ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

способности

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Сидоров-Дорсо А.В. Синестезия естественного развития как предмет исследований в функционально-генетической парадигме. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 3-8.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1936:"<p>
    В статье дано развернутое определение и приведены основные факты о феномене синестезии естественного развития (developmental synaesthesia). На основании современных открытий и данных истории исследований показан избирательный характер синестетических реакций и их определенное преимущество в некоторых типах познавательной деятельности. Выдвигаются теоретические обоснования эффективности использования для изучения синестезии, наряду с частными методами исследований сенсорных механизмов, более комплексного обследования индивидуальной динамики развития свойств и механизмов познавательной сферы лиц, обладающих синестетическими особенностями восприятия. В данных целях в качестве гипотезообразующего фундамента предлагается использовать фунционально-генетическую парадигму, включающую в себя понятие возрастной чувствительности (Н.С. Лейтес), интерпретацию синестезии в учении о структуре индивидных свойств (Б.Г. Ананьев) и представление о системогенезе способностей (В.Д. Шадриков).
</p>
<p>
Представлены эмпирические обоснования правомерности тезиса о том, что синестезию рациональнее рассматривать в качестве системного свойства с
познавательным, творческим и личностным значением. Синестезия, таким образом, интерпретируется как изоморфное по механизму, но разнообразное по
содержанию когнитивное образование («когнитивная стратегия»), развивающееся из специфического задатка и проявляющееся в сверхраннем онтогенезе
как рудиментарно выраженная, специальная способность элементарного типа (свойство восприятия). На субъективном (феноменологическом) уровне
данное свойство принимает форму дополнительных реакций однородного сенсорного качества, неизменно и непроизвольно сопровождающих категориально
воспринимаемые явления: символические системы (язык, музыку и т.п.), символически организуемые явления действительности (времяисчисление и пр.) и
парциально воспринимаемые физические комплексы (запахи и т.д.).
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 27.02.2013
Принята к публикации: 20.06.2013
Страницы: 3-8
DOI: 10.11621/npj.2013.0301
Ключевые слова: синестезия естественного развития; специфическая синестезия; способности; задатки; психологический статус; возрастная чувствительность; структура индивидуальности; системогенез; функционально-генетический подход;
Автор(ы): Сидоров-Дорсо Антон В.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Шадриков В.Д. Эволюция взглядов и сущность способностей // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.58-64.

a:2:{s:4:"TEXT";s:388:"<p>
    Рассмотрена природа и сущность человеческих способностей. Представлена история вопроса, анализируется содержательное определение понятия «способность». Дана характеристика способностей, как индивидуально-психологических особенностей отличающей одного индивида от другого. Объясняются различия между задатками и способностями, определено место способностей в структуре психики.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 58-64
Ключевые слова: способности; задатки; индивидуально-психологические особенности;
Автор(ы): Шадриков В.Д;

Дубровина И. В. Послесловие к Году учителя // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.107-111.

a:2:{s:4:"TEXT";s:283:"<p>
    Одна из актуальных задач практической психологии на современном этапе развития образования – найти и обосновать пути индивидуального подхода к любому ребенку в контексте реализации ресурса его творческого потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 107-111
Ключевые слова: ребенок; развитие ; возраст; индивидуальные особенности; индивидуальный подход; способности; «зона ближайшего развития»; «социальная ситуация развития»;
Автор(ы): Дубровина И. В.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер