of a problem in Russian pedagogical science the characteristics of development levels of pedagogical reflection among future teacher remains largely fragmented.

The paper deals with professional and pedagogical reflection as a process of perceiving essential features of educational process by a teacher, summarizes the main theoretical and methodological approaches to this issue. The research is aimed to identify and describe levels of professional and pedagogical reflection among students. The research is divided in several stages: the stage of theoretical allocation of substantial components of professional pedagogical reflection, the stage of selecting proper research tools, ascertaining stage, and concluding stage. The conceptual basis of the research is to identify the main components that determine the following features of professional and pedagogical reflection: motivational, creative, emotional volitional, communicative, monitoring and evaluative.

Based on the empirical results the levels of professional and pedagogical reflection of the students of the teacher-training specialties are identified. The first level is characterized by weak professional reflection and undifferentiated consciousness, self-awareness and self-esteem in the normal course of activities, the second level is associated with certain reflective activity and organization and is characterized by steady demand for professional and personal self-improvement. The indicator of the third level is high development of all components of professional reflection.

Received: 02/17/2014

Accepted: 01/28/2015

Pages: 105-110

DOI: 10.11621/npj.2015.0112

Keywords: professional reflection; teacher-training education; professional formation;

By: Bekhoeva, Asya A.;

Available Online: 03/30/2015


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2017

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

педагогическое образование

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Бехоева А.А. Проектирование программы развития профессионально-педагогической рефлексии будущих учителей на основе рефлексивно-деятельностного подхода. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 56-63.

В статье описывается опыт работы по проектированию программы развития профессионально-педагогической рефлексии и ее практической апробации. Охарактеризованы основные направления изучения профессионально-педагогической рефлексии в отечественной психологической и педагогической науке. Описываются условия, методы и приемы, способствующие ее формированию у студентов.

На основании обзора имеющихся исследований постулируется необходимость поиска теоретико-методологического основания для проектирования деятельности по формированию профессионально-педагогической рефлексии у будущих учителей. В качестве такового автором предлагается рефлексивно- деятельностный подход. Программа, разработанная на его основе, предполагает, с одной стороны, изменение подхода к моделированию учебных занятий по основным предметам психолого-педагогического цикла, а с другой – введение инновационного образовательного комплекса, направленного на закрепление полученных компетенций. Данный комплекс получил условное название «Основы личностно-ориентированного обучения». В статье описана технология моделирования учебных занятий и принципы построения образовательного комплекса.

Апробация программы проходила на базе Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. В контрольную и экспериментальную группу вошли студенты третьего и четвертого курса общим количеством 342 человека. Для оценки эффективности программы был разработан диагностический инструментарий, оценивающий уровни формирования рефлексии, рефлексивные способности и самооценку. Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что у студентов экспериментальной группы в значительной степени воз рос уровень сформированности каждого из компонентов рефлексии, что подтверждает эффективность предложенного подхода к развитию профессионально-педагогической рефлексии будущих учителей.

Поступила: 27.07.2016
Принята к публикации: 12.11.2016
Страницы: 56-63
DOI: 10.11621/npj.2017.0107
Ключевые слова: профессиональная рефлексия; педагогическое образование; самопознание; обучающие занятия;
Автор(ы): Бехоева Асия А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2017

Бехоева А.А. Взаимосвязь профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости будущих учителей. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 108-114.

В статье описано эмпирическое исследование уровней и видов профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических специальностей с первого по пятый курсы обучения, а также взаимосвязи данных параметров с академической успеваемостью.

Анализируются основные походы к проблематике профессионально-педагогической направленности, сложившиеся в отечественной педагогике и психологии. Профессионально-педагогическая направленность подготовки будущего специалиста рассматривается как мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и педагогического общения, нацеленных на освоение и создание педагогических технологий и раскрытие способностей личности.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Чеченский государственный педагогический институт и Северо-Осетинский государственный педагогический институт. На основании результатов эмпирического исследования показано, что имеются существенные различия в уровне профессионально- педагогической направленности студентов – будущих учителей: наиболее низкие показатели свойственны студентам первого и второго курсов, а пик ее развития приходится на третий-четвертый курсы. Аналогичным образом меняются и показатели, характеризующие преобладающие виды профессионально- педагогической направленности: максимальная выраженность собственно педагогической направленности также свойственна студентам третьего-четвертого курсов, что позволяет охарактеризовать данный период как ключевой для становления данного профессионально значимого качества.

Доказывается, что существует взаимосвязь уровня профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости студентов – будущих учителей: высокий уровень профессиональной направленности коррелирует с высокими показателями успеваемости. Данная взаимосвязь характерна для студентов на всех этапах обучения, однако наиболее выражена на третьем-пятом курсах.

Поступила: 15.04.2015
Принята к публикации: 07.05.2015
Страницы: 108-114
DOI: 10.11621/npj.2015.0211
Ключевые слова: профессионально-педагогическая направленность; академическая успеваемость; педагогическое образование; профессиональное образование;
Автор(ы): Бехоева Асия А.;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Бехоева А.А. Психолого-педагогическая характеристика уровней профессиональной рефлексии у студентов – будущих учителей. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 105-110.

Формирование профессиональной рефлексии будущих учителей приобретает особое значение в контексте модернизации российского образования. Однако, несмотря на глубокую разработанность проблемы рефлексии в отечественной педагогической науке, характеристика уровней развития педагогической рефлексии у будущих педагогов во многом остается фрагментарной.

В статье рассматривается профессионально-педагогическая рефлексия как процесс самопознания учителем сущностных характеристик педагогического труда, кратко охарактеризованы основные теоретико-методологические подходы к ее изучению. Автором описано исследование, целью которого являлось выявление и содержательное описание уровней развития профессионально-педагогической рефлексии у студентов. Исследование строилось в несколько этапов: этап теоретического выделения содержательных компонентов профессионально-педагогической рефлексии, этап формирование исследовательского инструментария, констатирующий и формирующий этапы. Концептуальной основой исследования явилось выявление основных компонентов, определяющих специфику развития профессионально-педагогической рефлексии: мотивационно-целевого, креативно-процессуального, эмоционально-волевого, коммуникативно- технологического и контрольно-оценочного.

На основании эмпирических результатов выделены и охарактеризованы уровни развития профессионально-педагогической рефлексии у студентов – будущих учителей. Показано, что для первого уровня свойственна слабая выраженность профессиональной рефлексии и недифференцированная направленность самосознания, самоанализа и самооценки в процессе деятельности, переход на второй уровень связан с определенностью и организованностью рефлексивной деятельности и характеризуется устойчивой потребностью в профессионально-личностном самосовершенствовании, а показателем третьего уровня является высокая развитость всех компонентов профессиональной рефлексии.

Поступила: 17.02.2014
Принята к публикации: 28.01.2015
Страницы: 105-110
DOI: 10.11621/npj.2015.0112
Ключевые слова: профессиональная рефлексия; педагогическое образование; профессиональное становление;
Автор(ы): Бехоева Асия А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер