ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

L. Vygotsky

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Asmolov A.G. (2016). The proceedings of the international conferences dedicated to the 120th anniversary of L.S. Vygotsky. National Psychological Journal. 4, 45-46.

In 2016, the scientific and pedagogical community from different countries is celebrating the 120th anniversary of the birth of L. S. Vygotsky, an outstanding humanist, the Russian scientist who made an enormous contribution to the development of the socialization of man in nature, culture and society.

Received: 10/20/2016

Accepted: 10/22/2016

Pages: 45-46

DOI: 10.11621/npj.2016.0405

Keywords: Vygotsky L.S.; L. Vygotsky; history of psychology;

By: ;

Available Online: 12/30/2016

Verbitskaya L.A. (2016). «Mozart of psychology». Interview with L.A. Verbitskaya. National Psychological Journal. 3, 03-07.

The interview reveals the contribution of Lev Vygotsky in science and education, his main scientific achievements being drawn particular attention to. His innovative concepts in pedagogy and psychology are far ahead of time and are relevant up today. Lev Vygotsky put forward ideas that disclosed the principles of cultural development of human individual, his/her mental functions (speech, attention, thinking), and explained the internal mental processes of the child, their relationship with the environment. Lev Vygotsky introduced a number of terms and concepts that are the basis of modern psychology and pedagogy. Among them there are «higher mental functions», «interiorization», «mediation», «signification», etc.

There extraordinary versatility Lev Vygotsky is emphasized in the paper. He is known not only as a psychologist, but also as a philosopher, methodologist, teacher, therapist, and even as the author of the brilliant theater and literary reviews. There are also facts about Vygotsky’s scientific path and his biography.

The importance of Vygotsky’s ideas in the development of the educational process is highlighted. The scientist laid the most important principles of the child education. Such concepts developed by him as «zone of proximal development», «social situation of development», «critical age», «sensitive periods in the child development» are still successfully used by leading psychologists and educators. He made a huge contribution to the development of ideas about the origin and development of speech, its role in the development of thinking.

The whole galaxy of prominent scientists were raised under the influence of Vygotsky. Closest students and colleagues were the author of the activity theory A.N. Leontyev, the world-renowned neuropsychologist A.R. Luria, the author of the concept of the child’s mental development D.B. El’konin, the author of the theory of stage development of mental activity P.Ya. Galperin.

Lev Vygotsky is famous on the international scale: his works are translated into 19 languages. Research centers and institutes based on the approach of Vygotsky and developing his ideas exist today in many countries, e.g. in France, Portugal, Brazil, Angola. Seminars, conferences and congresses in different parts of the world are devoted to his ideas scientific.

Received: 09/20/2016

Accepted: 06/25/2016

Pages: 3-7

DOI: 10.11621/npj.2016.0301

Keywords: Vygotsky L.S.; L. Vygotsky; history of psychology; educational psychology; developmental psychology;

By: ;

Available Online: 11/30/2016

Sokolova E. E., Fedorovich E.Yu. (2016). «Speaking does not mean being a human»: critical analysis of current studies of the “animal language” in accordance with L.S. Vygotsky’s ideas. National Psychological Journal. 3, 8-19.

This paper is based upon the ideas of the psychological school of L. S. Vygotsky, A. N. Leontiev and A. R. Luria and presents a critical analysis of currently popular and allegedly successful projects of teaching human language to apes. The paper shows that the authors of such studies and their promoters ignore qualitative differences between psychological mechanisms of human and animal communication, as well as their functions in behavioral regulation of both. This is explained, in particular, by the fact that the human-animal comparison originates from some visible and functional similarities of certain aspects of their communicative behavior. Moreover, the observed differences are recognized as quantitative distinctions, but not qualitative ones. In this paper a critical analysis of data submitted by such projects is presented. The outcome is as follows. Though apes, especially in vitro, can use some symbolic means (language symbols) to manipulate the behavior of others, none of the animals, subjected to such experiments have acquired an ability to control themselves in the context of certain social (conventional) requirements. Meanwhile, according to L. S. Vygotsky, the arbitrary regulation of one’s own behavior with the use of symbolic means as «psychological tools» is what determines a human as a being, qualitatively different from an animal. Moreover, this arbitrary regulation has emerged in the course of historical development through human labor (common, socially-induced and tool-mediated) activity.

Hence, the conclusion is that if the most important features of human language (its use on the way of mastering one’s own behavior and regulating one’s own mental processes) is ignored, this leads to inadequate interpretation of the data collected in animal behavior studies, as well as to biological reductionism of human activity explanation.

Received: 09/10/2016

Accepted: 09/16/2016

Pages: 8-19

DOI: 10.11621/npj.2016.0302

Keywords: L. Vygotsky; language; language-trained apes; comparative psychology; psychological tool; arbitrary regulation;

By: ; ;

Available Online: 10/30/2016

Sobkin V.S., Klimova T.A. (2016). Lev Vygotsky between two revolutions: on the political self-determination of the scientist. National Psychological Journal. 3, 20-31.

The paper presented texts of the three previously unknown Lvygotsky’s journal notes and comments on them. These texts were published in mid-July and early September 1917 in the Jewish weekly «New Path» under the pseudonym «L.S.» and «W». In these texts, Lev Vygotsky describes the features of the political behaviour of the Jewish population in connection with the revolutionary events in Russia. On the one hand, a clear discrepancy between the activation of party work and political rhetoric is mentioned, and on the other hand, reduction of the significance of Jewish communal life is highlighted. As a key characteristic of social and psychological wellbeing of the Jewish population Vygotsky singles out absenteeism, i.e. the lack of interest in politics. Eventually the scientist captures the increase in uncertainty in the Jewish environment and fear of the future political, social and economic reforms in Russia. In the comments on Vygotsky notes, there are definitions relating to the various features of the activities of the Jewish political parties and public organizations, information about various policy documents and staff characterized by social and political situation before the elections in the Consituent Assembly (Uchreditel’noe Sobranie). Particular attention is paid to the analysis of stylistic and structural features of the commented text construction. By implicit quoting the relationship between Vygotsky’s texts and the works of other authors is identified.

Particular attention is paid to the author’s attitude to religious texts, which allows to select a characteristic feature of the «double vision» of real events of the revolution against the background of the Jewish history. The comments help to single out features of the political identity of the young Lev Vygotsky in the period between the two revolutions, which is important to study his biography and understanding of his world view.

Received: 09/08/2016

Accepted: 09/20/2016

Pages: 20-31

DOI: 10.11621/npj.2016.0303

Keywords: cultural-historical psychology; socio-cultural context; L. Vygotsky; Vygotsky L.S.; political self-determination of the scientist; text stylistics;

By: ; ;

Available Online: 10/30/2016

Sobkin V.S., Mazanova V.S.(2014). Comments on L.S. Vygotsky’s theatre review on E.V. Geltser’s performance. National psychological journal,1,37-48

The paper presents the detailed comments on the review of L.S. Vygotsky on the famous Russian ballerina E.V. Geltser’s performance during her Gomel tour in the autumn of 1922. We present a reconstruction of the cultural context which is quite essential for understanding multiple lines of the plot covered in the review of Vygotsky.In the analysis of the text the importance of the distinction between artificial and natural movements introduced by L.S. Vygotsky’s when considering the uniqueness of expressive movement in the choreography is stressed.

It is shown that the uniqueness of cathartic experience that has become a central theme in L.S. Vygotsky’s research monograph “Psychology of Art” (1925), in this review is examined using the analysis of classical dance perception. However, we fix the methodological importance for the analysis of Vygotsky’s account of the existing opposition between the classical and the “so-called untaught natural dance” (A. Duncan, M. Fokine), which in turn allows to designate the fundamental differences between “spiritual” and “soulful” experience. The comments to the review are equipped by the detailed references to the theoretical works of the classicists of the Russian theatre (e.g. A.Tairov, Vs. Meyerhold), where the problem of expressive movement and gesture is also given special focus. Analysis of L.S. Vygotsky’s representations on the fact that it is the “indifference” of the ballet to the natural movement, puts it at a particular level, whereas the detachment from everyday things brings to the experience of the great psychological meaning (“not soulful but spiritual”), and thus allows to link his early work with the ideas he developed in his later book “The Psychology of Art”.

Referring to S. Frank’s works, he rhapsodizes about the nature of artistic experience that might fulfill “the incompleteness and imperfection” of a particular situation. Exactly in these comments to the review L.S. Vygotsky’s juxtaposition of “soulful” and “spiritual” being the fundamental importance for perceiving the psychological characteristics of cathartic experiences in the perception of art is fixed.

In addition, the review comprises the specific use of symbolic means for understanding the processes that have been developed by L.S. Vygotsky in the following works: “The history of the development of higher mental functions” (1930), “Thinking and Speech” (1934).

Received: 07/19/2013

Accepted: 09/20/2013

Pages: 37-48

DOI: 10.11621/npj.2014.0104

Keywords: L. Vygotsky; history of psychology; psychology of art; dance; artificial and natural movement; “soulful” and “spiritual”; pathos; catharsis;

By: ; ;

Kravtsova E. E. (2012) The non-classical psychology of L. Vygotsky. National Psychological Journal,1(7),61-66

An analysis of the cultural and historical theory of L. Vygotsky is considered. It is shown that in its essence this theory belongs to non-classical psychology. The main ideas concerning the development of the human individual in education put forward by scientists in the framework of this theory are considered.

Pages: 61-66

Keywords: L. Vygotsky; non-classical psychology; cultural and historical approach; developmental psychology; development of the person; training; zone of proximal development; theory of developmental education; zone of potential development; zone of further development; developing training;

By: ;


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2020

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

Л.С. Выготский

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Асмолов А.Г. Итоги проведения международных конференций, посвященных 120-летию Л.С. Выготского. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 45-46.

В 2016 году научное и педагогическое сообщество разных стран празднует 120-летие со дня рождения Л.С. Выготского, выдающегося гуманиста, российского ученого, внесшего огромный вклад в развитие наук о социализации человека в природе, культуре и обществе.

Поступила: 20.10.2016
Принята к публикации: 22.10.2016
Страницы: 45-46
DOI: 10.11621/npj.2016.0405
Ключевые слова: Выготский Л.С.; Л.С. Выготский; история психологии;
Автор(ы): Асмолов А.Г.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Вербицкая Л.А. «Моцарт психологии». Интервью. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 03-07.

В интервью раскрывается вклад Л.С. Выготского в науку и образование, рассмотрены его главные научные достижения. Показано, что его новаторские концепции в педагогике и психологии намного опередили время и по сей день являются актуальными. Л.С. Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой. Ученый ввел в науку целый ряд понятий и концептов, на которые опирается современная психология и педагогика, такие как «высшие психические функции», «интериоризация», «опосредование», «сигнификация» и др.

Отмечается необычайная разносторонность Л.С. Выготского – он известен не только как психолог, но и как философ, методолог, педагог, дефектолог и даже как автор блистательных театральных рецензий и литературный критик. Также идет речь о том, как происходило становление Л.С. Выготского как ученого, приведены основные факты его биографии.

Продемонстрирована важность идей Л.С. Выготского для развития образовательного процесса. Указывается, что ученый заложил важнейшие принципы обучения ребенка, что такие разработанные им понятия, как «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития», «критические возрасты», «сензитивные периоды в развитии ребенка» до сих успешно используются ведущими психологами и педагогами, что он внес огромный вклад в развитие представлений о происхождении и развитии речи, о ее роли в развитии мышления.

Подчеркивается, что под непосредственным или косвенным влиянием Выготского сформировались взгляды целой плеяды известных отечественных ученых. Ближайшими учениками и соратниками Выготского были автор теории деятельности А.Н. Леонтьев, всемирно известный нейропсихолог А.Р. Лурия, автор концепции психического развития ребенка Д.Б. Эльконин, автор теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин.

Отмечается широкая международная известность Л.С. Выготского – его труды переведены, как минимум, на 19 языков. Научные центры и институты, базирующиеся на подходе Выготского и развивающие его идеи, существуют сегодня во многих странах – во Франции, Португалии, Бразилии, Анголе. Его идеям посвящены научные семинары, конференции и конгрессы в самых разных уголках мира.

Поступила: 20.09.2016
Принята к публикации: 25.06.2016
Страницы: 3-7
DOI: 10.11621/npj.2016.0301
Ключевые слова: Выготский Л.С.; Л.С. Выготский; история психологии; педагогическая психология; психология развития;
Автор(ы): Вербицкая Л. А.;

Доступно в on-line версии с 30.11.2016

Соколова Е.Е., Федорович Е.Ю. «Говорить – еще не значит быть человеком»: критический анализ современных исследований «языка» животных в свете идей Л.С. Выготского. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(22). – С. 8-19.

Настоящая статья посвящена представлению и критическому анализу с позиций психологической школы Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева – А.Р. Лурия весьма популярных в настоящее время и нередко считающихся успешными проектов обучения высших обезьян «человеческому языку». Показано, что авторы подобных исследований и их популяризаторы за рубежом и в нашей стране игнорируют качественные различия между психологическими механизмами коммуникации человека и животных, а также их функциями в регуляции поведения тех и других. Это обусловлено, в частности, тем, что сравнение человека с животными осуществляется на основании видимого функционального сходства некоторых аспектов их коммуникативного поведения, а наблюдаемые различия в них признаются количественными, а не качественными. Проведенный в статье критический анализ собранных в подобных проектах данных показал следующее. Человекообразные обезьяны могут использовать некоторые знаковые средства («языковые символы») при решении текущих задач своей биологически обусловленной жизнедеятельности (особенно в специально созданных людьми условиях) для манипуляции поведением других индивидов, в том числе экспериментатора, однако ни одно из животных – участников подобных экспериментов не приобрело в результате использования этих символов способность управлять собой в контексте определенных социальных (конвенциональных) требований. Между тем, согласно Л.С. Выготскому, произвольная регуляция собственного поведения с помощью знаковых средств именно как «психологических орудий» и есть то, что качественно отличает человека от животного, и эта произвольная регуляция возникла в процессе исторического развития человека в его трудовой (совместной, социально обусловленной и орудийно опосредствованной) деятельности. Делается вывод о том, что игнорирование самой существенной особенности человеческого языка – его использование в функции овладения собственным поведением и регуляции своих психических процессов приводит и к неадекватной интерпретации полученных данных при изучении поведения животных, и к биологическому редукционизму в объяснении деятельности человека.

Поступила: 10.09.2016
Принята к публикации: 16.09.2016
Страницы: 8-19
DOI: 10.11621/npj.2016.0302
Ключевые слова: Л.С. Выготский; язык; «говорящие обезьяны»; сравнительная психология; психологическое орудие; произвольная регуляция;
Автор(ы): Соколова Е. Е. ; Федорович Е.Ю.;

Доступно в on-line версии с 30.10.2016

Собкин В.С., Климова Т.А. Лев Выготский между двух революций: к вопросу о политическом самоопределении ученого. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 20-31.

В статье представленны тексты трех ранее неизвестных журнальных заметок Л.С. Выготского и комментарии к ним. Эти тексты опубликованы им в середине июля и начале сентября 1917 года в еврейском еженедельнике «Новый путь» под псевдонимами «Л.С.» и «W». В данных текстах Выготский описывает особенности политического поведения еврейского населения черты оседлости в связи с революционными событиями, происходящими в России. При этом он отмечает, с одной стороны, явное расхождение между активизацией партийной работы и политической риторики, а с другой – снижение значимости проблем еврейской общинной жизни. В качестве одной из ключевых характеристик социально-психологического самочувствия еврейского населения в провинции Выготский отмечает абсентеизм – отсутствие интереса к политике. Параллельно ученый фиксирует нарастание в еврейской среде неуверенности и страха по поводу будущих политических и социально-экономических преобразований в России. В комментариях к заметкам Выготского даются определения, касающиеся особенностей деятельности различных еврейских политических партий и общественных организаций, приводятся сведения о различных политических документах и персоналиях, характеризуется социально-политическая обстановка перед выборами в Учередительное собрание. Особое место уделено анализу стилистики и структурных особенностей построения комментируемых текстов. Путем выявления неявных цитирований устанавливается взаимосвязь текстов Выготского с произведениями других авторов. Особое внимание уделяется моментам, касающихся обращения автора к религиозным текстам, что позволяет выделить характерную особенность «двойного видения» ученым реальных событий революции на фоне истории еврейского народа. Комментарии помогают вычленить особенности политической самоидентификации молодого Выготского в период между двумя революциями, что важно для изучения его биографии и понимания особенностей становления его мировоззрения.

Поступила: 08.09.2016
Принята к публикации: 20.09.2016
Страницы: 20-31
DOI: 10.11621/npj.2016.0303
Ключевые слова: культурно-историческая психология; социокультурный контекст; Л.С. Выготский; Выготский Л.С.; политическое самоопределение ученого; стилистика текста;
Автор(ы): Собкин В.С.; Климова Т. А.;

Доступно в on-line версии с 30.10.2016

Собкин В.С., Мазанова В.С. Опыт комментариев к одной театральной рецензии Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал - 2014.- №1 -с.37-48.

В статье представлены подробные комментарии к рецензии Л.С. Выготского на концертную программу известной русской балерины Е.В. Гельцер во время ее гастролей в Гомеле осенью 1922 года. Осуществлена реконструкция того культурного контекста, который необходим для понимания ряда содержательных линий, затрагиваемых в рецензии Выготского.

При анализе текста рецензии подчеркивается значимость вводимого Л.С. Выготским различения искусственного и естественного движения при рассмотрении своеобразия выразительного движения в хореографии. Показывается, что своеобразие катарсического переживания, которое стало центральной темой исследования в монографии Выготского «Психология искусства» (1925), в данной рецензии рассматривается на материале анализа особенностей восприятия классического танца. При этом фиксируется методологическая важность (для анализа Выготского) учета существующей оппозиции между классическим и «так называемым натуральным, естественным танцем» (А. Дункан, М. Фокин), что, в свою очередь, позволяет обозначить принципиальные различия между «духовным» и «душевным» переживанием. В комментариях к рецензии даются подробные отсылки к теоретическим работам классиков русского театра (А. Таиров, Вс. Мейерхольд), где проблеме выразительного движения и жеста также уделяется особое внимание.

Анализ представления Л.С. Выготского о том, что именно «равнодушие» балета к естественному движению ставит его на особый уровень, когда отрешение от обыденного выводит зрителя на переживание большого психологического смысла («не душевного, а духовного»), позволяет установить связь его ранних работ с теми идеями, которые развивались позднее в монографии «Психология искусства». Там, ссылаясь на работы С. Франка, он говорит о природе художественного переживания, восполняющего «неполноту и несовершенство» конкретной жизненной ситуации. Именно в этом контексте в комментариях к рецензии фиксируется, что вводимое Выготским противопоставление «душевного» и «духовного» имеет принципиальное значение для понимания психологических особенностей катарсического переживания при восприятии художественного произведения.

Помимо этого в комментариях проводится сопоставление содержания данной рецензии с рядом идей, касающихся особенностей использования знаковых средств в процессах понимания, которые развивались Выготским в других его монографиях: «История развития высших психических функций» (1930), «Мышление и речь» (1934).

Поступила: 19.07.2013
Принята к публикации: 20.09.2013
Страницы: 37-48
DOI: 10.11621/npj.2014.0104
Ключевые слова: Л.С. Выготский; история психологии; психология творчества; танец; искусственное и естественное движение; «душевное» и «духовное»; пафос; катарсис;
Автор(ы): Собкин В.С.; Мазанова В.С.;

Кравцова Е. Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского// Национальный психологический журнал-2012.-№ 1(7)-с.61-66.

Представлен анализ культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Показано, что она является по сущности не-классической психологией. Рассмотрены основные идеи, касающиеся развития личности в обучении, выдвинутые ученым в рамках этой теории.

Страницы: 61-66
Ключевые слова: Л.С. Выготский; неклассическая психология; культурно- исторический подход; психология развития; развитие личности; обучение; зона ближайшего развития; теория развивающего обучения; зона потенциального развития; зона дальнего развития; развивающее обучение;
Автор(ы): Кравцова Е. Е.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер