ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Жарова Д.В., Миньков В.А. О специфике педагогического труда и профессиональной компетентности педагогов в трудах британских ученых конца XIX века. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 96-101.

Автор(ы): Жарова Дарья Викторовна; Миньков Владимир Алинардович;

Аннотация

Процесс становления народного образования в Великобритании в конце XIX века требовал принятия кардинальных мер в отношении системы начального образования в целом, изменения подходов к обучению и воспитанию детей, к подготовке педагогических кадров. Широкой сети педагогических колледжей по подготовке учителей начальной школы требовались учебные пособия по педагогической психологии. Одними из первых ученых, обратившихся к разработке проблем педагогической психологии в Великобритании, были Александр Бэн и Джеймс Селли. Психолого-педагогические воззрения Александра Бэна были изложены в трудах «Воспитание как предмет науки» (Бэн, 1879), «Наука воспитания» (Бэн, 1881), «Психология» (Бэн, 1881). Психологические идеи Джеймса Селли послужили основанием для выхода его книг: «Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию» (Селли, 1897), «Очерки по психологии детства» (Селли, 1901), «Педагогическая психология» (Селли, 1912). В трудах британских ученых представлен широкого спектр проблем педагогической психологии: от вопросов организации урока до проблем профессионально-значимых качеств педагогов. Новаторскими для психолого-педагогической науки XIX столетия были идеи о рефлексии и эмпатии как факторах успешной педагогической деятельности, о способности педагога к саморегуляции как основы эффективности процессов обучения и воспитания, о значении коммуникативных, организаторских и педагогических способностей педагога и др. Многие идеи, впервые озвученные в работах А. Бэна и Дж. Селли, находят отражение и в трудах современных ученых.

Страницы: 96-101
Поступила: 19.01.2016
Принята к публикации: 02.02.2016
DOI: 10.11621/npj.2016.0112

Разделы журнала: Психология в образовании;

Ключевые слова: педагогическая психология; педагог; воспитание; обучение; ребенок; развитие ;

PDF: /pdf/npj-no21-2016/npj_no21_2016_096-101.pdf

Доступно в on-line версии с 06.07.2016

Процесс становления народно­го образования Великобрита­нии был трудным и растянулся на несколько десятилетий. Только в се­редине XIX века наметились серьезные сдвиги в формировании государствен­ной системы общего образования, что вызвало резкий рост числа школ и кон­тингента учащихся (Селли, 1897). Так, в 1870 году могли учиться 230 тысяч детей. Но уже в 1871 году в лондонские школы их поступило 320 тысяч, а в 1881 году – 505 тысяч из общего школьного населения в 800 тысяч человек. По мере увеличение числа школ, увеличивалась и потребность в квалифицированных педагогических кадрах, а также в учеб­ных пособиях по педагогической психо­логии (Жарова, 2014).

В психолого-педагогическом насле­дии сторонников британской рацио­нальной школы существенная роль от­водится изучению вопросов, связанных со спецификой педагогического труда и профессиональными качествами лич­ности педагога. Одними из первых ученых, обратившихся к проблемам педагогической психологии в Великоб­ритании, были Александр Бэн («Наука о воспитании») и Джеймс Селли («Очерки по психологии»). Их трудам предшествовали лишь книга Тьерри Вильяма Прейе­ра «Die Seele des Kindes: Beobachtungen über die geistige Entwicklung des Menschen in den ersten Lebensjahren» (1882 г.), в которой автор изложил свои наблю­дения за сыном с момента рождения до 3-х лет, и книга Грэнвилл Стэнли Хол­ла «Hints Toward A Select And Descriptive Bibliography Of Education» (1886 г.). Имен­но в трудах А. Бэна и Дж. Селли отмечает­ся тесная связь и значение психологии «в вопросах обучения и воспитания детей» (Жарова, 2015).

В книге «Наука воспитания» А. Бэн коснулся вопросов педагогическо­го воздействия на воспитанников с це­лью гармонизации отношений в классе и профилактики нарушений дисциплины. Среди множества средств педагоги­ческого воздействия на личность ребенка он выделил когнитивное воздействие как передачу от учителя ученикам зна­ний о нравственных нормах и ценно­стях и о последствиях аморальных дей­ствий и поступков (Миньков, 2013). Британский ученый считал, что ребенок нарушает социальные правила по при­чине недостатка знаний о моральных нормах поведения. В связи с этим, зада­ча педагога – восполнить этот пробел посредством организации школьных уроков нравственности (Жарова, 2015).

Учителю необходимо научиться вни­мательно «читать в глазах своих уче­ников последствия своих наставлений» (Бэн, 1881, С.89). В этом утверждении го­ворится о рефлексии как о профессионально-важном качестве педагога. А. Бэн также говорит о коммуникативной ком­петентности педагогов, которая включа­ет в себя следующие компоненты: владе­ние ораторским искусством (Миньков, 2013), мастерство внешних способов выражения эмоций, владение мимикой, жестикуляцией, голосом (Бэн, 1902). Го­воря современным языком, ученый писал о владении навыками вербальной и невербальной коммуникации с исполь­зованием оптико-кинетической, пара­лингвистической и экстралингвистиче­ской знаковых систем. Таким образом, в работах А. Бэна существенная роль от­водилась подробному анализу одного из важнейших качеств педагога – умения организовывать длительное и эффек­тивное взаимодействие с учащимися. На современном языке это качество опреде­ляется как коммуникативные способно­сти педагога (Миньков, 2013). Хотя этот термин А. Бэном не использовался, сре­ди выделенных им коммуникативных способностей педагога имеется практи­чески полный перечень всех тех составляющих компонентов общения, которые раскрываются и современными авторами: познание человека человеком, позна­ние человеком самого себя, умение пра­вильно оценить ситуации общения и др. Постановка данной проблемы в работах А. Бэна звучит современно и остается актуальной и сегодня (Миньков, 2013).

Поднимая вопрос результативности педагогического руководства поведени­ем школьника А. Бэн пишет об автори­тете учителя. Ученый считал, что чрез­мерное проявление авторитета учителя губительно сказывается на воспитанни­ках, подавляя их личность и является «злом, серьезным посягательством на че­ловеческое счастье» (Бэн, 1881, С.82). Ис­пользование в обучении и воспитании учительского авторитета должно быть ограничено и являться лишь «средством достижения одной только цели – сооб­щения известного количества знаний» (там же, С.83). При этом А. Бэн противо­поставляет авторитет учителя родитель­скому авторитету, который может быть практически безграничен, но не подав­ляет личность ребенка, так как родитель­ская власть и авторитет дополняются любовью и заботой о ребенке. Иная си­туация складывается в школе. А. Бэн полагал, что учитель не чувствует и не мо­жет чувствовать по отношению к детям любви, подобно материнской (Миньков, 2013). Но это не исключает проявлений нежности, учительской любви и привя­занности по отношению к своим воспи­танникам, что влияет на формирование нравственной сферы ребенка. А. Бэн го­ворит, что успех формирования нрав­ственной сферы ребенка зависит также от наличия у наставника определенных качеств, среди которых важной являет­ся способность «входить в понимание чувств других» (Бэн, 1881, С.101). Обра­щение к миру чувств ребенка, понимание сложности и глубины его души необхо­димо как в процессе формирования его нравственных качеств, так и при состав­лении программы его умственного развития. Ученый рекомендовал наставни­ку «попробовать воспроизвести для себя положение ребенка с его запасом случай­ных опытных знаний, которые служили бы точкой отправления для дальнейших занятий» (там же, С.178).

Изучая проблему профессиональной компетентности педагогов, А. Бэн выде­лил следующие профессионально-зна­чимые качества личности педагога: про­стота, скромность, тактичность («живое чутье происходящего кругом»), «всег­да бодрствующее внимание» (Бэн, 1879, С.86). В трудах ученого особое внима­ние уделяется проблеме саморегуляции как профессионально-важному качест­ву педагога. Он акцентирует внимание на важности управления эмоциями, на недопустимости воздействовать на вос­питанников «гневом и раздражением» – «раздражающим элементом в воспита­нии» со стороны наставника по отноше­нию к ребенку, является гнев. На смену гневу приходит раскаяние. Поэтому пе­дагогу важно научиться подавлять в себе гневные эмоции. Педагог должен разви­вать эмоциональную культуру, постоян­но контролировать свои эмоции, исклю­чить проявление гнева по отношению к детям – таковы обязательные условия его профессиональной пригодности. Спокойствие и умение учителя владеть собой А. Бэн назвал «драгоценной помо­щью дисциплине» на уроке (Бэн, 1879, С. 89). Готовность и способность педагога к саморегуляции выступает как осно­ва эффективности процессов обучения и воспитания. В связи с этим, ученый впервые заговорил об аутотренинге и его важной роли в педагогической деятельности – он утверждает, что учителю не­обходимо «вызывать у себя приятное настроение, тогда как действительность не способствует этому» (Бэн, 1879, С. 41). Та­ким образом, мы можем считать А. Бэна одним из первых педагогов XIX века, ко­торый заговорил о значении эмпатии (как способности к сопереживанию) в деятельности педагога на формирова­ние позитивных взаимоотношений с уче­никами (Миньков, 2013). Данная идея на­шла отражение в трудах многих ученых, например, в работах А.А. Реана, эмпа­тия рассматривается как механизм меж­личностного познания, который «ведет к более обоснованному принятию педагогических решений, к повышению про­дуктивности педагогической деятельнос­ти» (Реан, 1990).

Кроме проблемы педагогических способностей в трудах А. Бэна затраги­ваются вопросы организаторских спо­собностей педагога, имеющие непо­средственное отношение к процессу организации обучения и познаватель­ной деятельности учащихся.

Проблема интеллектуального разви­тия ребенка в трудах А. Бэна, рассма­тривается в тесной связи с проблемой «разумного руководства со стороны вос­питателя» процессом обучения (Бэн, 1881, С.38). Основное дидактическое требование Я.А. Коменского о постепен­ности в обучении ребенка, нашло отра­жение и в трудах А. Бэна. Он отмечал, что как невозможно научить танцевать того ребенка, который еще не умеет хо­дить, так же невозможно научить ребен­ка писать, если он не знает букв, «пре­жде, чем взяться за новую деятельность, мы должны приблизиться к ней выполнением предварительных или подго­товительных деятельностей» (там же, С.31). Этот принцип должен быть осно­вополагающим в работе учителя, кото­рый может предлагать ученику только те задачи и упражнения, которые соответ­ствуют физиологическому и интеллектуальному уровню его развития.


О специфике педагогического труда и профессиональной компетентности пе­дагога, писал и современник Александра Бэна – Джеймс Селли, который по прось­бе студентов написал учебник по психо­логии для будущих педагогов «Очерки по психологии» («Outlines of Psychology»). Данная работа была издана в 1884 г., она отражала взгляды Дж. Селли как педагога и психолога. Позднее она переиздавалась по частям: «Учебник по педагогической психологии» («The Teacher’s Handbook of Psychology», 1886) и «Душа человека» («The Human Mind», 1892). Выход книг Дж. Селли совпал с периодом становления ан­глийской педагогической системы, когда стремительно развивалось начальное об­разование, а педагогическим колледжам необходимы были учебные пособия по педагогической психологии для подго­товки учителей начальных школ (Минькова, 2000). Труды Дж. Селли отличалась простотой, доступностью и легкостью языка, обилием хорошо подобранных яр­ких примеров из жизни ребенка. Благодаря простоте и доступности изложения научного материала, его труд был досту­пен как учителям и молодым ученым, так и родителям. Последним эта книга по­могала правильно понять детскую душу и успешно влиять на нее. Этой работе предшествовал долгий и кропотливый труд ученого по сбору информации из различных источников – от писем, при­сылаемых опытными учителями и вос­питателями, до наблюдений далеких от психолого-педагогической теории ро­дителей. Создавая свой труд, Дж. Селли пользовался результатами современ­ных ему исследований и достижений в области педагогической психологии и экспериментальной педагогики. Кни­га его пропитана чуткостью и нежностью к душевной жизни детей – «среди всех областей исследования, открытых современной наукой, нет ни одной, более при­влекательной, чем психология ребенка» (Компейре, 1912, С.37).


В России первое издание книги Дж. Селли «Очерки по психологии» выш­ло в Санкт-Петербурге в 1887 г. (по не­которым источникам в 1901 г.) под названием «Основы общедоступной психологии и ее применение к воспитанию». В ноябре 1895 года (Минькова, 2000), а по другим данным (сайт Британского психологического общества) в 1896 году в Англии вышел один из первых учебников по детской психологии – «Изучение детства» («Studies of Childhood»), что было весьма своевременно, так как общество XIX века сделало ребенка объектом науч­ного наблюдения и еще острее поставило вопрос о его воспитании (Селли, 1897).

В своих работах Дж. Селли огромное влияние уделяет анализу личности учи­теля и его профессионально-важных ка­честв. По мнению ученого, в науке кон­ца XIX века заметен резкий переход от применения неэффективных прежних методов воспитания и обучения (физическое наказание, механическое за­учивание материала), которые игно­рировали изучение детской природы, к ориентации на знание и учет физиче­ской, духовной жизни ребенка и его индивидуальности.

Прежний воспитательная система с жесткой дисциплиной и телесными на­казаниями (наказание рассматривалось как классический метод воспитания), по­строенная в соответствии с убеждением, что «детский ум может сформировать­ся по заказу, что способности ума зави­сят от учителя, что ум – это не что иное, как приемник, куда вкладывают знания, которые затем формируются сообразно с идеалами учителя» (Спенсер, 1898, С. 68) была вытеснена. На смену эпохи, провозглашавшей главной целью физическое развитие, пришло время, когда единст­венной целью стало целостное развитие ребенка с опорой на всестороннее изуче­ние его личности (Жарова, 2009).

Ориентация воспитания на новые научные принципы прослеживается с конца XIX века. Она породила множе­ство споров о предмете воспитания. По утверждению Дж. Селли, воспитание – это сознательное воздействие на ре­бенка, опирающееся на знание законов его развития и направленное на «разви­тие всех душевных сил ребенка», «пред­мет воспитания обширен и сложен; оно имеет дело с человеческим существом, со всеми его разнообразными физическими, интеллектуальными и нравствен­ными свойствами …» (Селли, 1897, С.8).


По мнению Дж. Селли, без знания и ориентации в процессе обучения де­тей на такие науки как физиология (дает данные о строении и функционирова­нии организма, на этом основано физическое воспитание), психология (помо­гает в познании души воспитанников), логика (способствует развитию точно­го мышления, определяет условия нрав­ственного рассуждения), эстетика (дает образцы красоты, критерии для оценки литературных и художественных произведений), этика (определяет основы до­бродетели, критерии добра и зла, дает представление о разумном, добром и вос­питанном человеке), социальная психо­логия (дает знания о коллективной душе, об образование коллективного мнения и взаимодействия в группе), невозможно целенаправленное и гуманное воздейст­вие на ребенка (Селли, 1912).


Обращаясь к вопросам педагогиче­ской психологии, Дж. Селли не остав­ляет в стороне и проблемы методики преподавания. Он утверждал, что пре­подавание должно ориентироваться на уровень развития ребенка, «преподава­ние – это искусство пояснять удачными примерами и подходящим языком смысл новых терминов» (Селли, 1887). Изучая действие закона получения удовольствия и избегания страдания, ученый по­следовательно проводил мысль о гуман­ном отношении к детям – «удовольствие поддерживает, а страдание нарушает здо­ровье, деятельное состояние данного органа» (Селли, 1887, С.253). Следовательно, уроки должны сопровождаться положи­тельными эмоциями. «Величайшим при­обретением новейшей воспитательной реформы» Дж. Селли назвал следующий принцип: «Учение в его истинном и пол­ном смысле возможно лишь тогда, когда чувство скуки и утомления уступает место приятному сознанию свободного и естественного движения» (Селли, 1887, С.254 и 254). Он считал, что учителю не­обходимо избегать монотонности и вно­сить в преподавание элемент разноо­бразия, делать учение привлекательным и приятным (Миньков, 2013).

Предмет и выбранный учителем спо­соб обучения должны пробуждать в ре­бенке интерес, который имеет особое значение на первых этапах обучения, когда детям трудно долго удерживать внимание. Учитель должен, прежде всего, вскрыть привлекательные и яркие черты своего предмета, постоянно ориенти­руясь на то, что уже известно детям. Для этого необходимо иметь представления об интересах и увлечениях детей, избе­гать монотонности, использовать на уроках «как можно больше новизны и раз­нообразия как в самом материале, так и в способах предложения этого матери­ала» (Селли, 1912, С.256). Наслаждение новизной полезно на ранних стадиях об­учения детей, в дальнейшем, считал уче­ный, следует опираться на установление прочного интереса или привязанности к предмету, которые сопряжены с привыч­кой (Миньков, 2013).

Идеи Джеймса Селли и Александра Бэна были популярны во всем просве­щенном мире на рубеже XIX-ХХ веков. Их труды издавались во Франции, Герма­нии, России и в других странах и способствовали популяризации психоло­го-педагогических знаний, повышению профессионализма педагогов, воспита­телей и учителей, что повлекло за собой и улучшение качества преподавания. В работах британских ученых содер­жится богатый материал по проблеме профессиональной компетентности пе­дагогов, по методикам обучения и воспитания и пр.

Психолого-педагогические воззре­ния британских ученых о специфи­ке педагогического труда и професси­ональной компетентности педагогов способствовали дальнейшей разработ­ке проблем педагогической психоло­гии, изменению подходов к обучению и воспитанию детей, внедрению психолого-педагогических идей и принципов в учебные заведения. Труды А. Бэна и Дж. Селли оказали влияние на развитие пе­дагогики, педологии, детской и педаго­гической психологии (Жарова, 2012).

Литература:

Агузумцян Р.В., Хачатрян Н. Г. Изучение феномена духовности в контексте религиозного знания и психологической науки // Национальный психологический журнал. –2012. –№ 1(7). – с.74-80.

Бэн А. Воспитание как предмет науки / А. Бэн. – Санкт-Петербург: Карл Риккер, тип. и лит. Л. Бергмана и Г. Рабиновича, 1879. – IV, ХХII. – 383 с.

Бэн А. Наука воспитания / А. Бэн. – Санкт-Петербург: Семья и школа, 1881. – 420 с.

Бэн А. Психология. Т. 1(Кн. 1-2) / А. Бэн. – Москва : тип. И.А. Баландина, 1902. – ХХIII. – 417 с.

Британское психологическое общество: [Электронный ресурс] // Британское психологическое общество. URL: http://www.bps.org.uk/what-we-do/bps/history-psychology-centre/history-society/founding-members-society/sully-j/james-sully-1842-1923  (Дата обращения: 24.05.2016)

Жарова Д.В. Критический анализ психолого-педагогического наследия английских ученых в отечественной науке конца XIX- начала XX столетия / Д.В. Жарова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2015. – Т. 8. – № 2. – С. 108-116.

Жарова Д.В. Становление народного образования в Великобритании в XIX веке / Д.В. Жарова // Достижения и перспективы психологии и педагогики : сб. ст. Международной научно-практической конференции. – Уфа : Научный центр «Аэтерна», 2014. – С. 56-57.

Жарова Д.В. Становление народного образования в Великобритании в XIX в. как предпосылка развития педагогической психологии / Д.В. Жарова // Психологическая наука и образование – 2012. – № 2. – С. 230-240.

Жарова Д.В. Проблема профессиональной компетентности педагогов в трудах Джеймса Селли / Д.В. Жарова // Прикладная психология и психоанализ. – 2012. – № 2. – С. 8.

Жарова Д.В. Становление и развитие педагогической психологии в Великобритании в конце XIX века : дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2009. – 198 с.

Компейре Г. Умственное и нравственное развитие ребенка / Г. Компейре. – Санкт-Петербург, 1912. – 448 с.

Кравцова Е.Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал.– 2012.–№ 1(7).– С.61-66.

Kravtsova E. E. (2012) The non-classical psychology of L. Vygotsky. National Psychological Journal [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 1, 61-66.

Миньков В.А. Идеи рационализма в педагогике Англии конца XIX века / В.А. Миньков. – М.: Флинта, 2013. – 98с.

Минькова Е. С. Страницы жизни научного творчества Джеймса Селли (1843-1923) / Е.С. Минькова // Вопросы психологии. - 2000. – №4. - С. 108-119.

Прейер Б. Душа ребенка: Наблюдения над духовным развитием человека в первые годы жизни. СПб.: Издание А.Е. Рябченко, 1891. - 207 с. Перевод с нем. Редакция и предисл. проф. И.А. Сикорского.

Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся / А.А. Реан. – Москва : Высш. шк., 1990. – 80с.

Селли Д. Основные начала психологии и ее применения к воспитанию / Д. Селли. – Санкт-Петербург : Изд-во ж. «Русское богатство», 1887. – 359с.

Селли Д. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию / Д. Селли ; под ред. Л.Е. Оболенского. – Санкт-Петербург, 1897. – 351 с.

Селли Д. Очерки по психологии детства / Д. Селли ; пер. с англ. А. Громбаха. – Москва : Издание К.И. Тихомирова, 1901. – 301 с.

Селли Д. Педагогическая психология / Д. Селли ; пер. с англ. под ред. А.А. Громбаха. – Москва, 1912. – 624 с.

Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер. – Санкт-Петербург : Изд-во М.А. Лазаревой, 1898. – 232 с.

Цукарзи А.Э. Программы речевого развития детей дошкольного возраста в англоязычной литературе. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 56-66.

Чеснокова О.Б. Психолог в системе дошкольного образование: английский вариант / О.Б. Чеснокова, Е.В. Субботский // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 1(9). – С. 127-134. DOI: 2079-6617/2013.0117

Granville Stanley Hall «Hints Toward A Select And Descriptive Bibliography Of Education» (1886), с John M. Mansfield

Preyer, William T. 1882. Die Seele des Kindes: Beobachtungen über die geistige Entwicklung des Menschen in den ersten Lebensjahren. Leipzig: Grieben

Для цитирования статьи:

Жарова Д.В., Миньков В.А. О специфике педагогического труда и профессиональной компетентности педагогов в трудах британских ученых конца XIX века. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 96-101.

Zharova, Darya V., Minkov, Vladimir A. (2016). On specifics of pedagogical work and professional competence of teachers in the British scientists’ works of the late 19th century. National Psychological Journal. 1, 96-101.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер