ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

spatial conceptions

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Khokhlov Nikita A., Serdyuk. Alexandra E. (2019). Quantitative estimates of performance on the Taylor Complex Figure (TCF) by children aged 4-17 years. National Psychological Journal, 1, 88-108

Introduction. The Taylor Complex Figure (TCF) technique is one of the neuropsychologist’s tools and is used to diagnose children after 4 y.o. and adults for assessing visual spatial characteristics, visual constructive skills and visual memory.

However, the lack of quantitative standards for using the Taylor method obtained within the Russian sample makes it difficult to apply it both in research and in practical work.

The Objective is to obtain age standards of the “Taylor Integrated Figure” technique on children 4–17 years old, and also to validate it according to the results of a neuropsychological examination.

Procedure. The study used the quantitative approach to assess the “Taylor Integrated Figure” children of 4–17 years. Each of the 18 elements of the figure was evaluated by the quality of the pattern and the correctness of the placement in space. The figure obtained by copying the original image and the figure reproduced by memory 20 minutes after copying were separately evaluated. Additionally, a qualitative assessment of the figures was carried out according to the level of development of metric and structural topological representations. The study involved 377 children, of which 243 boys and 134 girls aged from 52 to 214 months (average age - 117 ± 42 months).

Results. The nonlinear dependence of the estimated indicators on age was found. Age standards for the implementation of the technique for 5 age groups (4–5, 6–7, 8–9, 10–12, 13–17 years) were calculated. Indicators of the complexity of working with each element of the figure were obtained. Based on the analysis of the success ratio of the simplest and most complex elements of the figure, a mathematically grounded threshold for making a decision on the presence of aggravation has been proposed. The validity of the technique was assessed based on the results of a neuropsychological examination. It is shown that the technique to the greatest extent measures structural and spatial functions and visual memory in children under 13 years, it has low discriminant validity with respect to other neuropsychological characteristics. The substantive validity of qualitative assessments and quantitative indicators is in many respects the same, while quantitative indicators are about 1.5 times more strongly associated with the results of neuropsychological diagnostics.

Conclusion. Analysis of the predictive ability of logistic regression models indicates the possibility of applying the technique for screening diagnostics at school. The method allows separating children without neurocognitive deficiency from those who need to undergo a full neuropsychological examination.

Received: 01/27/2019

Accepted: 04/17/2019

Pages: 88-108

DOI: 10.11621/npj.2019.0109

Keywords: guideline exposure; children; neuropsychological diagnostics; constructive-spatial functions; visual memory disorder; spatial conceptions; validity;

By: ; ;

Available Online: 04/30/2019

Khokhlov N.A., Kovyazina M.S. (2016). The role of crossmodal interaction in psychological and brain organization of mathematical abilities. National Psychological Journal. 4, 59-70.

The paper analyzes the work of Russian and foreign scholars devoted to the role of cross analyzer cooperation in developing and implementing mathematical abilities. Crossmodal interaction is considered as an additional category of neuropsychological analysis that allows to extend the existing ideas about the psychological structure and brain providing the mathematical ability. There are data that confirm the relevance of studying the interaction of the senses. Many of the research on this issue are carried out using the synesthesia which is considered a rare phenomenon. However, both Russian and foreign works suggest that the interaction of analyzers is not characteristic only to those whose brain is synesthetic. The joint work of the senses is characteristic of every person since his/her childhood, and is an obligatory condition for cognitive processes.

Cross analyzer synthesis is assumed to play an important role in producing spatial representations and the ability to intuitively perceive the notion of quantity (evolutionary foundations of mathematical ability). On the brain level, these processes are provided primarily by functioning of parietal and tertiary cortical areas located at the junction of cortical analyzer areas and also temporal areas that border on the parahippocampal brain area.

When dealing with school mathematics the structure of mathematical abilities is changing due to verbal and symbolic representations of numerical coding. Dealing with symbols opens up new opportunities, but it also narrows the spectrum of modalities involved in doing mathematical sums. Thus, the ability to re-encode information from one modality to another after school mathematics is perceived has an impact on the efficacy of mathematical activity. Doing mathematical sums is accompanied by crossmodal interaction that occurs on the unconscious level.

Some problem conditions may be efficiently processed in one modality, others may be solved in other modality.

Apparently, the ability to various crossmodal re-encoding patterns varies considerably from person to person. The effectiveness of crossmodal interactions may determine the severity of certain components of mathematical abilities and influence successful solutions of the corresponding types of mathematical problems.

Received: 11/16/2016

Accepted: 11/23/2016

Pages: 59-70

DOI: 10.11621/npj.2016.0408

Keywords: mathematical ability; cross analyzer interaction; senses interaction; synesthesia; crossmodal re-encoding; spatial conceptions; differential neuropsychology;

By: ; ;

Available Online: 12/30/2016


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2020

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

пространственные представления

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Хохлов Н.А., Сердюк А.Е. Количественные оценки выполнения методики «Комплексная фигура Тейлора» детьми 4–17 лет. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 88-108

Актуальность(контексттематики статьи.  Методика «Комплексная фигура Тейлора» традиционно входит в арсенал нейропсихологов и применяется в диагностике взрослых людей и детей старше 4 лет для оценки зрительно-пространственных функций, зрительно-конструктивных навыков и зрительной памяти. Однако отсутствие количественных нормативов выполнения методики Тейлора, полученных на российской выборке, затрудняет ее применение как в научно-исследовательской, так и в практической работе.

Цель. Мы задались целью получить возрастные нормативы выполнения методики «Комплексная фигура Тейлора» детьми 4–17 лет, а также провести ее валидизацию по результатам нейропсихологического обследования. 

Описание хода исследования. Исследование было посвящено количественному подходу к оценке выполнения методики «Комплексная фигура Тейлора» детьми 4–17 лет. Каждый из 18 элементов фигуры оценивался по качеству рисунка и правильности размещения (локализации) в пространстве. Отдельно оценивалась фигура, полученная при копировании исходного изображения, и фигура, воспроизведенная по памяти через 20 минут после копирования. Дополнительно проводилась качественная оценка рисунков по уровню развития метрических и структурно-топологических представлений. В исследовании были задействованы 377 детей, из них 243 мальчика и 134 девочки в возрасте от 52 до 214 месяцев (средний возраст – 117±42 мес.). 

Результаты исследования. Обнаружена нелинейная зависимость оцениваемых показателей от возраста. Вычислены возрастные нормативы выполнения методики для 5 возрастных групп (4–5, 6–7, 8–9, 10–12, 13–17 лет). Получены показатели сложности работы с каждым элементом фигуры. На основании анализа соотношения успешности выполнения самых простых и самых сложных элементов фигуры предложен математически обоснованный порог принятия решения о наличии аггравации. Проведена оценка валидности методики по результатам нейропсихологического обследования. Показано, что методика в наибольшей степени измеряет уровень развития конструктивно-пространственных функций и зрительной памяти, однако при исследовании детей младше 13 лет обладает низкой дискриминантной валидностью по отношению к другим нейропсихологическим характеристикам. Содержательная валидность качественных оценок и количественных показателей во многом совпадает, при этом количественные показатели примерно в 1,5 раза сильнее связаны с результатами нейропсихологической диагностики. 

Выводы.Анализ предсказательной способности моделей логистической регрессии указывает на возможность применения методики для проведения скрининговой диагностики в школе. Методика позволяет отделить детей без нейрокогнитивного дефицита от тех, кому необходимо пройти полное нейропсихологическое обследование.

Поступила: 27.01.2019
Принята к публикации: 17.04.2019
Страницы: 88-108
DOI: 10.11621/npj.2019.0109
Ключевые слова: нормативные представления; дети; нейропсихологическая диагностика; конструктивно-пространственные функции; зрительная память; пространственные представления; валидность;
Автор(ы): Хохлов Никита Александрович; Сердюк А.Е.;

Доступно в on-line версии с 30.04.2019

Хохлов Н.А., Ковязина М.С. Роль межмодального взаимодействия в психологической и мозговой организации математических способностей. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 59-70.

В статье проанализированы работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные роли межанализаторного взаимодействия в развитии и реализации математических способностей. Межмодальное взаимодействие рассматривается как дополнительная категория нейропсихологического анализа, позволяющая расширить имеющиеся представления о психологической структуре и мозговом обеспечении математической деятельности. Обсуждаются сведения, подтверждающие актуальность изучения взаимодействия органов чувств. Большая часть исследований по этой проблеме проведена на модели синестезии, являющейся достаточно редким феноменом. Однако накопленные в отечественных и зарубежных работах сведения позволяют говорить о том, что взаимодействие анализаторов характерно не только для синестетов. Совместная работа органов чувств имеет место с самого рождения у любого человека и выступает необходимым условием развития познавательных процессов.

Предполагается, что межанализаторный синтез играет важную роль в формировании пространственных представлений и способности к интуитивному восприятию количества (эволюционной основы математических способностей). На мозговом уровне эти процессы обеспечиваются преимущественно работой теменных отделов и третичных зон коры, расположенных на стыке корковых отделов анализаторов, и височных отделов, находящихся рядом с парагиппокампальной областью.

При освоении школьной математики структура математических способностей меняется за счет вербально-символического кодирования количественных представлений. Оперирование символами открывает новые возможности, но оно также сужает спектр модальностей, задействованных в решении математических задач. При этом способность к перешифровке информации из одной модальности в другую и после освоения школьной математики оказывает влияние на эффективность выполнения математической деятельности. Решение математических задач сопровождается межмодальным взаимодействием, протекающим большей частью неосознанно. Одни условия задачи могут эффективнее обрабатываться в одной модальности, другие – в другой.

По всей видимости, способность к различным межмодальным перешифровкам существенно варьирует от человека к человеку. Эффективность межмодальных взаимодействий может обуславливать выраженность определенных компонентов математических способностей и влиять на успешность решения соответствующих типов математических задач.

Поступила: 16.11.2016
Принята к публикации: 23.11.2016
Страницы: 59-70
DOI: 10.11621/npj.2016.0408
Ключевые слова: математические способности; межанализаторное взаимодействие; взаимодействие органов чувств; синестезия; межмодальные перешифровки; пространственные представления; дифференциальная нейропсихология;
Автор(ы): Хохлов Никита Александрович; Ковязина М.С. ;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2019
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер