ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

старшеклассник

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Реан А.А. Восприятие матери: общие тенденции и гендерно-социальные особенности. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 85-91.

В статье рассматривается вопрос социально-перцептивных представлений детей о матери. Подчеркивается, что социально-перцептивный образ матери связан с определенной установкой, поэтому он влияет на готовность ребенка действовать определенным образом, а также на готовность реализовывать вполне конкретную стратегию взаимоотношений.

Приводятся результаты масштабного эмпирического исследования, в котором приняли участие 7000 старшеклассников. Выборка была репрезентативной по всем основным параметрам, в ней были представлены респонденты из больших и малых городов России, а также из сел, из полных и неполных семей, из семей с 1–2 детьми и многодетных семей. Результаты исследования в общей выборке показали, что в совокупном социально-перцептивном портрете матери присутствуют только положительные качества, и нет ни одного негативного дескриптора. Кроме того, выявлен высокий уровень конкордации (согласованности, единодушия) в восприятии и оценке этого образа респондентами. Проведен сравнительный анализ образа матери в сознании юношей и девушек, в сознании респондентов из полных и неполных семей, из городских и сельских семей, из семей с одним-двумя детьми и из многодетных семей, из многодетных полных и многодетных неполных семей. Установлено, что социально-перцептивный портрет матери остается положительным во всех перечисленных группах. Однако обнаруживаются и определенные различия. Они имеют место в некоторых изменениях состава наиболее значимых качеств. Кроме того, различия также есть и в уровне конкордации выбора респондентов в конкретных группах, отличающихся по гендерному или социальным признакам.

Поступила: 16.02.2017

Принята к публикации: 03.03.2017

Страницы: 85-91

DOI: 10.11621/npj.2017.0209

Ключевые слова: менталитет; многодетные семьи; неполная семья; образ; представления; социализация; социальная перцепция; старшеклассник; установки

Авторам: Реан Артур Александрович

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Вартанова И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 115-121.

В статье представлены результаты исследования системы ценностных ориентаций (ранги 22 общечеловеческих и учебных ценностей) и параметров самоотношения на выборке (N=62) школьников г. Москва с учетом пола в зависимости от выраженности четырех типов эмоционального отношения к учебе. Данные типы в виде мотивационного профиля были получены посредством предварительной факторизации оценок семи ценностей школьной жизни по методике семантического дифференциала. Это позволило оценить выраженность позиционной или статусной мотивации, мотивации достижения, учебно- познавательной мотивации и мотивации аффилиации. Далее с помощью факторного и корреляционного анализов исследуемых параметров было показано, что системы ценностей существенно различаются для мальчиков и девочек одинакового возраста даже с выраженностью одной и той же мотивации. 

Выявлено, что мотивация, ценности и самоотношение образуют устойчивые системы. На данной выборке выделено четыре наиболее типичные системы – четыре фактора, специфичные для мальчиков и девочек. При этом обнаружены системы ценностей, зависимые от выраженности и сочетания мотивации определенного типа, и общие для любых видов мотивации. Как показали результаты нашего исследования, для девочек учебно-познавательная и позиционная (статусная) мотивация, с точки зрения связей с ценностями, оказались слиты в один фактор, а для мальчиков в один фактор объединяются мотивации достижения и с обратным знаком мотивация аффилиации. Если самореализация девочек в школе проходит через процесс познания (ценность «самосовершенствование в учебе»), а в будущем они видят возможность самореализации через ценность «счастливая семейная жизнь», то мальчики с данной мотивацией связывают возможность своей самореализации с другими ценностями: «здоровье», «признание в коллективе», «мой авторитет».

Поступила: 20.11.2016

Принята к публикации: 16.12.2016

Страницы: 115-121

DOI: 10.11621/npj.2016.0414

Ключевые слова: мотивация; ценностные ориентации (ЦО); самоотношение; старшеклассник

Авторам: Вартанова Ирина Ивановна

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Арон И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3 (11). – С. 20-27.

Цель данной работы – обосновать актуальность проблемы профессионального самоопределения на современном этапе развития общества и показать, что в условиях социокультурной модернизации образования, основанной на реализации важнейших методологических подходов, представленных в науках о человеке, повышается возможность создания эффективной системы психологического сопровождения профессионального самоопределения.

Анализируя основное содержание системного, деятельностного, динамического, человекоцентрического и акмеологического подходов в контексте рассматриваемой проблемы, автор определяет возможности каждого из них в исследовании феномена профессионального самоопределения. При этом делается акцент на необходимости интеграции методологических подходов для разработки единой научной теории профессионального самоопределения. Результатом такой интеграции явилось представление автора о том, что основные принципы теоретических подходов современного человекознания предельно сконцентрированы в понятии «социальная ситуация развития» Л.С. Выготского.

В статье показано, что оптимизация социальной ситуации развития является основным вектором психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Для выявления конкретных направлений его формирования проанализированы идеи отечественных психологов о содержательной структуре социальной ситуации развития и представлено ее авторское видение. Автор в качестве основного компонента содержательной структуры социальной ситуации развития выделяет психологическую готовность к профессиональному самоопределению – когнитивную, поведенческую, мотивационную, личностную. Дана ссылка на позитивный опыт автора по формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению детей, находящихся в особой социальной ситуации развития – детей-сирот, подростков с девиантным поведением, детей с признаками одаренности.

Поступила: 12.11.2013

Принята к публикации: 20.11.2013

Страницы: 20-27

DOI: 10.11621/npj.2013.0303

Ключевые слова: личностное и профессиональное самоопределение; модернизация образования; ; старшеклассник

Авторам: Арон Ирина С.

Доступно в on-line версии с 30.09.2013