ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

развитие

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Жарова Д.В., Миньков В.А. О специфике педагогического труда и профессиональной компетентности педагогов в трудах британских ученых конца XIX века. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 96-101.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1570:"<p>
    Процесс становления народного образования в Великобритании в конце XIX века требовал принятия кардинальных мер в отношении системы начального образования в целом, изменения подходов к обучению и воспитанию детей, к подготовке педагогических кадров. Широкой сети педагогических колледжей по подготовке учителей начальной школы требовались учебные пособия по педагогической психологии. Одними из первых ученых, обратившихся к разработке проблем педагогической психологии в Великобритании, были Александр Бэн и Джеймс Селли. Психолого-педагогические воззрения Александра Бэна были изложены в трудах «Воспитание как предмет науки» (Бэн, 1879), «Наука воспитания» (Бэн, 1881), «Психология» (Бэн, 1881). Психологические идеи Джеймса Селли послужили основанием для выхода его книг: «Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию» (Селли, 1897), «Очерки по психологии детства» (Селли, 1901), «Педагогическая психология» (Селли, 1912). В трудах британских ученых представлен широкого спектр проблем педагогической психологии: от вопросов организации урока до проблем профессионально-значимых качеств педагогов. Новаторскими для психолого-педагогической науки XIX столетия были идеи о рефлексии и эмпатии как факторах успешной педагогической деятельности, о способности педагога к саморегуляции как основы эффективности процессов обучения и воспитания, о значении коммуникативных, организаторских и педагогических способностей педагога и др. Многие идеи, впервые озвученные в работах А. Бэна и Дж. Селли, находят отражение и в трудах современных ученых.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 19.01.2016
Принята к публикации: 02.02.2016
Страницы: 96-101
DOI: 10.11621/npj.2016.0112
Ключевые слова: педагогическая психология; педагог; воспитание; обучение; ребенок; развитие ;
Автор(ы): Жарова Дарья Викторовна; Миньков Владимир Алинардович;

Доступно в on-line версии с 06.07.2016

Погожина И.Н. Детерминация развития структур логического мышления сквозь призму постнеклассической парадигмы. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 13-22.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2157:"<p>Цель работы – анализ функционирования и развития познавательных процессов в целом, и логического мышления в частности, как открытых
неравновесных саморазвивающихся систем, поведение которых определяется сложными взаимосвязями между внешними и внутренними
детерминантами. Три группы факторов, описание которых должна включать в себя любая постнеклассическая детерминационная модель, обосновали ряд
исследовательских задач. Среди них: изучение внутренних закономерностей функционирования и развития содержания (состава и структуры) познавательных
психических процессов как целостной системы, описание ее равновесных (относительно стабильных) и неравновесных состояний; исследование взаимосвязи
внешних и внутренних детерминант, динамических и статистических типов причинных связей в процессе функционирования и развития познавательных
процессов в равновесных и неравновесных фазах; исследование влияния внешних детерминант и описание механизмов изменения структурной организации
познавательной системы при переводе ее на новый уровень развития. </p><p>
Эти задачи уточняют и усложняют традиционный взгляд на взаимосвязи обучения и развития, при котором развитие психических процессов рассматривалось
как однозначно детерминированное исключительно извне (обучение) или изнутри (собственно развитие). Становится возможным детальное описание
механизмов работы в так называемой «зоне ближайшего развития».</p><p>
В результате теоретико-аналитической работы все три группы исследовательских задач конкретизированы в контексте развития логического мышления.
Сформулирована гипотеза о том, что содержание объектов и знаний о них, задаваемое культурно-социальной средой и передаваемое обучением, может
являться внешней причиной формирования и развития содержания мышления индивида (его состава и структуры) и инициировать процессы самоорганизации
элементов системы логического мышления субъекта в соответствии с потенциальными возможностями ее саморазвития. Предложена процедура
экспериментальной проверки эффективности работы предлагаемой детерминационной модели на материале развития операциональной системы логического
мышления дошкольников.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 27.05.2015
Принята к публикации: 20.06.2015
Страницы: 13-22
DOI: 10.11621/npj.2015.0402
Ключевые слова: самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы; постнеклассическая детерминационная модель; развитие познавательных структур; развитие логического мышления; обучение; развитие ;
Автор(ы): Погожина И.Н. ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Бурлакова Н.С. Идентификация «с отцовской фигурой» в контексте развития самоидентичности детей в возрасте 3–5 лет. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 44-55.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1459:"<p>В статье представлен теоретический анализ роли идентификации «с отцовской фигурой» с присущими ей символическими функциями в развитии и
становлении самоидентичности ребенка. Особое внимание уделяется возможностям применения идей культурно-исторической психологии и современной
психотерапевтически ориентированной психодинамической психологии в изучении процессов интериоризации и идентификации. Эмпирическое исследование
проводилось с детьми 3–4 и 4–5 лет на материале Детского Апперцептивного Теста (САТ) С. и Л. Беллак. Применялись методы феноменологического анализа,
элементы контент-анализа применительно к результатам восприятия, проективным комментариям и рассказам детей после предъявления им третьей
таблицы САТ С и Л. Беллак, а также качественный анализ данных наблюдения за поведением детей. Полученные результаты позволили обнаружить смену
категоризации восприятия «отцовской фигуры», что является внешним маркером более глубинных процессов идентификации. На конкретном материале
обсуждаются качественные трансформации содержания процесса идентификации с «отцовской фигурой» с учетом возрастных изменений, а также вопрос о
механизме идентификации и процессе присвоения соответствующего эмоционального опыта. Посредством идентификации «с отцовской фигурой» изначально
агрессивное самоутверждение ребенка получает значимую и социально принятую форму для своего проявления, что знаменует собой важный этап в развитии
самоидентичности.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 15.12.2013
Принята к публикации: 23.12.2013
Страницы: 44-55
DOI: 10.11621/npj.2013.0406
Ключевые слова: развитие ; самоидентичность; самосознание; идентификация; отцовская фигура; диалогический подход; проекция; рассказы детей дошкольного возраста; CAT;
Автор(ы): Бурлакова Н.С. ;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Дубровина И. В. Послесловие к Году учителя // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.107-111.

a:2:{s:4:"TEXT";s:283:"<p>
    Одна из актуальных задач практической психологии на современном этапе развития образования – найти и обосновать пути индивидуального подхода к любому ребенку в контексте реализации ресурса его творческого потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Страницы: 107-111
Ключевые слова: ребенок; развитие ; возраст; индивидуальные особенности; индивидуальный подход; способности; «зона ближайшего развития»; «социальная ситуация развития»;
Автор(ы): Дубровина И. В.;

Тютюнник В.И. Психологические условия развития детского творчества // Национальный психологический журнал - 2011.-№1(5)-с.126-132.

a:2:{s:4:"TEXT";s:262:"<p>
    Рассмотрена разработанная автором в ходе многолетних исследований психологическая структура самосознания творческой личности. Освещены результаты естественного лонгитюдного эксперимента по развитию потребности-способности к творческому труду у детей.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Страницы: 126-132
Ключевые слова: структура самосознания; творческая личность; креативность; творческие способности; потребность в творчестве; развитие ; взаимодействие взрослого и ребенка; творческое развитие; роль взрослого в развитии ребенка; индивидуальные способности;
Автор(ы): Тютюнник В. И. ;

Асмолов А.Г. Психология в психозойскую эру: от анализа эволюции психики – к анализу психики как «движителя» эволюции // Национальный психологический журнал-2013.- №1(9)-с.1–4

a:2:{s:4:"TEXT";s:1770:"<p>В своем докладе автор рассматривает психологию с необычного ракурса – как науку об изменчивости, науку, занимающуюся генерированием, порождением разнообразия. Он кратко останавливается на первых, к сожалению, недооцененных, работах, выполненных в русле данной проблематики, среди авторов которых Бернштейн, Северцев, Леонтьев, Рубинштейн, Блонский, Вернадский, Бергсон, Берг и др. </p>

<p>Cформулированы основные проблемы историко-эволюционного подхода социального конструктивизма: выделение анализа категории целенаправленной деятельности как универсальной формы существования жизни, выделение коммуникативного дискурса категории деятельности, интерпретируемой как основа существования биологических, социальных и психических систем. </p>

<p>Раскрывается понятие деятельности как процесса генерирования разнообразия на разных уровнях системы. Говорится о работах ученых (Гуревича, Баткина Джерджена и пр.), которые помогают увидеть эволюционный смысл деятельности как нарастания разнообразия. Поскольку, чем выше человек поднимается по линии эволюции, тем больше расходятся типовые программы его поведения и появляется набор вариативных программ. </p>

<p>Автор показывает, что через деятельностный подход понимаются многие феноменологии культуры, что развитие культурно-деятельностной парадигмы приводит к тому, что психология выходит за рамки отдельной науки и выступает как уникальная парадигма будущего. Поскольку А.Н. Леонтьев рассматривал психологию как своеобразную мастерскую поддержки разнообразия, где психолог выступает как специалист по конструированию миров, автор делает вывод о том, что исследования деятельности, под которыми подразумевается разработка генерирования разнообразия в нашем мире неопределенности невероятно важна.</p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 17.04.2013
Принята к публикации: 23.04.2013
Страницы: 1-4
DOI: 2079-6617/2013.0101
Ключевые слова: парадигма; развитие ; деятельностный подход; психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева;
Автор(ы): Асмолов А.Г.;

Решетова З.А. К вопросу о механизмах усвоения и развития. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 1(9). – С. 25-32.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1792:"<p>
     В своем докладе автор рассматривает психологию с необычного ракурса – как науку об изменчивости, науку, занимающуюся генерированием, порождением разнообразия. Он кратко останавливается на первых, к сожалению, недооцененных, работах, выполненных в русле данной проблематики, среди авторов которых Бернштейн, Северцев, Леонтьев, Рубинштейн, Блонский, Вернадский, Бергсон, Берг и др. 
</p>
<p>
     Cформулированы основные проблемы историко-эволюционного подхода социального конструктивизма: выделение анализа категории целенаправленной деятельности как универсальной формы существования жизни, выделение коммуникативного дискурса категории деятельности, интерпретируемой как основа существования биологических, социальных и психических систем. 
</p>
<p>
     Раскрывается понятие деятельности как процесса генерирования разнообразия на разных уровнях системы. Говорится о работах ученых (Гуревича, Баткина Джерджена и пр.), которые помогают увидеть эволюционный смысл деятельности как нарастания разнообразия. Поскольку, чем выше человек поднимается по линии эволюции, тем больше расходятся типовые программы его поведения и появляется набор вариативных программ. 
</p>
<p>
     Автор показывает, что через деятельностный подход понимаются многие феноменологии культуры, что развитие культурно-деятельностной парадигмы приводит к тому, что психология выходит за рамки отдельной науки и выступает как уникальная парадигма будущего. Поскольку А.Н. Леонтьев рассматривал психологию как своеобразную мастерскую поддержки разнообразия, где психолог выступает как специалист по конструированию миров, автор делает вывод о том, что исследования деятельности, под которыми подразумевается разработка генерирования разнообразия в нашем мире неопределенности невероятно важна.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 27.12.2012
Принята к публикации: 17.01.2013
Страницы: 25-32
DOI: 2079-6617/2013.0104
Ключевые слова: парадигма; развитие ; эволюции психики; деятельностный подход; культурно-историческая теория деятельности; А.Н. Леонтьев;
Автор(ы): Решетова З.А.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер