ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

addiction

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Kolesnikov V.N., Melnik Yu.I., Teplova L.I. (2019). Internet activity and problematic Internet use in adolescence. National Psychological Journal, 1, 34-46

Background. The issue of Internet addiction is being actively discussed in foreign and Russian psychology in two recent decades. However, experts have not developed a common opinion on the concept of ‘Internet addiction’. Therefore different terms are used to refer to disharmonious relationships in the ‘man-Internet’ system: ‘problematic Internet use’, «’excessive Internet use’, ‘compulsive Internet use’, etc. Psychologists show more agreement in the description of symptoms of Internet addiction. Generalization of these features makes it possible to develop tools for psychological assessment of Internet addiction.

Objective is to identify the components of problematic Internet use in adolescence using the questionnaire developed by the authors of this paper, and to describe the relationship of the components of problematic Internet use with using various Internet services.

Design. Based on the analysis of the psychological literature, the symptoms of problematic Internet use were identified. The selected symptoms constituted the content of the questionnaire. Correlation and factor analysis revealed components of problematic Internet use. Relationships between problematic Internet use and using different Internet services were studied.

The sample of the study consisted of 150 people aged 16 to 23 years: 64 high school students and 86 university undergraduates. The data was collected throughout the period from October, 2017 to November, 2017.

Results. The study of symptoms and manifestations of problematic Internet use in high school students and university students allowed to develop a scale of problematic Internet use bringing together five components (super-value of Internet activity, frustration of vital needs, anticipation of accessing the Internet, reducing monitoring time and reducing the significance of events outside the network). The features of using Internet services depending on gender and age are described. Correlations of problematic Internet use with types of activity in a network are established. The most closely components of problematic Internet use are connected with use of communicative (social) services.

Conclusion. The study of problematic Internet use and its components allows us to offer a five-component model of problematic Internet use and describe the relationship of problematic Internet use with Internet services and applications using.

Received: 03/23/2018

Accepted: 09/03/2018

Pages: 34-46

DOI: 10.11621/npj.2019.0104

Keywords: addiction; Internet dependence; adolescent Internet addiction; psychology of the Internet; adolescence; social networks;

By: ; ; ;

Available Online: 01/30/2019

Pavlov Yu.G.(2014). Efficacy of Addiction Treatment by EEG biofeedback. National psychological journal,1(13), 95-101

The paper provides a review of publications in neurofeedback for treatment of addictive disorders. We performed a comprehensive analysis of the effectiveness and restrictions of existing varieties of neurofeedback in treatment of addiction. In the second part of the article we have considered problems arising in the evaluation of the effectiveness of training with biofeedback and possible ways to resolve them.

Efficacy criteria adapted by the Association for Applied Psychophysiology and Biofeedback (AAPB) and the International Society for Neurofeedback and Research (ISNR) were used. Peniston Training Protocol (Alpha/Theta Training) is described. The influence of the placebo effect, the complex nature of the treatment and comorbid diagnosis to analyze the effectiveness of its use are explained. The effect of the Scott-Kaiser Protocol in psycho-stimulant abusers. The author describes the Alpha-Stimulation Training Protocol, a wide range of its applications with respect to other protocols, and provides a weak evidence base. The perspectives of neurometric approach application in the development of biofeedback protocols and approach to objective evaluation of the effectiveness of training by detecting the gamma rhythm reactivity in response to specific stimuli associated with addiction are considered.

We offered recommendations how to improve the quality of the research in the field of clinical applications of neurofeedback. The quality can be achieved in the observational group by independent groups of researchers, as well as improved procedures for description of the experiment, a careful selection of subjects and selection criteria for successful session and training as a whole.

Received: 11/22/2011

Accepted: 02/16/2012

Pages: 95-101

DOI: 10.11621/npj.2014.0110

Keywords: biofeedback; BFB; EEG; addiction;

By: ;

Pavlov Yu.G.(2013). Efficacy of Addiction Treatment by EEG biofeedback. National Psychological Journal, 2(10), 80-90

The paper provides a review of publications in neurofeedback for treatment of addictive disorders. We performed a comprehensive analysis of the effectiveness and restrictions of existing varieties of neurofeedback in treatment of addiction. In the second part of the article we have considered problems arising in the evaluation of the effectiveness of training with biofeedback and possible ways to resolve them.

Efficacy criteria adapted by the Association for Applied Psychophysiology and Biofeedback (AAPB) and the International Society for Neurofeedback and Research (ISNR) were used. Peniston Training Protocol (Alpha/Theta Training) is described. The influence of the placebo effect, the complex nature of the treatment and comorbid diagnosis to analyze the effectiveness of its use are explained. The effect of the Scott-Kaiser Protocol in psycho-stimulant abusers. The author describes the Alpha-Stimulation Training Protocol, a wide range of its applications with respect to other protocols, and provides a weak evidence base. The perspectives of neurometric approach application in the development of biofeedback protocols and approach to objective evaluation of the effectiveness of training by detecting the gamma rhythm reactivity in response to specific stimuli associated with addiction are considered.

We offered recommendations how to improve the quality of the research in the field of clinical applications of neurofeedback. The quality can be achieved in the observational group by independent groups of researchers, as well as improved procedures for description of the experiment, a careful selection of subjects and selection criteria for successful session and training as a whole.

Received: 11/22/2011

Accepted: 02/16/2012

Pages: 80-90

DOI: 10.11621/npj.2013.0211

Keywords: BFB; EEG; addiction; biofeedback;

By: ;


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2020

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

аддикции

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Колесников В.Н., Мельник Ю.И, Теплова Л.И. Интернет–активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 34-46

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема интернет-зависимости активно обсуждается в отечественной и зарубежной психологии в течение двух последних десятилетий. Однако у специалистов так и не сложилось общего мнения о содержании понятия «интернет-зависимость». Для обозначения дисгармоничной связи человек-интернет используются различные термины: «проблемное использование интернета», «излишнее применение интернета», «компульсивное применение интернета» и др. Большее единодушие психологи демонстрируют в описании признаков (симптомов) интернет-зависимости. Обобщение этих признаков дает возможность создавать диагностические инструменты.

Цель. Исследование направлено на определение компонентного состава проблемного использования интернета в юношеском возрасте с помощью разработанного авторами опросника, а так же на установление связи этих компонентов с использованием различных интернет-сервисов.

Описание хода исследования. На основе анализа психологической литературы были выделены признаки проблемного использования интернета, составившие содержательную область разработанного авторами опросника. С помощью корреляционного и факторного анализа выявлялись компоненты проблемного использования интернета и связь выявленных компонентов с использованием интернет-сервисов и приложений. Выборку исследования составили 150 человек в возрасте от 16 до 23 лет: 64 старшеклассника и 86 студентов младших курсов университета. Сбор данных осуществлялся в период с октября по ноябрь 2017 года.

Результаты исследования. Изучение симптоматики и признаков проявлений чрезмерного пользования интернетом у старшеклассников и студентов позволило разработать шкалу проблемного использования интернета, объединившую пять компонентов: сверхценность активности в сети, фрустрация витальных потребностей, предвкушение вхождения в сеть, снижение контроля над временем, снижение значимости событий за пределами сети. Описаны особенности пользования интернет-сервисами в зависимости от пола и возраста. Установлены корреляции проблемного использования интернета с видами активности в сети – наиболее тесно компоненты проблемного использования интернета связаны с использованием коммуникативных (социальных) сервисов.

Выводы. Результаты исследования позволяют предложить пятикомпонентную модель проблемного использования интернета и выделить связь его компонентов с использованием сервисов интернета и приложений.

Поступила: 23.03.2018
Принята к публикации: 03.09.2018
Страницы: 34-46
DOI: 10.11621/npj.2019.0104
Ключевые слова: аддикции; интернет-зависимость; интернет-зависимость подростков; психология Интернета; юношеский возраст; социальные сети;
Автор(ы): Колесников В.Н.; Мельник Ю.И.; Теплова Л.И.;

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Павлов Ю.Г. Эффективность лечения зависимостей методом ЭЭГ-биоуправления // Национальный психологический журнал - 2014.- №1 -с.95-101.

В данной статье предпринята попытка наиболее полного литературного обзора существующих отечественных и зарубежных публикаций, касающихся темы использования биоуправления применительно к аддиктивным расстройствам. Во второй части работы рассматриваются проблемы, возникающие при оценке эффективности тренингов с биологической обратной связью (БОС), и возможные пути их разрешения. В частности, приводится методика оценки уровней клинической эффективности психофизиологического вмешательства, разработанная Ассоциацией прикладной психофизиологии и биоуправления и Обществом нейрорегуляции.

На основании критериев методики произведен комплексный анализ эффективности и недостатков существующих разновидностей тренинга с БОС по ЭЭГ при лечении зависимостей. Описан протокол Пенистона (альфа/тета тренинг). Демонстрируются проблемы влияния плацебо-эффекта, комплексного характера терапии и сочетанности диагноза на анализ эффективности его применения. Описан специфический эффект протокола Скотта-Кайзера при терапии зависимостей от психостимуляторов. Рассмотрен альфастимулирующий тренинг, широкая область его применения относительно других протоколов, но и одновременно наиболее слабая доказательная база. Рассматриваются перспективы применения нейрометрического подхода при разработке протоколов обратной связи, а также способа объективной оценки эффективности тренинга путем регистрации реактивности гамма-ритма в ответ на специфические стимулы, связанные с пристрастием.

Сформулированы рекомендации для повышения качества проводимых исследований в области клинических приложений биоуправления. Это достижимо путем выполнения работ с участием контрольной группы независимыми группами исследователей, а также совершенствования процедуры описания эксперимента, более тщательного подбора испытуемых и выбора критериев успешного сеанса и тренинга в целом.

Поступила: 22.11.2011
Принята к публикации: 16.02.2012
Страницы: 95-101
DOI: 10.11621/npj.2014.0110
Ключевые слова: биоуправление; биологическая обратная связь (БОС); ЭЭГ; аддикции;
Автор(ы): Павлов Ю.Г. ;

Павлов Ю.Г. Эффективность лечения зависимостей методом ЭЭГ-биоуправления // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.80-90.

В данной статье предпринята попытка наиболее полного литературного обзора существующих отечественных и зарубежных публикаций, касающихся темы использования биоуправления применительно к аддиктивным расстройствам. Во второй части работы рассматриваются проблемы, возникающие при оценке эффективности тренингов с БОС, и возможные пути их разрешения. В частности, приводится методика оценки уровней клинической эффективности психофизиологического вмешательства, разработанная Ассоциацией прикладной психофизиологии и биоуправления и Обществом нейрорегуляции.

На основании критериев методики произведен комплексный анализ эффективности и недостатков существующих разновидностей тренинга с БОС по ЭЭГ при лечении зависимостей. Описан протокол Пенистона (альфа/тета тренинг). Демонстрируются проблемы влияния плацебо-эффекта, комплексного характера терапии и сочетанности диагноза на анализ эффективности его применения. Описан специфический эффект протокола Скотта-Кайзера при терапии зависимостей от психостимуляторов. Рассмотрен альфастимулирующий тренинг, широкая область его применения относительно других протоколов, но и одновременно наиболее слабая доказательная база. Рассматриваются перспективы применения нейрометрического подхода при разработке протоколов обратной связи, а также способа объективной оценки эффективности тренинга путем регистрации реактивности гамма-ритма в ответ на специфические стимулы, связанные с пристрастием.

Сформулированы рекомендации для повышения качества проводимых исследований в области клинических приложений биоуправления. Это достижимо путем выполнения работ с участием контрольной группы независимыми группами исследователей, а также совершенствования процедуры описания эксперимента, более тщательного подбора испытуемых и выбора критериев успешного сеанса и тренинга в целом.

Поступила: 22.11.2011
Принята к публикации: 16.02.2012
Страницы: 80-90
DOI: 10.11621/npj.2013.0211
Ключевые слова: БОС; ЭЭГ; аддикции; биоуправление;
Автор(ы): Павлов Ю.Г. ;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2019
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер