Главная → Список ключевых слов
Актуальность (контекст) тематики статьи. Развитие психологических практик привело к созданию кинотерапии, зарекомендовавшей себя перспективным методом оценки и трансформации ценностно-смысловой сферы личности. Однако широкому распространению метода кинотерапии препятствует недостаточная изученность механизмов его психологического воздействия. Актуальной задачей является создание проективного метода диагностики ценностно-смысловой сферы личности средствами художественной кинематографии, а также разработка технологий воздействия квази-формирующего и обучающего типа.
Целью статьи является анализ возможностей применения кинотерапии для решения психотерапевтических, диагностических, коррекционных, развивающих задач.
Описание хода исследования. Рассмотрены теоретические основания кинотерапии как вида арт-терапии, выделено сходство и различия с библиотерапией. Обсуждается развитие метода кинотерапии – от задач совладания с эмоциональными нарушениями и восстановлением баланса психодинамических сил до широкого спектра задач оптимизации личностного роста и образования. Проанализированы психологические механизмы воздействия в процессе кинотерапии: проекция, идентификация с героем, рефлексия, катарсис, социальное научение. Выделены базовые приемы личностной трансформации, применяемые в кинотерапии. Определены основные темы для группового и индивидуального обсуждения после просмотра художественного фильма. Приведены результаты пилотажного исследования, доказавшего высокую эффективность метода кинотерапии при подготовке к родительству женщин.
Результаты исследования. На основании анализа психологической практики использования средств художественной кинематографии как метода психологического воздействия можно сказать следующее. Хотя метод кинотерапии успешно зарекомендовал себя в решении психотерапевтических, развивающих, образовательных задач, однако психологические механизмы его воздействия исследованы недостаточно глубоко, а возможности кинотерапии в развитии личностного потенциала человека используются далеко не полно.
Выводы. Перспективы развития данного метода связаны с разработкой проективных методов исследования неосознаваемых имплицитных установок личности, что позволит повысить эффективность диагностической работы, а также с разработкой квази-формирующих техник психологического воздействия на ценностно-смысловую сферу человека на основе активизации его личностного потенциала и учета актуальных задач развития каждой возрастной группы.
Поступила: 14.05.2018
Принята к публикации: 27.05.2018
Страницы: 57-65
DOI: 10.11621/npj.2018.0207
Ключевые слова: арт-терапия; кинотерапия; метафора; идентификация; психологический механизм воздействия; ценностно-смысловая сфера; установка материнства
Авторам: Захарова Елена Игоревна; Карабанова Ольга Александровна
Доступно в on-line версии с 01.08.2018
В статье представлен теоретический анализ роли идентификации «с отцовской фигурой» с присущими ей символическими функциями в развитии и становлении самоидентичности ребенка. Особое внимание уделяется возможностям применения идей культурно-исторической психологии и современной психотерапевтически ориентированной психодинамической психологии в изучении процессов интериоризации и идентификации. Эмпирическое исследование проводилось с детьми 3–4 и 4–5 лет на материале Детского Апперцептивного Теста (САТ) С. и Л. Беллак. Применялись методы феноменологического анализа, элементы контент-анализа применительно к результатам восприятия, проективным комментариям и рассказам детей после предъявления им третьей таблицы САТ С и Л. Беллак, а также качественный анализ данных наблюдения за поведением детей. Полученные результаты позволили обнаружить смену категоризации восприятия «отцовской фигуры», что является внешним маркером более глубинных процессов идентификации. На конкретном материале обсуждаются качественные трансформации содержания процесса идентификации с «отцовской фигурой» с учетом возрастных изменений, а также вопрос о механизме идентификации и процессе присвоения соответствующего эмоционального опыта. Посредством идентификации «с отцовской фигурой» изначально агрессивное самоутверждение ребенка получает значимую и социально принятую форму для своего проявления, что знаменует собой важный этап в развитии самоидентичности.
Поступила: 15.12.2013
Принята к публикации: 23.12.2013
Страницы: 44-55
DOI: 10.11621/npj.2013.0406
Ключевые слова: развитие ; самоидентичность; самосознание; идентификация; отцовская фигура; диалогический подход; проекция; рассказы детей дошкольного возраста; CAT
Авторам: Бурлакова Наталья Семеновна
Доступно в on-line версии с 30.12.2013