Главная → Список ключевых слов
Актуальность (контекст) тематики статьи.Нарушение способности к регуляции эмоционального состояния значимо как в возникновении алкогольной зависимости, так и в ее течении. Несмотря на то, что общепринятым является рассмотрение алкоголизма с точки зрения биопсихосоциальной парадигмы, кросскультурные исследования индивидуально-психологических свойств больных алкоголизмом крайне немногочисленны.
Цель. Целью данного исследования являлся анализ стратегий и способов эмоциональной регуляции при алкоголизме у жителей г. Санкт-Петербург (Группа 1) и Республики Саха (Якутия) (Группа 2). Гипотезы исследования: существуют региональные, а также национальные различия в используемых стратегиях эмоциональной регуляции; стратегии эмоциональной регуляции могут быть обусловлены социо-культурными факторами.
Описание хода исследования. В исследовании приняли участие пациенты, находившиеся на лечении в наркологических клиниках при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева (СПб НИПНИ им. Бехтерева) и ГБУ РС (Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер». Критерии включения в выборку: лица в возрасте от 18 до 70 лет, установленный диагноз «Синдром зависимости от алкоголя» (F10.2) в соответствии МКБ-10; свободное владение русским языком. Всего в исследовании приняли участие 60 человек, 30 из которых являлись жителями г. Санкт-Петербург и Ленинградской области (группа 1), 30 – проживали на территории Республики Саха (Якутия) (группа 2).
Результаты исследования.
Обнаружены значимые региональные различия в использовании когнитивной стратегии регуляции эмоций «позитивная переоценка» (p=0,01) жителями г. Санкт-Петербург и Ленинградской области и жителями Якутии. Базовая стратегия эмоциональной регуляции «подавление экспрессии» (р=0,02), а также такие трудности эмоционального регулирования как «непринятие эмоциональных реакций» (р=0,002), «трудности сдерживания импульсивных реакций» (р=0,007), «ограниченность спектра стратегий эмоциональной регуляции» (р=0,003) характерны для жителей Республики Саха (Якутия). Они отражают культурно-специфические особенности северных народов, выражающиеся в эмоциональной сдержанности, склонности к подавлению эмоций, чувств.
Выводы. Изучение эмоциональной регуляции при алкогольной патологии с учетом национальной и региональной принадлежности индивидов имеет принципиально важное значение для решения вопросов в области этнической психологии и психиатрии. Для эффективного оказания медицинской, психологической и психотерапевтической помощи пациентам с алкогольной зависимостью, а также с другими формами аддиктивных расстройств, необходим учет национальных и региональных особенностей, способных выступить в качестве внутреннего ресурса успешности оказываемой помощи.
Поступила: 27.11.2018
Принята к публикации: 15.01.2019
Страницы: 78-87
DOI: 10.11621/npj.2019.0108
Ключевые слова: эмоциональная регуляция; зависимость от алкоголя; кросскультурное исследование; этнопсихология
Авторам: Игнатьев Павел Дмитриевич; Трусова Анна Владимировна; Климанова Светлана Г.; Балашова Юлия И.; Замятина Надежда Н.; Шестакова Матрена В.
Доступно в on-line версии с 30.04.2019
Средневековье в Азербайджане было прогрессивным периодом в развитии общества, ознаменовавшим новый этап формирования общественной, в том числе психологической мысли. В немалой степени этому способствовал тот факт, что в это время под влиянием объективных исторических причин увеличилось число поэтов и прозаиков, пишущих на родном языке. До этого литературные произведения в Азербайджане создавались в основном, на арабском и фарсидском языках. Параллельно психология проходит этап последовательного обобщения и анализа знаний, накопленных в процессе повседневной деятельности и общения людей друг с другом. Житейские наблюдения и обобщения получают свое дальнейшее развитие в форме психологической мысли, происходит их философское осмысление и выведение общих законов.
В статье показано становление психологической мысли в Азербайджане в контексте освещения обычаев, литературного и культурного наследии азербайджанского народа. Основное внимание уделяется изучению донаучной и научной психологической мысли Азербайджана в различные века, когда она развивалась как одна из областей философии. Раскрываются заслуги таких видных представителей общественной научной мысли, как Бахманьяр, Сираджеддин Урмави, Низами Гянджеви, Насиреддин Туси и других в формировании первых психологических идей в Азербайджане. Показано, что история науки и культуры Азербайджана, в частности, образцы устного народного творчества и литературные источники богаты психологическими мыслями и идеями. Психологические взгляды в Азербайджане имеют древние корни, богатую историю формирования. В статье рассмотрены истоки и история развития психологических идей Азербайджана периода средневековья, продемонстрирована их тесная взаимосвязь с развитием азербайджанской литературы и культуры. Это дает возможность рассматривать науку психологию всесторонне, в комплексе, понять, что легло в основу современной психологической мысли.
Поступила: 25.12.2015
Принята к публикации: 14.03.2016
Страницы: 124-129
DOI: 10.11621/npj.2016.0212
Ключевые слова: психология; история психологии; психологическая мысль; человек; этнопсихология
Авторам: Мусаева Тунзалья Раджаб кызы
Доступно в on-line версии с 30.08.2016
Цель статьи – представление концепции личности и характера, построенной на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева. Во вступительной части работы приведена краткая история характерологии, анализ которой обнаруживает очевидную неопределенность в понимании предметов психологии характера и личности, их прямое (характер) или косвенное (личность) сведение к психической индивидуальности субъекта. Однако конкретное наполнение этой индивидуальности оказывается настолько широким и разнообразным, что характерология начинает терять свои ясные очертания, личность же не находит сколько-нибудь общепринятого определения. С позиции излагаемой концепции личность рассматривается как структура жизненных смыслов, характер – в качестве инструментального уровня, принимающего к исполнению жизненные смыслы индивидуума и реализующего их в человеческих поступках. Показана неидентичность двух исследуемых образований, их различия по назначению в человеческой психике, содержанию, единицам строения, общей конструкции и генезису. На материале этнической психологии даны примеры реализации единого для разных народов смыслового образования с помощью неодинаковых характерологических приемов, и напротив, обслуживание одним поступком или их стереотипом нескольких смысловых образований. В заключение обсуждаются вопросы соотношения личности и характера, а также источник их формирования.
Поступила: 08.06.2015
Принята к публикации: 20.06.2015
Страницы: 3-12
DOI: 10.11621/npj.2015.0401
Ключевые слова: личность; характер; личностный смысл; жизненный смысл; поступок; этнопсихология
Авторам: Бороздина Лидия Васильевна
Доступно в on-line версии с 31.12.2015
Автор знакомит с исследованиями в области этнопсихологии и сравнительной мифологии, которые выявляют наличие общих психологических особенностей у представителей разных народов, неких универсальных форм мышления, подобных Юнговским архетипам.
Страницы: 85-87
Ключевые слова: сравнительная мифология; этнопсихология; архетипы; теория К. Г. Юнга
Авторам: Боринская Светлана Александровна
Объясняется сущность понятия «субъективная картина истории народа» и его отличие от близких к нему понятий: «картина мира», «модели мира», «этнические картины мира» и др. Излагается причинно-следственная концепция психологического времени личности и, основываясь на ней, исследуется субъективная картина жизненного пути человека и переживание времени этносом. Представлены методики, применимые для изучения субъективной картины истории народа. Рассказывается об уже проведенных исследованиях субъективных историй русского и татарского народов.
Страницы: 90-95
Ключевые слова: этнопсихология; субъективная картина истории; субъективные представления об истории своего народа; этническое самосознание личности
Авторам: Ахмеров Рашад Анварович