ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

профессиональный отбор

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Собкин В.С., Лыкова Т.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных особенностей (по материалам обследования студентов театрального колледжа). // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 56-65.

Статья продолжает цикл исследований авторов, посвященный изучению личностного и профессионального становления студентов-актеров, которые проводятся с 2010 г. на базе Московского театрального колледжа под руководством народного артиста СССР О.П. Табакова. В ней представлены результаты изучения особенностей эмоционального интеллекта и его взаимосвязей с личностными особенностями у студентов-актеров. Результаты получены с помощью методики диагностики эмоционального интеллекта MSCEIT и опросника Р. Кеттела 16 PF. Общую выборку обследованных составили 66 человек.

Гипотеза исследования предполагала наличие содержательных взаимосвязей между показателями эмоционального интеллекта и личностными характеристиками, фиксирующими волевые и эмоциональные свойства личности актера. Анализ результатов, полученных с помощью теста MSCEIT, выявил, что две шкалы, составляющие домен опытного эмоционального интеллекта, высоко коррелируют между собой, что свидетельствует о связи между способностью к идентификации эмоций и способностью к использованию эмоций для принятия решений.

Доказано, что опытный эмоциональный интеллект у студентов-актеров не связан с личностными характеристиками. Тест Кеттелла показал, что шкалы, составляющие домен стратегического эмоционального интеллекта, положительно связаны с личностными характеристиками. Обнаружена связь между шкалой общего интеллекта теста Кеттелла (В) и показателем теста MSCEIT «понимание и анализ эмоций». Шкала теста Кеттелла I (чувствительность) положительно связана с показателем эмоционального интеллекта «управление эмоциями».

Поступила: 16.05.2015

Принята к публикации: 02.06.2015

Страницы: 56-65

DOI: 10.11621/npj.2015.0206

Ключевые слова: актерская одаренность; личностные характеристики; эмоциональный интеллект; тест MSCEIT; профессиональный отбор

Авторам: Собкин Владимир Самуилович; Лыкова Татьяна Анатольевна

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Собкин В.С., Лыкова Т.А. Личностные особенности при профессиональном отборе студентов-актеров: гендерный аспект. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.74-83.

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования личностных особенностей студентов-актеров, которое осуществляется на базе Московского театрального колледжа под руководством народного артиста СССР О.П. Табакова. Исследование проводится с 2010 года по настоящее время и продолжает цикл исследований авторов, начатый в 1976 году. Представлены результаты, полученные с помощью опросника Р. Кеттела 16 PF. Общее количество обследованных составило 312 человек.

Обсуждается влияние гендерного фактора на особенности отбора и обучения студентов в театральном колледже, проводится сравнение средних профилей по тесту Кеттелла для поступивших и не поступивших абитуриентов, сделанное отдельно для мальчиков и девочек. Сопоставляются особенности личностных характеристик мальчиков и девочек, зачисленных в театральный колледж. С помощью кластерного анализа рассматривается своеобразие личностных типов студентов-актеров, обучающихся на первом курсе. Полученные материалы показывают, что при отборе мальчиков оценки педагогов более тонко дифференцированы относительно таких параметров как непосредственность и естественность поведения. Вместе с тем, критерии педагогического отбора девочек в большей степени связаны с внешними данными. Сопоставление личностных профилей набранных в театральный колледж мальчиков и девочек свидетельствует о выраженной среди экспертов (преподавателей актерского мастерства) тенденции к инверсии гендерных стереотипов. Кластерный анализ личностных профилей по тесту Кеттелла 16 PF мальчиков-студентов первых курсов колледжа позволил выявить 7 кластерных групп, отличающихся по параметрам, фиксирующим эмоциональные, поведенческие и групповые ориентации студентов-актеров.

Поступила: 29.01.2014

Принята к публикации: 12.03.2014

Страницы: 74-83

DOI: 10.11621/npj.2014.0309

Ключевые слова: актерская одаренность; личностные характеристики; гендерные различия; типы личности; профессиональный отбор

Авторам: Собкин Владимир Самуилович; Лыкова Татьяна Анатольевна