ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

ценностные ориентации (ЦО)

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Брызгалин Е.А. Межкультурный анализ ценностных ориентаций авторов Википедии // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 3–17.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Мотивационные факторы виртуального волонтерства участников онлайн-сообщества крупнейшей в мире интернет-энциклопедии «Википедия» (википедистов) консолидируют их личностные ресурсы для агрегации свободных знаний и активизируют научный интерес широкого круга междисциплинарных исследователей. Однако вопрос о движущих силах данного просоциального поведения до сих пор остается открытым.

Цель. Предполагается, что для полноценного понимания детерминации онлайн-деятельности википедистов необходимо проанализировать те ценностные ориентации, которым они отдают персональное предпочтение. Поэтому целью исследования стало выявление универсальных ценностных ориентаций опытного межнационального ядра авторов Википедии.

Описание хода исследования. На основании смысловых единиц, выведенных из предшествующего цикла разрозненных академических исследований практического опыта разработки Википедии, проводился контент-анализ транснационального письменного опроса 65 авторов полиязыковых википедических сегментов (83% мужчин и 17% женщин) со среднем стажем составления энциклопедических вики-статей 9,9 лет.

Результаты исследования. Раскрыта свойственная авторам Википедии конститутивная система инвариантных ценностных ориентаций интернальной и экстернальной направленностей. Обнаружено, что в большинстве случаев википедисты находят целый ряд личностно значимых причин для участия в формировании Википедии, резонирующих с их внутренней сущностью.

Выводы. К группе интернальных ценностных ориентаций википедистов относятся: саморазвитие (самосовершенствование, самоутверждение, самореализация), реципрокный (взаимный) альтруизм, тенденция к высокому качеству и систематизации знаний, удовольствие от созидания, автономия, рекреация (хобби, развлечение), смыслонаполнение, сохранение личного наследия. Группа экстернальных ценностных ориентаций включает: сохранение и развитие культурного наследия/языкового сегмента, продвижение и популяризация Википедии (ее идеологии и принципов), низкие трансакционные издержки и удобство (привлекательность) системы, аффилиация, социальная идентичность, улучшение мира («weltverbesserungs antrieb»), наведение мостов между культурами и языками. Детальное изучение выявленных ценностных ориентаций и иных психологических особенностей волонтеров Википедии может существенно расширить теоретические представления о функционировании этого сообщества и иметь прикладное значение для организации добровольческих практик по распространению знаний.

Поступила: 12.02.2020

Принята к публикации: 28.02.2020

Страницы: 3-17

DOI: 10.11621/npj.2020.0101

Ключевые слова: Википедия; свободные знания; онлайн-сообщество; виртуальное волонтерство; просоциальное поведение и мышление; ценностные ориентации (ЦО)

Авторам: Брызгалин Евгений Алексеевич

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Кузнецова О.Е. Социальные представления о «герое нашего времени» у студентов разной профессиональной направленности. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №3(31). – С. 139-147

Актуальность (контекст) тематики статьи. Необходимость совершенствования молодежной политики в нашей стране вызвана негативными тенденциями, характерными для современного общества. Одним из ориентиров для ее разработки и определения проблемных областей может стать поиск регуляторов социального поведения молодежи.

Цель. Целью исследования было изучение социальных представлений о современном «герое нашего времени» у студентов психолого-педагогической направленности. Основная исследовательская проблема – изучение различий социальных представлений у студентов с разными ценностями и профессиональной направленностью.

Описание хода исследования. Методический инструментарий включает авторскую анкету для изучения социальных представлений, состоящую из незаконченных предложений, открытых и ассоциативных вопросов. Для диагностики ценностей применялась методика Ш. Шварца. Выборка составила 96 студентов одного из университетов Северо-Западного федерального округа.

Результаты исследования. Результаты исследования показали, что статистические различия по ценностям между группами незначительны. При этом наблюдаются различия в характере их представленности у различных групп студентов. Выявлено, что в группах с противоречивой структурой ценностей социальные представления также противоречивы – студенты не имеют примера для идентификации, не упоминают конкретных личностей в качестве героя, определение героя и указанные персоналии не совпадают. В группе с гармоничной структурой ценностей больше упоминаются конкретные персоналии, примеры для подражания совпадают с собственным пониманием «героя нашего времени».

Выводы. Среди студентов доминируют стереотипные неинтериоризированные социальные представления о «герое нашего времени», что не позволит им транслировать этот образ своим будущим воспитанникам. Большая часть студентов не видит примеры для подражания и для идентификации среди современных известных личностей. Исследования на более развернутой выборке позволят уточнить полученные данные и выработать рекомендации по корректировке молодежной политики в этой области.

Поступила: 01.02.2018

Принята к публикации: 26.02.2018

Страницы: 139-147

DOI: 10.11621/npj.2018.0313

Ключевые слова: социальные представления; ценности; ценностные ориентации (ЦО); героизм; образ героя

Авторам: Кузнецова Ольга Евгеньевна

Доступно в on-line версии с 30.09.2018

Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р. К вопросу о ценностных ориентациях исследователей в сфере образования. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 106-115.

В статье представлены результаты исследования жизненных ценностей научных сотрудников, проводящих исследования в сфере образования. По специально разработанной анкете, включающей 72 вопроса (закрытых, шкальных и открытых), был опрошен 721 респондент. В выборку вошли сотрудники с разным уровнем научной квалификации и стажем профессиональной научной деятельности. Опрашивались как сотрудники НИИ, так и ВУЗов из разных регионов Российской Федерации.

В статье основное внимание уделено анализу влияния социально-демографических характеристик (возраст, пол), социальных индикаторов профессиональной деятельности (наличие ученой степени и научного звания, занимаемая должность, публикационная активность) и показателей социально-психологического благополучия на жизненные ценности научных сотрудников. Рассмотрено влияние эмоциональной оценки своих жизненных перспектив, социального статуса в научном коллективе и эмиграционных планов на оценку значимости тех или иных жизненных ценностей. В результате исследования была выявлена иерархия жизненных ценностей научных сотрудников. Показано место традиционалистских гендерных различий в ценностных ориентациях научных сотрудников. Были выявлены два возрастных этапа, на которых происходит существенная трансформация их жизненных ориентаций. Охарактеризованы особенности влияния уровня научного статуса (ученая степень, научное звание, занимаемая должность, публикационная активность) на ценностные ориентации и профессиональное самочувствие научного сотрудника. Получены данные, характеризующие роль социально-психологических факторов (оценка успешности своих жизненных перспектив, социальный статус в коллективе, эмиграционные планы) в определении значимости тех или иных жизненных ценностей. Выявленные тенденции интерпретируются относительно проблематики, касающейся профессионального становления научного сотрудника.

Поступила: 04.04.2017

Принята к публикации: 19.04.2017

Страницы: 106-115

DOI: 10.11621/npj.2017.0212

Ключевые слова: научный сотрудник; ценностные ориентации (ЦО); характеристики профессионального статуса; демографические факторы; психологическое благополучие; социальное благополучие

Авторам: Собкин Владимир Самуилович; Андреева Анна Игоревна; Рзаева Фатима Рза кызы

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Вартанова И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 115-121.

В статье представлены результаты исследования системы ценностных ориентаций (ранги 22 общечеловеческих и учебных ценностей) и параметров самоотношения на выборке (N=62) школьников г. Москва с учетом пола в зависимости от выраженности четырех типов эмоционального отношения к учебе. Данные типы в виде мотивационного профиля были получены посредством предварительной факторизации оценок семи ценностей школьной жизни по методике семантического дифференциала. Это позволило оценить выраженность позиционной или статусной мотивации, мотивации достижения, учебно- познавательной мотивации и мотивации аффилиации. Далее с помощью факторного и корреляционного анализов исследуемых параметров было показано, что системы ценностей существенно различаются для мальчиков и девочек одинакового возраста даже с выраженностью одной и той же мотивации. 

Выявлено, что мотивация, ценности и самоотношение образуют устойчивые системы. На данной выборке выделено четыре наиболее типичные системы – четыре фактора, специфичные для мальчиков и девочек. При этом обнаружены системы ценностей, зависимые от выраженности и сочетания мотивации определенного типа, и общие для любых видов мотивации. Как показали результаты нашего исследования, для девочек учебно-познавательная и позиционная (статусная) мотивация, с точки зрения связей с ценностями, оказались слиты в один фактор, а для мальчиков в один фактор объединяются мотивации достижения и с обратным знаком мотивация аффилиации. Если самореализация девочек в школе проходит через процесс познания (ценность «самосовершенствование в учебе»), а в будущем они видят возможность самореализации через ценность «счастливая семейная жизнь», то мальчики с данной мотивацией связывают возможность своей самореализации с другими ценностями: «здоровье», «признание в коллективе», «мой авторитет».

Поступила: 20.11.2016

Принята к публикации: 16.12.2016

Страницы: 115-121

DOI: 10.11621/npj.2016.0414

Ключевые слова: мотивация; ценностные ориентации (ЦО); самоотношение; старшеклассник

Авторам: Вартанова Ирина Ивановна

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Подольский А.И., Идобаева О.А. Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – С. 84-93.

В данной статье представлены результаты проведенного крупномасштабного исследования ценностно-мотивационной направленности личности подростков, проживающих в различных регионах Российской Федерации, в связи с особенностями социальной ситуации их развития (семья, школа). Полученные в исследовании данные позволяют наметить наиболее оптимальные формирующие процедуры, направленные на развитие у подростков ориентации в ценностных аспектах общественных отношений. Такие понятия как нравственность, мораль, ценностные ориентации все чаще употребляются при описании тенденций развития общества, формирования мировоззрения подрастающего поколения. При этом актуальными являются вопросы: как происходит процесс формирования нравственных ценностей человека, какие факторы определяют направленность и динамику этого процесса? Ответы на эти вопросы и варианты их практической реализации заложены в комплексном подходе к построению программ развития социально-моральной компетентности школьников. Он предполагает максимальное вовлечение педагогов и родителей в совместную работу по формированию социально-моральной компетентности обучающихся, обеспечение их взаимодействия, проведение целенаправленной диагностики и мониторинга уровня развития социально-моральной компетентности, реализацию необходимых требований к проведению формирующей процедуры.

В проведенном исследовании приняли участие 2731 подросток (46,1% – юноши, 53,9% – девушки) из различных регионов Российской Федерации (всего 6 площадок); 937 родителей подростков; 125 учителей. В каждую площадку были включены 2 города, различающиеся по численности населения и по статусу (один из городов – областной).

В исследовании показано, что формирование социально-желательного комплекса ценностей у современного подростка предполагает целенаправленную, системную работу не только с самими подростками, но так же с учителями и родителями. Недостаточное внимание к этим вопросам может привести к девиантным траекториям развития личности подростка, что будет иметь крайне негативные последствия для общества в целом.

Поступила: 27.05.2016

Принята к публикации: 08.06.2016

Страницы: 84-93

DOI: 10.11621/npj.2016.0208

Ключевые слова: ценностно-мотивационная сфера личности подростка; психоэмоциональное напряжение; ценностные ориентации (ЦО)

Авторам: Подольский Андрей Ильич ; Идобаева Ольга Афанасьевна

Доступно в on-line версии с 30.08.2016

Жукова Е.В., Нестик Т.А. Психологические типы управленческого видения будущего. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.66-73.

Статья посвящена анализу содержательных и формально-динамических характеристик управленческого видения, их связи с личностными особенностями руководителя, а также описанию типов управленческого видения руководителей, выявленных в ходе эмпирического исследования российских менеджеров среднего и высшего звена.

Под управленческим видением в статье понимается отношение руководителя к будущему организации, которое включает в себя антиципирующий образ ее грядущего состояния и готовность доводить его до сотрудников. Эмпирическое исследование опирается на разработанную нами концептуальную схему изучения управленческого видения в организации как социально-психологического феномена, в которой мы выделили его характеристики и факторы-детерминанты. Согласно концептуальной схеме исследования, под характеристиками управленческого видения мы подразумеваем его содержательные (структура видения) и формально-динамические характеристики.

В статье рассмотрены психологические типы управленческого видения: ориентированные на бизнес-стратегию, ориентированные на внешнее окружение, ориентированные на опыт, ориентированные на персонал, ориентированные на формирование командного видения. При их описании и анализе учитывалось несколько параметров в качестве основания типологии: показатели значимости компонентов содержания видения, его формально-динамические характеристики (отчетливость видения, видение собственной роли руководителем в будущем организации, оптимизм в отношении образа будущего, создание командного видения и протяженность проспективы), особенности отношения руководителей ко времени (характер временной ориентации), ценностные ориентации руководителей, уровень внутриорганизационного доверия.

Поступила: 18.01.2014

Принята к публикации: 06.02.2014

Страницы: 66-73

DOI: 10.11621/npj.2014.0308

Ключевые слова: управленческое видение будущего; концептуальная схема изучения управленческого видения; типы управленческого видения; временная перспектива; ценностные ориентации (ЦО)

Авторам: Жукова Елена Владимировна ; Нестик Тимофей Александрович

Клименко И. В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность // Национальный психологический журнал - 2013.- №1(9)- c.143–151.

В статье рассматриваются особенности мотивационно-ценностного аспекта профессионального становления студентов естественно-географических специальностей. Приводятся данные об исследовании особенностей мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную деятельность студентов и ее динамики от первого к пятому курсу обучения. Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов–химиков, биологов, географов на профессиональную деятельность проводилось в Приднестровской Молдавской республике на естественно-географическом факультете Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Автором анализируются мотивы выбора будущей профессии и соответствующего вуза, проводится изучение их взаимосвязи с ценностными ориентациями студентов. Показано значение этих данных для организации системы мероприятий психологического сопровождения, оказания психологической помощи студентам.

Исследование ценностных ориентаций и жизненных сфер выявило, что для молодых людей в начале профессионального становления наиболее значимой является профессиональная сфера, материальное благополучие и саморазвитие. К концу обучения ценностные ориентации студентов начинают соответствовать социально-экономическим отношениям, сложившимся в обществе – значимые в начале обучения духовные ценности и ценности саморазвития сменяются на социальные.

Проведенное исследование позволило разработать программу психологического сопровождения процесса профессионального становления студентов на всех этапах обучения в вузе, направленную на их информационное обеспечение, на развитие мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную деятельность и способствующую глубокому осознанию молодыми людьми себя в избранной профессии.

Поступила: 22.02.2012

Принята к публикации: 15.03.2012

Страницы: 143-151

DOI: 2079-6617/2013.0119

Ключевые слова: мотивация выбора профессии; профессиональная направленность личности; ценностные ориентации (ЦО); мотивационно-ценностная направленность на профессиональную деятельность

Авторам: Клименко Илона Васильевна