ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

автономия

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Доронцова О.А. Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 111-118.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1644:"<p>
     В статье рассматривается значимая и актуальная на сегодняшний день проблема – проблема становления автономии индивида. Особое внимание уделено подростковому возрасту. Это период особенно благоприятен для формирования автономии из-за определенных изменений в психологической и социальной сфере ребенка. Показано значение межличностного ввзаимодействия в процессе формирования автономии в этом возрасте.
</p>
<p>
     В работе анализируются подходы к понятию «взаимодействие». Выделяются четыре основных направления объяснения сущности этого понятия: символический интеракционизм (Дж. Мид), социальный обмен (Дж. Хоманс, Г. Блумер), социодраматический подход (Э. Гофман) трансактный анализ (Э. Берна). Освещены виды взаимодействия, показатели его эффективности.
</p>
<p>
     Анализ проблемы межличностного взаимодействия продемонстрировал его связь с категориями «отношение», «общение» и «совместная деятельность» (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, С.В. Духновский, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницына, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.). Раскрывается понятие системы межличностного взаимодействия, обусловливающей формирование автономии в подростковом возрасте. Она рассматривается как совокупность взаимодействий психолога с педагогами, детьми подросткового возраста и их родителями. Обосновано преимущество психолого-педагогической поддержки в рамках системы данного взаимодействия.
</p>
<p>
    Показано значение сотрудничества как формы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии у подростков. Описаны механизмы этого
взаимодействия, характер контактов в нем, компоненты складывающейся при этом социальной ситуации.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 28.09.2015
Принята к публикации: 17.11.2015
Страницы: 111-118
DOI: 10.11621/npj.2015.0411
Ключевые слова: система межличностного взаимодействия; автономия; подростковый возраст; отношения; общение; деятельность; психолого-педагогическая поддержка;
Автор(ы): Доронцова Ольга Александровна;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 34-41.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2003:"<p>В статье с позиций возрастно-психологического подхода (Л.С. Выготский) представлены результаты исследования зависимости структуры личностной
автономии подростка от особенностей социальной ситуации развития: характера детско-родительских отношений и отношений со сверстниками.
Выявлен нелинейный и гетерохронный характер развития компонентов автономии в подростковом возрасте. Наиболее высокие показатели констатированы
для ценностного и когнитивного компонентов, самые низкие – для эмоционального при довольно низком уровне развития поведенческой автономии.
Личностная автономия развивается в функциональном единстве всех компонентов, образующих ее ценностно-аффективную и операционально-техническую
составляющую. Опережающее развитие когнитивной автономии, обусловленное переходом к учебно-профессиональной деятельности с элементами
самообразования, составляет основу формирования поведенческой и ценностной автономии. Последняя, задавая вектор развития мотивационно-смысловой
системы личности, создает условия для достижения эмоциональной автономии на основе принятия самоценности и самодостаточности. Выявлены и описаны
особенности отношений с родителями и сверстниками у пяти групп подростков, различающихся по уровню и структуре личностной автономии. Определена
связь уровня развития автономии и ее отдельных компонентов с характером отношений подростков с родителями и сверстниками. Значимыми для развития
автономии являются такие параметры детско-родительских отношений как родительский контроль, свобода и автономность в детско-родительских отношениях,
сотрудничество. Отношения с родителями и сверстниками играют разную роль в формировании автономии. В отношениях с родителями происходит осознание
потребности в автономии и ее мотивационное опредмечивание. В отношениях со сверстниками происходит субъективация потребности в автономии, апробация
и ролевое экспериментирование самостоятельности ценностных выборов и принятия решений, их реализация в поведении и деятельности.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 29.11.2014
Принята к публикации: 08.12.2014
Страницы: 34-41
DOI: 10.11621/npj.2014.0404
Ключевые слова: автономия; подростковый возраст; возрастно-психологический подход; самодетерминация; самостоятельность; детско-родительские отношения; эмоциональная автономия; когнитивная автономия; ценностная автономия; поведенческая автономия;
Автор(ы): Поскребышева Н. Н.; Карабанова О.А. ;

Поскребышева Н.Н.,Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка // Национальный психологический журнал - 2014.- №1 -с.74-85.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2018:"<p>В работе обсуждаются различные теоретические подходы к проблеме исследования личностной автономии подростка, включая психоаналитический
подход (А. Фрейд, М. Малер, П. Блос), теорию привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт П. Криттенден), теорию самодетерминации (Э. Деси и Р. Райн),
деятельностный (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев) и возрастно-психологический (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман, Г.В. Бурменская)
подход. Анализ проблемы становления личностной автономии подростка продемонстрировал многообразие теоретических подходов и эмпирических
исследований, направленных на объяснение феноменологии, механизмов и условий развития этого комплексного личностного конструкта. Изучение
современных зарубежных и отечественных исследований позволило проанализировать основные траектории сепарации от родителей и роль социального
контекста в формировании самостоятельности подростка.</p><p>
Рассматривается структура конструкта личностной автономии подростка. В ходе ее операционализации обоснована необходимость включения моральной
автономии как составляющей в состав ценностной автономии в четырехкомпонентной структуре личностной автономии. Показано значение детско-
родительских отношений для формирования личностной автономии подростка. Автономия представлена, с одной стороны, как характеристика отношений, то
есть социальная характеристики, а с другой – как тот образ Я, исходя из которого подросток действует в контексте отношений со взрослыми и сверстниками.
Выделены преимущества возрастно-психологического подхода в исследовании личностной автономии и представлена операционализация понятия социальная
ситуация развития. Возрастно-психологический подход, рассматривающий социальную ситуацию развития как иерархию социальных контекстов, определяющих
вектор и особенности развития ключевых возрастных новообразований, раскрывает возможность исследования роли ориентировочной деятельности в системе
социальных и межличностных отношений в становления личностной автономии.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 28.11.2014
Принята к публикации: 01.12.2014
Страницы: 74-85
DOI: 10.11621/npj.2014.0108
Ключевые слова: ориентирующий образ; автономия; подростковый возраст; возрастно-психологический подход; самодетерминация; самостоятельность; детско-родительские отношения; эмоциональная автономия; когнитивная автономия; ценностная автономия; поведенческая автономия; социальная ситуация развития;
Автор(ы): Поскребышева Н. Н.; Карабанова О.А. ;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер