ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

family

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Rean Artur A. (2016). Attitude of the youth to the institute of family and family values. National Psychological Journal. 1, 03-08.

The paper draws attention to the large number of divorces in contemporary Russia. It is emphasized that much of them fall on the first years of marriage. However, most of the surveys conducted in recent years have shown that the family is one of the leading positions in the structure of adolescent value. On the basis of this juxtaposition, it is concluded that young people need to be specially trained for family life. Contemporary family and the school cannot cope with this task. We have carried out a large-scale empirical study in eight regions of different federal districts of Russia, the results of which are shown in the paper. Total sample amounted of more than 7,000 people. The sample included respondents from large and small cities in Russia, as well as from the villages of nuclear and one-parent families, families with 1-2 children and also large families.

The research has shown that in the structure of life values the family still occupies the first position. It was also found that the vast majority of respondents emphasize the need to be specially trained for building a family. However, only one third of respondents believe that this can be done by conducting special courses on the family and family life in schools. For the majority of the respondents, their parent family is not a guide or a pattern. The greatest impact on the youth in the process of growing up is produced by mother. Fathers, occupying the second position, prove to be outsiders with a large gap. It was revealed that a generalized portrait of the mother and the father are completely positive, i.e. they do not contain any negative characteristics. The top ten most popular qualities to describe father and mother are the following: kind, reliable, caring, responsible, family-making, smart. Other qualities of the top ten highest priorities differ.

Received: 02/16/2016

Accepted: 03/04/2016

Pages: 3-8

DOI: 10.11621/npj.2016.0101

Keywords: family; values; marriage; divorce; parental portraits; father figure; preparation for family life; family-making;

By: Rean, Artur A.;

Available Online: 07/06/2016

Rean Artur A. (2015). Risk factors of deviant behaviour in the family context. National Psychological Journal. 4, 105-110.

The paper analyzes the problems of deviant and delinquent behaviour from the standpoint of relations theory. The process of socialization is considered as a process of development and purposeful formation of the personality relations system. Deformations in the individual system of social relations can be caused by a number of factors, which include those associated with social institutions such as family and school. The paper emphasizes the determination of anti-social behaviour of juveniles is prioritized by the family of psychosocial strain. An important mechanism of family influence on the development of social deviancy and antisocial behaviour is the emotional neglect of a child, «non-value» attitude. The so-called apathetic or ignoring type of upbringing is most strongly associated with subsequent delinquency. The lack of parental supervision is considered to be more important in delinquency than the adverse socio-economic status. The most important mechanism of negative family influence on the personality development is family socialization on the deviant type. Antisocial values, norms and patterns of behaviour might be acquired through learning and imitation mechanism, if the values and norms are dominant in the family. Adolescent’s representations of the reprimand of the family, parents, involved in adolescent’s behaviour, encourage negative attitudes, reduces the likelihood of further manifestations . If a child has built a negative relationship with one or both parents, if the development of positive self-esteem and I-concept are not supported in the parental estimates, the probability of illegal behaviour increases significantly.

The central place in the system of child and adolescent relations belongs to the mother. Th research shows that the decrease in positive attitudes towards the mother, increasing the negative descriptors in depicting the mother correlates with overall negativism toward all social relations of the individual.

Received: 11/27/2015

Accepted: 12/10/2015

Pages: 105-110

DOI: 10.11621/npj.2015.0410

Keywords: aggression; antisocial behaviour; deviance; delinquency; family strain; the personality relationship; attribution error; family; socialization; social attitudes;

By: Rean, Artur A.;

Available Online: 12/31/2015

Koval’ N.V. (2015). On the necessity to define the notion of «child abuse». National psychological journal. 1 (17), 16-25.

The paper highlights the urgent issues of complex and multifaceted social and legal phenomenon of «child abuse». The definitions of «child abuse» in family law and relevant explanations of the Supreme Court in relation to Article 69 of the Family Code are shown. Within the criminal protection of children, it is determined that erroneous and deliberately incorrect qualification of actions of those responsible for committing child abuse that occurs in the practice of the preliminary investigation and inquiry occurs due to the imperfection of criminal law, including the lack of the concept of «child abuse», which is used as a mandatory feature in the art. 156 of the Criminal Code (failure to child-rearing responsibilities). This gap in the criminal law and personnel incompetence allow the guilty evade responsibility, as they are often refused a suit, or ordered to dismiss the criminal case or termination of proceedings for various reasons. The necessity of a legislative definition of «child abuse», shall be due to the following: analysis of available scientific debate in the doctrine of criminal law, the definition of «child abuse» in Article 156 of the Criminal Code; lighting statistical parameters, confirming the high level of latency of this category of crime, but because of difficulty with their identification and qualification; generalization of judicial practice, which also does not have a uniform approach to solving the problems mentioned above, but allowed to identify the main forms of manifestation of «child abuse» as a result of which there are specific consequences of distorting the child’s personality. Summing up, for the criminal law to protect the rights of the child and the right of a practical approach, the concept of «child abuse» should be legally defined as the category of the legal institution carries risks too broad or, on the contrary, overly narrow its interpretation, which may lead to abuse in law enforcement, as well as leave the guilty unpunished, and defenseless children.

Received: 01/23/2015

Accepted: 02/02/2015

Pages: 16-25

DOI: 10.11621/npj.2015.0103

Keywords: child; family; violence; abuse; education; physical and mental health; moral development;

By: Koval’ N. V.;

Available Online: 03/30/2015

Rean A.A. (2015). Family as a factor of risk prevention and victim behaviour. National psychological journal. 1 (17), 3-8.

The paper examines psychological factors victim behaviour. The definition of victim behaviour is given and it is emphasized that such conduct is not necessarily passive behaviour of the victim. Victimization and behaviour can be active and aggressive. It is shown that antisocial, deviant behaviour of children and adolescents seriously increases the risk of victimization.

Family as the most important institution of socialization is considered both as a preventing factor and risk factor of victim behaviour. The role of the family in shaping the victim behaviour is revealed in the following issues: aggressive, conflict behaviour is personal inclination or absence of the “proper” skills; interdependence of the severity of punishment and child aggression; punishment for child aggression (between siblings): what is the result?; ignoring aggression – is it the best solution?; victims of sexual violence and causes of victim behaviour; demonstrative accentuation as a risk factor in rape victim behaviour; happy family – can it be a risk factor for victim behaviour? For a long time, social deviant personality development has been believed to deal with structural deformation of the family, which is defined as a single-parent family, i.e. absence of one parent (usually the father). It is now proved that the major factor of family negative impact on personal development is not structural but psychosocial family deformation.

A really happy family, psychologically happy family is the cornerstone of preventing victim behaviour. The victim behaviour being mainly determined by personal qualities does not negate this conclusion, but only strengthens it, as the qualities mentioned above are shaped in many respects within family socialization, are determined by family upbringing styles and features of interpersonal relationships inside the family.

Received: 12/07/2014

Accepted: 01/12/2015

Pages: 3-8

DOI: 10.11621/npj.2015.0101

Keywords: victim behaviour; victimology; family; family deformation; aggression; sexual abuse; character accentuation;

By: Rean, Artur A.;

Available Online: 03/30/2015

Karabanova O. A. (2010). Family consulting — theory, practiceeducation.National Psychological Journal,1(3), 104-107

The article is devoted to the role of family in personal development in childhood. Main negative tendencies of family development, risk factors and basic goals of family consulting are defined. We describe the directions to develop the system of psychological help of the family.

Pages: 104-107

Keywords: family; family consulting; psychological support; dysfunctional family; child-parent relations;

By: Karabanova, O. A.;


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2017

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

семья

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Реан А.А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 03-08.

В статье обращается внимание на большое количество разводов в современной России. Подчеркивается, что значительная их часть приходится на первые годы брака. Вместе с тем, большинство опросов, проведенных в предыдущие годы показали, что семья занимает одно из первых мест в структуре ценностей нашей молодежи. На основе этого противоречия делается вывод, что молодежь нужно специально готовить к семейной жизни. Современная семья и школа с этой задачей не справляются. Нами было проведено масштабное эмпирическое исследование в восьми регионах разных федеральных округов России, результаты которого приведены в статье. Общий объем репрезентативной выборки составил более 7000 человек. В выборку вошли респонденты из больших и малых городов России, а также из сел, из полных и неполных семей, из семей с 1–2 детьми и многодетных семей.

Исследование показало, что в структуре жизненных ценностей молодежи семья по-прежнему занимает первое место. Установлено также, что абсолютное большинство респондентов полагает, что нужно специально готовить человека к созданию семьи. При этом только треть опрошенных считает, что это можно сделать посредством преподавания специального курса по вопросам семьи и семейной жизни в школах. Выяснилось, что для большинства респондентов их нынешняя, родительская семья не является ориентиром и образцом. Установлено, что наибольшее влияние на молодежь в процессе их взросления оказывает мать. Отцы, занимая второе место, проигрывают матерям с большим разрывом. Выявлено, что обобщенные портреты матери и отца оказались полностью положительными, то есть они не содержали ни одной негативной характеристики. Общие качества, которые попали в первую десятку наиболее популярных при описании как отца, так и матери, следующие: добрый, надежный, заботливый, ответственный, семейственный, умный. Другие качества из первой десятки наиболее приоритетных в портретах отца и матери различаются.

Поступила: 16.02.2016
Принята к публикации: 04.03.2016
Страницы: 3-8
DOI: 10.11621/npj.2016.0101
Ключевые слова: семья; ценности; брак; развод; портреты родителей; отцовская фигура; подготовка к семейной жизни; семьеведение;
Автор(ы): Реан А.А. ;

Доступно в on-line версии с 06.07.2016

Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 105-110.

В статье с позиций теории отношений анализируются проблемы девиантного и делинквентного поведения. Социализаця рассматривается как процесс становления и целенаправленного формирования системы отношений личности. Деформации в системе социальных отношений личности могут быть обусловлены разными факторами. Важнейшими из них являются факторы, связанные с такими социальными институтами, как семья и школа. Подчеркивается, что в плане детерминации асоциального поведения несовершеннолетних приоритет принадлежит психосоциальной деформации семьи. Важным механизмом влияния семьи на развитие социальных девиаций и асоциального поведения личности является эмоциональное пренебрежение ребенком, «неценностное» отношение к нему. Так называемый безучастный или игнорирующий тип воспитания, наиболее сильно связан с последующей делинквентностью. Отмечается, что недостаточный надзор за ребенком является более важным фактором делинквентности, чем неблагоприятное социально-экономическое положение. Важнейшим механизмом негативного влияния семьи на развитие личности является социализация в семье по отклоняющемуся типу. Асоциальные ценности, нормы и стереотипы поведения могут усваиваться посредством механизма научения и подражания, если такие ценности и нормы являются доминирующими в семье. Представление подростка об отрицательном отношении семьи, родителей, близких к поступку, побуждаемому негативными установками, снижает вероятность его осуществления. Если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей, то вероятность противоправного поведения существенно возрастает.

Показано, что центральное место в системе отношений детей и подростков принадлежит матери. Установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.

Поступила: 27.11.2015
Принята к публикации: 10.12.2015
Страницы: 105-110
DOI: 10.11621/npj.2015.0410
Ключевые слова: агрессия; асоциальное поведение; девиантность; делинквентность; деформации семьи; отношения личности; ошибка атрибуции; семья; социализация; социальные установки;
Автор(ы): Реан А.А. ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Коваль Н.В. К вопросу о необходимости определения понятия «жестокое обращение с ребенком». // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 16-25.

В статье освещаются актуальные вопросы, посвященные сложному и многоаспектному социально-правовому явлению «жестокое обращение с ребенком». Показаны особенности определения данного понятия в семейном законодательстве и соответствующих разъяснениях Верховного Суда, применительно к ст.69 Семейного кодекса РФ. Применительно к уголовно-правовой защите детей, определено, что зачастую ошибочная и преднамеренно неправильная квалификация действий лиц, виновных в совершении жестокого обращения с детьми, которая возникает в практике органов предварительного следствия и дознания, связана с несовершенством уголовного законодательства, в том числе и с отсутствием понятия «жестокое обращение с ребенком», которое используется в качестве обязательного признака в ст. 156 Уголовного кодекса РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию детей). Указанный пробел уголовного закона и кадровая некомпетентность позволяют виновным избежать ответственности, поскольку зачастую в отношении них выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по делу на различных основаниях. Доказывается необходимость законодательного определения понятия «жестокое обращение с детьми», что аргументируется: анализом имеющейся дискуссии ученых в доктрине уголовного права, о дефиниции «жестокого обращения с ребенком» в ст.156 УК РФ; освещением статистических параметров, подтверждающих высокий уровень латентности этой категории преступлений, а потому сложности с их выявлением и квалификацией; обобщением судебной практики, которая также не имеет единообразного подхода к решению освещаемой проблемы, но позволила выделить основные формы проявления «жестокого обращения с ребенком», в результате которые возникают специфические последствия, деформирующие личность ребенка. Сделан вывод, что в целях уголовно-правовой защиты прав ребенка и правильного практического подхода, понятие «жестокое обращение с несовершеннолетним» должно быть законодательно определено, поскольку категоризация рассматриваемого института как «оценочного», сопряжена с риском чрезмерно широкого или же, напротив, чрезмерно узкого его толкования, которое может повлечь злоупотребления в правоприменительной практике, а также оставить виновных безнаказанными, а детей беззащитными.

Поступила: 23.01.2015
Принята к публикации: 02.02.2015
Страницы: 16-25
DOI: 10.11621/npj.2015.0103
Ключевые слова: ребенок; семья; насилие; жестокое обращение; воспитание; физическое и психическое здоровье; моральное развитие;
Автор(ы): Коваль Н. В. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 3-8.

В статье рассматриваются вопросы психологических факторов виктимного поведения. Дается определение виктимного поведения и подчеркивается, что такое поведение – это не обязательно пассивное, пассивно-страдательное поведение жертвы. Виктимным может быть и поведение активное, активно- агрессивное. Показано, что асоциальное, девиантное поведение детей и подростков серьезно увеличивает риски виктимности.

Семья, как важнейший институт социализации личности, рассматривается одновременно и как фактор профилактики, и как фактор риска виктимного поведения. Роль семьи в формировании виктимного поведения раскрывается посредством освещения следующих вопросов: агрессивное, конфликтное поведение это личностная склонность или отсутствие «правильных» навыков; взаимозависимость строгости наказания и детской агрессии; наказания за агрессию детей между собой (братья, сестры): каков результат; игнорирование агрессии – действительно ли лучший выход; жертвы сексуального насилия и причины виктимного поведения; демонстративная акцентуация как фактор риска виктимного поведения при изнасиловании; благополучная семья – может ли она быть фактором риска виктимного поведения?

Долгое время считалось, что социально отклоняющееся развитие личности связано со структурной деформаций семьи, под которой понимается просто неполная семья – отсутствие одного из родителей (чаще отца). В настоящее время установлено, что основным фактором негативного влияния семьи на развитие личности является не структурная, а психосоциальная деформация семьи.

Реально благополучная семья, психологически благополучная семья – является краеугольным камнем профилактики виктимного поведения. То, что виктимность поведения в основном определяется личностными качествами, не отменяет этого вывода, но только усиливает его. Потому, что сами эти качества формируются во многом именно в процессе семейной социализации, детерменированы стилями семейного воспитания и особенностями межличностных отношений в ней.

Поступила: 07.12.2014
Принята к публикации: 12.01.2015
Страницы: 3-8
DOI: 10.11621/npj.2015.0101
Ключевые слова: виктимное поведение; виктимология; семья; деформации семьи; агрессия; сексуальное насилие; акцентуации характера;
Автор(ы): Реан А.А. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Карабанова О. А. Семейное психологическое консультирование — теория, практика, образование // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.104-107.

В статье рассматривается роль семьи в развитии личности в детском возрасте. Выделены основные негативные тенденции развития современной семьи и факторы риска, определяющие актуальность семейного консультирования. Определены основные задачи семейного консультирования и направления совершенствования системы психологической помощи семье.

Страницы: 104-107
Ключевые слова: семья; семейное консультирование; психологическая помощь; дисфункциональная семья; детско-родительские отношения;
Автор(ы): Карабанова О.А. ;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер