ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainAffiliation

Southern Federal University

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Belousova А.K., Evseeva O.E., Nikolaev A.Ur. (2018). Features of personal profile in MMPI males with experience of primary samples of psychoactive substances. National Psychological Journal, 11(2), 66–74

Background. The increase in drug use in the population of Russia and representatives of the youth in particular is a vital issue that is controlled and monitored by the federal state. The rapid rise in drug use in young citizens requires a systematic analysis of the causes, study of criteria and assessment of predisposition for drug use, and also the development of programs to prevent drug addiction in adolescents.

Objective. Determination of the psychological predisposition of young men to psychoactive substances using the personality profile of the Multidisciplinary Method of Personality Inventory (MMPI).

Research Progress. The research was conducted between 2008 and 2010 on the basis of secondary comprehensive schools, cadet corps, secondary professional educational institutions and universities in Rostov-on-Don and the Rostov region, Russia. The sample included 338 males from 15-16 to 22-23 years old, whose average age is 17-18 years. The evaluation of information reported by applicants on the fact of presence / absence of psychoactive substance samples was made based on the results of the psychophysiological test using a polygraph.

Research Results. The results of the MMPI test were statistically analyzed according to the nonparametric Mann-Whitney test, and to a single-factor analysis of variance. The research results show that the scores of the F-scale in the MMPI profile of young males who used psychoactive substances reveal a statistically significant increase (p = 0.008), compared to those who did not use psychoactive substances. The single-factor analysis of the F- MMPI scale did not show a statistically significant difference (p = 0.128).

Conclusion. The paper proposes to consider an increase in the F-scale in the MMPI profile as an indicator of individual predisposition to use psychoactive substances, but not to consider an increase in its indices as a cause that affects primary psychoactive substances in adolescence. The results obtained can be used by practical and clinical psychologists when working with adolescents and youths.

Received: 10/25/2017

Accepted: 12/10/2017

Pages: 66-741

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0208

Keywords: psychoactive substances; psychophysiological investigation using a polygraph; reliability scale (F); late adolescence; psychological predisposition; drug abuse; addiction;

By: ; ; ;

Available Online: 08/01/2018

Ivanov Roman S. (2015). Application of a polygraph detector in diagnosing symptom simulation of the biographical amnesia. National Psychological Journal. 4, 79-90.

The paper considers the first case of using polygraph («lie detector») in the history of Russia for diagnosing possible simulation of auto amnesia symptoms (biographical amnesia).

In recent years, the number of cases of biographical amnesia have increased greatly. Today there are several scientific concepts to explain the amnesia of biographical information using a number of approaches. Some psychiatrists believe that the existence of specified disorder is false. The appeal of scientists to the method of psychophysiological research using the polygraph to diagnose possible simulation of auto amnesia is due to the fact that the object of such research is human memory, i.e. mental process of influenced by different types of amnesia.

This paper describes basic provisions of carrying out technology research for diagnosing possible cases of simulating symptoms of biographical amnesia, highlighting the progress in detail, conditions and results of the performed experiment that showed that the functional status of the patient was unsuitable for using the polygraph. Therefore, to reach a conclusion about the simulation of the symptoms of the disease is not possible.

The most probable causes of this result deal with the assumption about patient taking therapeutically potent drugs that produce a pronounced anti-anxiety effect. Reexamination after the expiration of pharmacological drug term is recommended.

The paper is of practical interest to psychiatrists, experts in the field of medical and clinical psychology, polygraph practitioners.

Received: 03/09/2015

Accepted: 04/24/2015

Pages: 79-90

DOI: 10.11621/npj.2015.0408

Keywords: psychophysiological investigation using a polygraph; auto amnesia; biographical amnesia; psychotherapy; clinical psychology; possible simulation of symptoms;

By: ;

Available Online: 12/31/2015

Ivanov R.S. (2014). Symptom complex as a tool to interpret the results of the psychophysiological detection of deception examination. National Psychological Journal, 3(15), 90-97

The paper presents a scientific approach to interpreting physiological data obtained during the psychophysiological detection of deception procedure. The approach is based on identification of individual form of human physiological response to significant stimulus (i.e. symptom complex).

The author provides a short historical overview of scientific literature about the presence of human physiological ability to respond to a significant stimulus in a certain way due to psychophysiological characteristics of individuals.

It is well known that only significant stimuli can cause pronounced and stable physiological responses from a person during psychophysiological detection of deception examination. However, the recorded physiological activity may be conditioned not only by the significance of the stimulus but also other factors. Therefore, one goal of interpreting the research results is the selection of certain reactions out of the general dynamics of vital physiological background of the human body. The changes of physiological features recorded by the polygraph are conditioned by the stimulus significance but not by other physiological activity of the subject.

The paper contains methods of evaluating the suitability of the functional state of a subject to using the polygraph from the perspective of ergonomics and integrated approach. According to the author during the polygraph testing a psychophysiological experiment should be carried out. Through the performance evaluation it allows to define exactly the functional state of a subject that contributes to detecting his/her physiological responses that describe the significance of presented stimuli (i.e. symptom complex).

For the first time in the scientific literature this paper presents an author’s definition of the symptom complex. Also it gives a detailed description of a symptom complex detection algorithm in the psychophysiological research using the polygraph. The author defines the field of application for the particular individual form of response. The paper is of profound practical and scientific importance for polygraph examiners who work with human resources, assist law enforcement in criminal investigations, conducts internal workplace investigations, perform functions of a forensic expert in court.

Received: 03/14/2013

Accepted: 02/19/2014

Pages: 90-97

DOI: 10.11621/npj.2014.0311

Keywords: polygraph; polygraph examination; lie detector; significance; functional state; complex of physiological reactions;

By: ;


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2020

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяМесто работы

Южный федеральный университет

Публикации

Фильтр
Ru_старый формат:
DOI Number:
  

Белоусова А.К., Евсеева О.Е., Николаев А.Ю. Особенности личностного профиля ММИЛ у юношей с опытом первичных проб психоактивных веществ // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 66–74

Актуальность. Наркотизация населения России, в частности, представителей молодежной среды является актуальной проблемой, находящейся на контроле у государства. Стремительный рост наркотизации юношеского контингента требует системного анализа причин его раннего развития, изучения критериев и показателей оценки готовности личности к употреблению наркотиков, разработки программ по предупреждению наркозависимости в подростковом возрасте.

Цель. Определение особенностей психологической предрасположенности юношей к пробам психоактивных веществ на примере анализа личностного профиля теста Методики многостороннего исследования личности (ММИЛ).

Ход исследования. Исследование проводилось в период с 2008 по 2010 гг. на базе средних общеобразовательных школ, кадетских корпусов, средних профессиональных учебных заведений и вузов г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. Выборка составила 338 человек (юноши от 15–16 до 22–23 лет; средний возраст 17–18 лет). Оценка сообщаемой абитуриентами информации по факту наличия/отсутствия проб психоактивных веществ (ПАВ) проводилось с учетом результатов психофизиологического исследования с применением полиграфа.

Результаты. Результаты теста ММИЛ были подвергнуты статистическому анализу по непараметрическому критерию Манна-Уитни, а также однофакторному дисперсионному анализу. Согласно результатам исследования, показатели шкалы F в профиле ММИЛ у юношей с опытом пробы ПАВ, имеют статистически значимое повышение (р=0,008), по сравнению с лицами, не пробовавшими ПАВ. Однофакторный дисперсионный анализ шкалы F-ММИЛ не показал статистически значимого результата различия (р=0,128).

Выводы. Авторы предлагают рассматривать повышение шкалы F в профиле ММИЛ как показатель индивидуальной предрасположенности к пробам ПАВ, однако не рассматривать повышение ее показателей в качестве причины, оказывающей влияние на первичные пробы ПАВ в юношеском возрасте. Полученные результаты могут быть использованы практическими и клиническими психологами при работе с подростково-юношеским контингентом.

Поступила: 25.10.2017

Принята к публикации: 10.12.2017

Страницы: 66-741

DOI Number: doi: 10.11621/npj.2018.0208

Ключевые слова: психоактивные вещества; психофизиологическое исследование с применением полиграфа; шкала достоверности (F); юношеский возраст; психологическая предрасположенность; наркомания; наркотизм

Автор(ы): Белоусова А.К.; Евсеева Оксана Евгеньевна; Николаев Алексей Юрьевич

Доступно в on-line версии с 01.08.2018

Иванов Р.С. Применение полиграфа в целях диагностики симуляции симптомов биографической амнезии. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 79-90.

В статье рассматривается первый в истории России случай применения полиграфа («детектора лжи») в целях диагностики возможной симуляции симптомов аутоперсонамнезии (биографическая амнезия).

В последнее время число случаев биографической амнезии резко возросло, и они перестали быть редкостью. Сегодня существует несколько конкурирующих научных концепций, по-разному объясняющих феномен биографической амнезии. Однако некоторые психиатры считают, что проявления указанного расстройства является симуляцией. Обращение ученых к методу психофизиологических исследований с применением полиграфа в целях диагностики возможной симуляции аутоперсонамнезии обусловлено тем, что объектом такого исследования является память человека, то есть психический процесс, страдающий при различных видах амнезий.

В работе описаны основные положения технологии исследования в случаях диагностики возможной симуляции симптомов биографической амнезии. Подробно описан ход, условия и результаты проведенного эксперимента, которые показали, что функциональное состояние пациента сделало непригодным применение полиграфа. Поэтому выводов о симуляции симптомов заболевания сделано не было.

В качестве наиболее вероятной причины такого результата рассматривается предположение о приеме пациентом в терапевтических целях сильнодействующих лекарственных препаратов, обладающих выраженным противотревожным эффектом. Рекомендовано повторное исследование после окончания действия фармакологических препаратов.

Публикуемая статья представляет практический интерес для врачей-психиатров, специалистов в области медицинской и клинической психологии, полиграфологов-практиков.

Поступила: 09.03.2015

Принята к публикации: 24.04.2015

Страницы: 79-90

DOI Number: 10.11621/npj.2015.0408

Ключевые слова: психофизиологическое исследование с применением полиграфа; аутоперсонамнезия; биографическая амнезия; психотерапия; клиническая психология; возможная симуляция симптомов заболевания

Автор(ы): Иванов Роман Станиславович

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Иванов Р.С. Индивидуальный симптомокомплекс как инструмент интерпретации результатов психофизиологического исследования с применением полиграфа. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.90-97.

Автор проводит краткий научно-исторический обзор публикаций о наличии у человека способности к физиологическому реагированию на значимый стимул строго определенным образом, обусловленным психофизиологическими особенностями индивидуума. В статье предлагается научный подход к интерпретации физиологических данных, полученных при производстве психофизиологического исследования с применением полиграфа, основанный на выявлении индивидуальной формы физиологического реагирования человека на значимый стимул – симптомокомплекса.

В ходе психофизиологического исследования с применением полиграфа только значимые стимулы могут вызывать у человека выраженные и устойчивые физиологические реакции. Однако регистрируемая физиологическая активность может быть обусловлена не только значимостью стимула. Поэтому одной из задач в ходе интерпретации результатов исследования, является выделение определенных реакций из общей динамики жизненного физиологического фона организма человека. Необходимо обосновать, что регистрируемые полиграфом изменения физиологических показателей действительно обусловлены значимостью стимула, а не иной физиологической активностью организма исследуемого лица.

Работа содержит в себе способы оценки пригодности функционального состояния исследуемого лица к применению полиграфа с точки зрения эргономического и комплексного подхода. По мнению автора, в ходе тестирования на полиграфе необходимо проводить психофизиологический эксперимент, позволяющий через оценку эффективности деятельности, определить именно такое функциональное состояние исследуемого лица, которое позволяет обнаружить у него физиологические реакции, отражающие значимость предъявляемых стимулов – симптомокомплекс.

Впервые в научной литературе дается авторское определение симптомокомплекса и подробно описывается алгоритм его выявления при производстве психофизиологического исследования с применением полиграфа. Определяется область применения выявленной индивидуальной формы реагирования. Статья представляет несомненный практический и научный интерес для полиграфологов, занимающихся кадровой работой, оказывающих содействие в расследованиях или служебных разбирательствах, а также участвующих в судебно-экспертной деятельности.

Поступила: 14.03.2013

Принята к публикации: 19.02.2014

Страницы: 90-97

DOI Number: 10.11621/npj.2014.0311

Ключевые слова: полиграф; тестирование на полиграфе; детектор лжи; значимость; функциональное состояние; комплекс физиологических реакций

Автор(ы): Иванов Роман Станиславович


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер