ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Национальный психологический журнал

семья

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в се- мьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 12–27.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Повсеместное распространение инфокоммуникационных технологий, снижение возраста начала пользования цифровыми устройствами, сензитивность периодов дошкольного и младшего школьного возраста, исключительно высокая значимость родительской медиации в вопросах пользования цифровыми устройствами маленькими детьми при недостаточной научной разработанности этой проблемы обуславливает необходимость получения и анализа эмпирических данных об использовании цифровых технологий в российских семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: изучение особенностей использования инфокоммуникационных технологий в семьях с детьми дошкольного (5–7 лет) и младшего школьного (8–11 лет) возраста.

Описание хода исследования. В качестве методов исследования использовались полуструктурированное интервью для дошкольников и анкетирование младших школьников и родителей обеих возрастных групп. Последнее включало вопросы об уровне пользовательской активности, цифровой инициации и культуры, цифровой компетентности, родительской медиации, об опыте столкновения с онлайн-рисками, о психологическом благополучии и детско-родительских отношениях. Исследование было проведено в очной форме на дому у респондентов. Общая выборка – 100 пар «ребенок–родитель» (дети 5–11 лет).

Результаты исследования. По будням две трети (62–64%) детей 5–11 лет проводят в интернете не более часа, остальные – не более трех часов. По выходным 48% детей 5–11 лет проводят в интернете 1–3 часа, а 8% дошкольников и 18% младших школьников – более 3 часов. Дошкольники чаще используют планшеты, младшие школьники – смартфоны. В обеих возрастных группах ведущий вид цифровой активности – просмотр мультфильмов и видеороликов. Цифровые игры ребенка эволюционируют от интереса к взаимодействию с предметами до предпочтения сюжетно-ролевых игр. Младшие школьники начинают осваивать социальные сети и использовать интернет для учебы. Опыт столкновения с онлайн-рисками имел почти каждый второй ребенок 5–7 лет (46%) и 60% детей 8–11 лет. Преобладают технические и контентные риски: включение произвольных видео, всплывающие баннеры, столкновение с пугающим или порнографическим контентом, заражение устройств вредоносными программами. 12% младших школьников встречаются с коммуникационными рисками. Родители дошкольников в 70% случаев выбирают стратегию присутствия рядом, когда их ребенок пользуется интернетом. Родители детей 8–11 лет в двух случаях из трех прибегают к ограничивающим стратегиям, в первую очередь, устанавливая временные лимиты. В семьях с детьми 8–11 лет более выражено целенаправленное обучение ребенка его использованию. Треть всех опрошенных взрослых признаются, что испытывают неуверенность в вопросах интернет-безопасности.

Выводы. Интенсивность использования цифровых устройств дошкольниками и младшими школьниками сегодня по сравнению с предыдущими годами возрастает. Использование цифровых технологий имеет специфику в зависимости от возраста ребенка. Она определяется наиболее часто используемыми электронными устройствами, содержанием основных видов цифровой активности, наличием специфических видов онлайн-активности в каждой возрастной группе, особенностями опыта столкновения с онлайн-рисками, а также степенью интенсивности родительской медиации и ее характером. Родители школьников 8–11 лет начинают применять не только ограничивающие стратегии, но и разрешающие, включая обучение ребенка цифровым навыкам. Родители дошкольников, по сравнению с данными более ранних исследований, чаще стали занимать активную позицию при решении проблем в ситуации онлайн-рисков. В семьях с детьми обеих возрастных групп недостаточно используются средства технического контроля детской онлайн-активности и обращение за помощью в службы поддержки пользователей.

Поступила: 29.11.2019

Принята к публикации: 12.12.2019

Страницы: 12-27

DOI: 10.11621/npj.2019.0402

Ключевые слова: Интернет; младшие школьники; семья; родители; онлайн-активность; цифровые технологии; электронные устройства; смартфон; планшет; телевизор; стратегии медиации; онлайн-риски; цифровая компетентность

Авторам: Солдатова Галина Уртанбековна ; Теславская Оксана Игоревна

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Реан А.А., Коновалов И.А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 23-33

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблемы асоциального поведения и подростковой агрессивности классически рассматриваются с точки зрения психологического благополучия семьи. Такое исследование весьма актуально, поскольку факторы социально-экономического неравенства семей являются одним из проявлений культурно-исторического контекста, в котором проходит развитие современных подростков.

Цель: теоретико-эмпирическое обоснование необходимости рассмотрения агрессивности подростков в контексте проблемы социально-экономического неравенства.

Описание хода исследования. Исследование было реализовано в форме онлайн-опроса, проходившего в школах РФ. Оценка агрессивности осуществлялась с помощью сокращенной версии опросника Басса-Дарки. Выборку составили 883 респондента из семи регионов Российской Федерации. В выборку вошли учащиеся старших классов различных типов школ. Гендерный состав: юноши – 41%, девушки – 59%. Средний возраст респондентов составил 16 лет. Обработка данных осуществлялась с помощью следующих методов статистической обработки: критерий Краскалла-Уоллеса, критерии Стьюдента и Манна-Уитни, факторный анализ по методу максимального правдоподобия. Обработка данных осуществлена в R Studio (R version 3.4.2)

Результаты исследования. В рамках исследования установлено, что различия показателей агрессивности отражаются преимущественно на субъективных аспектах агрессивности (обида, чувство вины), а также общего показателя агрессивности в зависимости от социально экономического статуса семьи. Различные уровни готовности к физической агрессии проявляют респонденты из семей, в которых работают только отец или только мать. Установлено, что юношам и девушкам свойственна склонность к различным проявлениям агрессивности. Было выявлено также, что различия в показателях агрессивности в контексте культурного капитала и социально экономического статуса семьи отражаются преимущественно на субъективных аспектах агрессивности.

Выводы. Несмотря на статистическую значимость полученных различий, с абсолютной точки зрения, различия крайне невелики. Можно предположить, что показатели социально-экономического благополучия семьи связаны с подростковой агрессивностью опосредованно – ключевым моментом являются все же психологические характеристики: специфика взаимоотношения между родителями и ребенком, особенности воспитательных практик, предпочитаемых родителями, особенности организации жизни семьи и др. Сами по себе факторы социально-экономического благополучия выступают, по-видимому, лишь условием, облегчающим или же, наоборот, затрудняющем реализацию воспитательных практик, принятых в семье, ключевая же роль принадлежит активности как родителей, так и ребенка. Однако для доказательного обоснования данного положения требуется проведение отдельного исследования.

Поступила: 21.02.2019

Принята к публикации: 16.03.2019

Страницы: 23-33

DOI: 10.11621/npj.2019.0103

Ключевые слова: агрессивность; враждебность; семья; социальное благополучие; субъективное экономическое благополучие; подростки; гендерные различия; конструктивно-пространственные функции

Авторам: Реан Артур Александрович ; Коновалов Иван Александрович

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Реан А.А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 3–12

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема профилактики асоциального поведения несовершеннолетних актуальна потому, что делинквентное, противоправное поведение детей и подростков является мощным фактором риска асоциального развития личности в целом, фактором, отрицательно влияющим на всю их дальнейшую жизнь.

Цель: Проанализировать причины и последствия асоциального развития личности детей и подростков, рассмотреть теоретические исследования, посвященные профилактике асоциального поведения и преступности несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности, а также реабилитации и ресоциализации таких детей и подростков.

Описание хода исследования. В статье изучается проблема подростковой агрессии в современном российском обществе. Работа опирается на широкий круг зарубежных и отечественных исследований посвященных данной проблеме, анализ нормативно-правовых документов и региональных практик, а также данные опроса российских подростков, проведенного автором в 2017 году.

Результаты исследования. Показано, что психологическая деформация семьи и системы отношений в ней оказывают непосредственное влияние на формирование девиантного, асоциального поведения подростков. Выявлена также значимая отрицательная корреляционная связь между школьным климатом и агрессивностью школьников. Были обнаружены высокие значимые положительные интеркорреляции между индикаторами школьного климата: безопасностью школы и отношениями учителей с учащимися. Установлено, что дети, не вовлеченные в ситуацию школьной травли, оценивают климат и безопасность в школе значимо выше, чем дети, которые включены в эту ситуацию. Эта закономерность характерна для всех участников травли, независимо от их роли в ситуации – жертвы, агрессора или наблюдателя.

Выводы. На основании рассмотренных в публикации данных даны рекомендации, которые могут быть учтены при формировании государственной политики по профилактике асоциального поведения и агрессии несовершеннолетних. Особо отмечается значимость совместной деятельности школы и семьи, которая может быть эффективным инструментом предупреждения подростковой агрессии.

Поступила: 14.05.2018

Принята к публикации: 27.05.2018

Страницы: 3-12

DOI: 10.11621/npj.2018.0201

Ключевые слова: противоправное поведение; агрессия; подростки; асоциальное поведение; семья; школа; школьный учитель; психологическая служба

Авторам: Реан Артур Александрович

Доступно в on-line версии с 01.08.2018

Реан А.А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 03-08.

В статье обращается внимание на большое количество разводов в современной России. Подчеркивается, что значительная их часть приходится на первые годы брака. Вместе с тем, большинство опросов, проведенных в предыдущие годы показали, что семья занимает одно из первых мест в структуре ценностей нашей молодежи. На основе этого противоречия делается вывод, что молодежь нужно специально готовить к семейной жизни. Современная семья и школа с этой задачей не справляются. Нами было проведено масштабное эмпирическое исследование в восьми регионах разных федеральных округов России, результаты которого приведены в статье. Общий объем репрезентативной выборки составил более 7000 человек. В выборку вошли респонденты из больших и малых городов России, а также из сел, из полных и неполных семей, из семей с 1–2 детьми и многодетных семей.

Исследование показало, что в структуре жизненных ценностей молодежи семья по-прежнему занимает первое место. Установлено также, что абсолютное большинство респондентов полагает, что нужно специально готовить человека к созданию семьи. При этом только треть опрошенных считает, что это можно сделать посредством преподавания специального курса по вопросам семьи и семейной жизни в школах. Выяснилось, что для большинства респондентов их нынешняя, родительская семья не является ориентиром и образцом. Установлено, что наибольшее влияние на молодежь в процессе их взросления оказывает мать. Отцы, занимая второе место, проигрывают матерям с большим разрывом. Выявлено, что обобщенные портреты матери и отца оказались полностью положительными, то есть они не содержали ни одной негативной характеристики. Общие качества, которые попали в первую десятку наиболее популярных при описании как отца, так и матери, следующие: добрый, надежный, заботливый, ответственный, семейственный, умный. Другие качества из первой десятки наиболее приоритетных в портретах отца и матери различаются.

Поступила: 16.02.2016

Принята к публикации: 04.03.2016

Страницы: 3-8

DOI: 10.11621/npj.2016.0101

Ключевые слова: семья; ценности; брак; развод; портреты родителей; отцовская фигура; подготовка к семейной жизни; семьеведение

Авторам: Реан Артур Александрович

Доступно в on-line версии с 06.07.2016

Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 105-110.

В статье с позиций теории отношений анализируются проблемы девиантного и делинквентного поведения. Социализаця рассматривается как процесс становления и целенаправленного формирования системы отношений личности. Деформации в системе социальных отношений личности могут быть обусловлены разными факторами. Важнейшими из них являются факторы, связанные с такими социальными институтами, как семья и школа. Подчеркивается, что в плане детерминации асоциального поведения несовершеннолетних приоритет принадлежит психосоциальной деформации семьи. Важным механизмом влияния семьи на развитие социальных девиаций и асоциального поведения личности является эмоциональное пренебрежение ребенком, «неценностное» отношение к нему. Так называемый безучастный или игнорирующий тип воспитания, наиболее сильно связан с последующей делинквентностью. Отмечается, что недостаточный надзор за ребенком является более важным фактором делинквентности, чем неблагоприятное социально-экономическое положение. Важнейшим механизмом негативного влияния семьи на развитие личности является социализация в семье по отклоняющемуся типу. Асоциальные ценности, нормы и стереотипы поведения могут усваиваться посредством механизма научения и подражания, если такие ценности и нормы являются доминирующими в семье. Представление подростка об отрицательном отношении семьи, родителей, близких к поступку, побуждаемому негативными установками, снижает вероятность его осуществления. Если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей, то вероятность противоправного поведения существенно возрастает.

Показано, что центральное место в системе отношений детей и подростков принадлежит матери. Установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.

Поступила: 27.11.2015

Принята к публикации: 10.12.2015

Страницы: 105-110

DOI: 10.11621/npj.2015.0410

Ключевые слова: агрессия; асоциальное поведение; девиантность; делинквентность; деформации семьи; отношения личности; ошибка атрибуции; семья; социализация; социальные установки

Авторам: Реан Артур Александрович

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Коваль Н.В. К вопросу о необходимости определения понятия «жестокое обращение с ребенком». // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 16-25.

В статье освещаются актуальные вопросы, посвященные сложному и многоаспектному социально-правовому явлению «жестокое обращение с ребенком». Показаны особенности определения данного понятия в семейном законодательстве и соответствующих разъяснениях Верховного Суда, применительно к ст.69 Семейного кодекса РФ. Применительно к уголовно-правовой защите детей, определено, что зачастую ошибочная и преднамеренно неправильная квалификация действий лиц, виновных в совершении жестокого обращения с детьми, которая возникает в практике органов предварительного следствия и дознания, связана с несовершенством уголовного законодательства, в том числе и с отсутствием понятия «жестокое обращение с ребенком», которое используется в качестве обязательного признака в ст. 156 Уголовного кодекса РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию детей). Указанный пробел уголовного закона и кадровая некомпетентность позволяют виновным избежать ответственности, поскольку зачастую в отношении них выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по делу на различных основаниях. Доказывается необходимость законодательного определения понятия «жестокое обращение с детьми», что аргументируется: анализом имеющейся дискуссии ученых в доктрине уголовного права, о дефиниции «жестокого обращения с ребенком» в ст.156 УК РФ; освещением статистических параметров, подтверждающих высокий уровень латентности этой категории преступлений, а потому сложности с их выявлением и квалификацией; обобщением судебной практики, которая также не имеет единообразного подхода к решению освещаемой проблемы, но позволила выделить основные формы проявления «жестокого обращения с ребенком», в результате которые возникают специфические последствия, деформирующие личность ребенка. Сделан вывод, что в целях уголовно-правовой защиты прав ребенка и правильного практического подхода, понятие «жестокое обращение с несовершеннолетним» должно быть законодательно определено, поскольку категоризация рассматриваемого института как «оценочного», сопряжена с риском чрезмерно широкого или же, напротив, чрезмерно узкого его толкования, которое может повлечь злоупотребления в правоприменительной практике, а также оставить виновных безнаказанными, а детей беззащитными.

Поступила: 23.01.2015

Принята к публикации: 02.02.2015

Страницы: 16-25

DOI: 10.11621/npj.2015.0103

Ключевые слова: ребенок; семья; насилие; жестокое обращение; воспитание; физическое и психическое здоровье; моральное развитие

Авторам: Коваль Наталья В.

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 3-8.

В статье рассматриваются вопросы психологических факторов виктимного поведения. Дается определение виктимного поведения и подчеркивается, что такое поведение – это не обязательно пассивное, пассивно-страдательное поведение жертвы. Виктимным может быть и поведение активное, активно- агрессивное. Показано, что асоциальное, девиантное поведение детей и подростков серьезно увеличивает риски виктимности.

Семья, как важнейший институт социализации личности, рассматривается одновременно и как фактор профилактики, и как фактор риска виктимного поведения. Роль семьи в формировании виктимного поведения раскрывается посредством освещения следующих вопросов: агрессивное, конфликтное поведение это личностная склонность или отсутствие «правильных» навыков; взаимозависимость строгости наказания и детской агрессии; наказания за агрессию детей между собой (братья, сестры): каков результат; игнорирование агрессии – действительно ли лучший выход; жертвы сексуального насилия и причины виктимного поведения; демонстративная акцентуация как фактор риска виктимного поведения при изнасиловании; благополучная семья – может ли она быть фактором риска виктимного поведения?

Долгое время считалось, что социально отклоняющееся развитие личности связано со структурной деформаций семьи, под которой понимается просто неполная семья – отсутствие одного из родителей (чаще отца). В настоящее время установлено, что основным фактором негативного влияния семьи на развитие личности является не структурная, а психосоциальная деформация семьи.

Реально благополучная семья, психологически благополучная семья – является краеугольным камнем профилактики виктимного поведения. То, что виктимность поведения в основном определяется личностными качествами, не отменяет этого вывода, но только усиливает его. Потому, что сами эти качества формируются во многом именно в процессе семейной социализации, детерменированы стилями семейного воспитания и особенностями межличностных отношений в ней.

Поступила: 07.12.2014

Принята к публикации: 12.01.2015

Страницы: 3-8

DOI: 10.11621/npj.2015.0101

Ключевые слова: виктимное поведение; виктимология; семья; деформации семьи; агрессия; сексуальное насилие; акцентуации характера

Авторам: Реан Артур Александрович

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Карабанова О. А. Семейное психологическое консультирование — теория, практика, образование // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.104-107.

В статье рассматривается роль семьи в развитии личности в детском возрасте. Выделены основные негативные тенденции развития современной семьи и факторы риска, определяющие актуальность семейного консультирования. Определены основные задачи семейного консультирования и направления совершенствования системы психологической помощи семье.

Страницы: 104-107

Ключевые слова: семья; семейное консультирование; психологическая помощь; дисфункциональная семья; детско-родительские отношения

Авторам: Карабанова Ольга Александровна