ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

успех

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Марасанов Г.И., Сальник Д.А. Связь инновационной активности руководителя и предпочитаемых им путей преодоления «проблемы успеха». // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 128-140.

Актуальность (контекст) тематики статьи. В статье через анализ сюжетов из литературной художественной классики и психологической консультативной практики выявляются пути преодоления руководителями «проблемы успеха» и связанной с этими путями инновационной активности субъектов управленческой деятельности.

Цель. Гипотеза настоящего исследования может быть представлена в следующем виде – результативная новаторская активность, общая эффективность руководителя порождают у него противоречивое отношение к достигаемому успеху. Понимая, что успех во многом обеспечивается созданием и внедрением новаций, и не всегда осознавая свое стремление избежать потери цели, руководитель попадает на один из двух путей. Он либо невольно старается сохранить цель деятельности одновременно со стремлением ее достичь. Либо он ищет возможность ставить новые цели на основе достигнутой или противоположные ей. Поскольку цель достижения бОльшей эффективности почти всегда связана с новациями, предполагается, что по отношению руководителя к новациям можно будет судить о том, как руководитель преодолевает «проблему успеха» и насколько он осознает ее.

Описание хода исследования. Общая выборка составила 115 человек (из них 78 мужчин, 37 женщин), все они – руководящие работники среднего звена, в возрасте от 32 до 51 года. В исследовании также принимали участие 14 экспертов. На основе интервью экспертов, респонденты были разделены на две группы: более успешные и более ориентированные на новации руководители (63 человека) и менее успешные и менее ориентированные на новации (52 человека). Методами исследования явились разработанная авторская анкета и интервью.

Результаты исследования. В результате проверки различий между двумя группами управленцев статистически значимо ответы различаются у 79% пар участников.

Выводы. Итогом исследования стал вывод о том, что для успешных в инновационной деятельности руководителей характерным способом переживания успеха и продвижения к новым целям стал путь, по ключевым признакам соответствующий тому пути, который в художественной форме представил Э. Хемингуэй. Практическая значимость этого результата в том, что выявленные признаки продуктивного переживания успеха могут стать предметом специального осознания для руководителей, застревающих на проблеме успеха по одному из двух сценариев, слабо осознаваемых субъектом управленческой деятельности.

Поступила: 24.11.2017
Принята к публикации: 12.12.2017
Страницы: 128-140
DOI: 10.11621/npj.2018.0112
Ключевые слова: успех; «проблема успеха»; инновации; метафора; эффективность руководителя; управленческая деятельность;
Автор(ы): Марасанов Г.И.; Сальник Д.А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Бухаленкова Д.А. Представления современных подростков об успехе. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 31-35.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1930:"<p>
     В статье освещены различные подходы к определению понятия «успех» и дана классификация видов успеха, основанная на работах социальных психологов и социологов.
</p>
<p>
     Рассмотрены результаты пилотажного исследования представлений об успехе современных подростков. Выделены семантические универсалии, описывающие понятие «успех», и представлены наиболее значимые для подростков характеристики успеха. Использование разработанной нами методики «Определение успеха» показало, что, по мнению подростков, понятию «успех» больше всего соответствует характеристика «достижение поставленных целей». Одной из наиболее значимых характеристик оказалась «самореализация». Подростки также определяют успех, как переживание «удовлетворения и радости от проделанной работы» и как «чувство заслуженного счастья». Интересно отметить, что такая категория как «популярность в обществе» оказалась наименее значимой при определении успеха для данной выборки.
</p>
<p>
     Важной частью исследования является анализ примеров успешных людей, значимых для подростков: ими чаще всего становятся представители шоу-бизнеса, современные бизнесмены (например, Билл Гейтс) или члены семьи и знакомые подростков. Сфера политики менее популярна, а сферы науки, искусства и спорта редко становятся для подростков источниками примеров успеха.
</p>
<p>
В ходе исследования удалось установить связь представлений подростков об успехе с переживанием осмысленности своей жизни. Подростки, оценивающие
свою прошлую, настоящую и будущую жизнь как недостаточно осмысленную и свободную, не чувствующие в себе сил управлять собственной жизнью,
расценивают себя как малоуспешных людей и сам успех воспринимают как изменчивый и редкий. Образ успеха у подростков с высоким уровнем осмысленности
жизни позитивнее и ярче: они не считают его таким редким и изменчивым явлением, видимо потому, что уже не раз переживали успех в разных сферах своей
жизни.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 18.11.2013
Принята к публикации: 30.11.2013
Страницы: 31-35
DOI: 10.11621/npj.2013.0404
Ключевые слова: успех; виды успеха; семантический дифференциал; самооценка; старший подростковый возраст;
Автор(ы): Бухаленкова Дарья А.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер