ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Элемент не найден!

Публикации

Бехоева А.А. Психолого-педагогическая характеристика уровней профессиональной рефлексии у студентов – будущих учителей. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 105-110.

Формирование профессиональной рефлексии будущих учителей приобретает особое значение в контексте модернизации российского образования. Однако, несмотря на глубокую разработанность проблемы рефлексии в отечественной педагогической науке, характеристика уровней развития педагогической рефлексии у будущих педагогов во многом остается фрагментарной.

В статье рассматривается профессионально-педагогическая рефлексия как процесс самопознания учителем сущностных характеристик педагогического труда, кратко охарактеризованы основные теоретико-методологические подходы к ее изучению. Автором описано исследование, целью которого являлось выявление и содержательное описание уровней развития профессионально-педагогической рефлексии у студентов. Исследование строилось в несколько этапов: этап теоретического выделения содержательных компонентов профессионально-педагогической рефлексии, этап формирование исследовательского инструментария, констатирующий и формирующий этапы. Концептуальной основой исследования явилось выявление основных компонентов, определяющих специфику развития профессионально-педагогической рефлексии: мотивационно-целевого, креативно-процессуального, эмоционально-волевого, коммуникативно- технологического и контрольно-оценочного.

На основании эмпирических результатов выделены и охарактеризованы уровни развития профессионально-педагогической рефлексии у студентов – будущих учителей. Показано, что для первого уровня свойственна слабая выраженность профессиональной рефлексии и недифференцированная направленность самосознания, самоанализа и самооценки в процессе деятельности, переход на второй уровень связан с определенностью и организованностью рефлексивной деятельности и характеризуется устойчивой потребностью в профессионально-личностном самосовершенствовании, а показателем третьего уровня является высокая развитость всех компонентов профессиональной рефлексии.

Поступила: 17.02.2014

Принята к публикации: 28.01.2015

Страницы: 105-110

DOI Number: 10.11621/npj.2015.0112

Автор(ы): Бехоева Асия А.

Ключевые слова: профессиональная рефлексия; педагогическое образование; профессиональное становление

Количество показов: 6870

Решетников М.М. Психическое здоровье населения – современные тенденции и старые проблемы. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 9-15.

В статье рассматриваются проблемы психического здоровья населения. Анализируются качественные изменения структуры психопатологии, а также некоторые вопросы развития психиатрии, психотерапии и клинической психологии. Основная часть излагаемого материала посвящена российскому опыту, который рассматривается с учетом общемировых тенденций.

Автор освещает современные тенденции психопатологии. Он пишет об увеличении числа пациентов, нуждающихся в психиатрической или психологической помощи, недостаточном кадровом обеспечении системы охраны психического здоровья, низкой психологической культуре населения, об отсутствии какой-либо системы раннего выявления предрасположенности к психопатологии.

Значительное место в статье уделено проблеме системного кризиса психиатрии. Основная причина внимания к этому кризису, считает автор, связана с ее все более очевидной терапевтической неэффективностью, а, если оценивать этот кризис методологически, с ее подходами к лечению психических расстройств, базирующихся на гипотезах 100-летней давности, которые не прошли испытание временем и не подтверждаются современными методами исследований. Представлены гипотезы о причинах психических расстройств. Среди них теория нервного истощения, гипотеза о том, что психические расстройства связаны с нарушением электрической активности мозга, теория об особой роли лобных долей в возникновении психопатологии, гипотеза о дисбалансе гормонов, как этиологическом факторе развития заболеваний психики и др. Поднимается проблема классификации психических расстройств. Автор обсуждает также вопрос о целесообразности необоснованного назначения химических препаратов, их изолированного и бесконтрольного применения при лечении ряда психических расстройств.

Проведенный автором анализ не претендует на полноту, завершенность и, тем более, на статус единственно верной точки зрения. Скорее, он является приглашением к дискуссии всех заинтересованных сторон – специалистов в области психического здоровья.

Поступила: 20.12.2014

Принята к публикации: 12.01.2015

Страницы: 9-15

DOI Number: 10.11621/npj.2015.0102

Автор(ы): Решетников M.M.

Ключевые слова: психиатрия; психотерапия; психология; рост психопатологии; методологический кризис в психиатрии и психологии; психические расстройства

Количество показов: 6856

Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г., Портнова Ю.М. Особенности организации и оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации (на примере работы психологов при ликвидации пожара в торговом центре «Адмирал» г. Казань). // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 67-73.

В статье используется опыт работы психологической службы МЧС России. Раскрывается понятие экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации, затрагиваются вопросы анализа и прогнозирования риска возникновения неблагоприятных массовых социально-психологических явлений в зоне чрезвычайной ситуации и подходы к управлению рисками.

На примере конкретной чрезвычайной ситуации, вызванной пожаром и обрушением торгового центра «Адмирал» в городе Казань (Республика Татарстан), произошедшей 11 марта 2015 года, рассматриваются основные принципы организации деятельности специалистов психологической службы МЧС России, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также направления работы и задачи, стоящие перед этими специалистами. Излагаются общие подходы к оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим и родственникам погибших и пострадавших при чрезвычайной ситуации и организация такой работы на конкретных участках: непосредственно на месте чрезвычайной ситуации, на телефоне «горячая линия», в бюро судебно- медицинской экспертизы.

Кратко затрагиваются вопросы организации межведомственного взаимодействия специалистов психологической службы МЧС России с другими службами, осуществляющими работу по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и оказанию помощи пострадавшим. Поднимаются вопросы сотрудничества с психологами организаций, входящих в структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с целью обеспечения пролонгированной психологической помощи пострадавшим и родственникам погибших и пострадавших.

В заключение делаются выводы о том, какие факторы в данной конкретной чрезвычайной ситуации могли оказать влияние на психологическое состояние пострадавших.

Поступила: 25.09.2015

Принята к публикации: 03.10.2015

Страницы: 67-73

DOI Number: 10.11621/npj.2015.0307

Автор(ы): Шойгу Юлия Сергеевна; Пыжьянова Лариса Григорьевна; Портнова Юлия Михайловна

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация (ЧС); экстренная психологическая помощь; неблагоприятные социально-психологические последствия; массовые реакции; факторы риска; анализ риска; прогноз риска; безопасность населения

Количество показов: 6803

Березина Т.Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 20-30.

В статье анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной стороны любого акта общения. Утверждается существование трех уровней обмена эмоциями в общении: осознанный – с помощью слов, неосознаваемый – через невербальные составляющие коммуникации (мимику, жесты и т.п.) и бессознательный – посредством обонятельного канала. В качестве механизма бессознательного обмена эмоциями предполагается существование эмоционально-обонятельного языка. Бессознательность передачи предполагает, что, во- первых, эмоции, передаваемые с помощью запахов, могут не осознаваться, но влиять на настроение человека, во-вторых, запахи, передающие эмоции, – не осознаются в качестве ароматов, в-третьих, такая передача не контролируется сознанием. Предполагается, что каждая основная эмоция связанна с конкретным базовым запахом. При переживании человеком такой эмоции изменяется функциональное состояние его организма, что ведет к появлению соответствующего базового запаха. В свою очередь, выделившийся базовый аромат вызывает конкретную основную эмоцию у других людей – ту же самую, что породила его. Выделяются конкретные связки «эмоция-запах». Утверждается, что подобный механизм может лежать в основе феноменов психического заражения, таких как массовая паника и т.п. Высшие чувства также могут быть составлены с помощью сочетания основных эмоций, посредством сочетания базовых запахов передаваться собеседникам по общению и, соответственно, вызывать у них аналогичные переживания. Такая передача может быть основой эмпатии.

Поступила: 03.04.2013

Принята к публикации: 20.08.2013

Страницы: 20-30

DOI Number: 10.11621/npj.2013.0403

Автор(ы): Березина Татьяна Н.

Ключевые слова: общение; обмен эмоциями; базовые эмоции; базовые запахи; эмпатия; бессознательное

Количество показов: 6763

Поликанова И.С., Сергеев А.В. Влияние длительной когнитивной нагрузки на параметры ЭЭГ // Национальный психологический журнал - 2014.- №1 -с.86-94.

Исследовалось влияние длительной когнитивной нагрузки на субъективное состояние (опросник САН) и электрофизиологические показатели (индивидуальный альфа-ритм (ИАР), спектральные характеристики электроэнцефалограммы (ЭЭГ), индекс утомления (ИУ)). Когнитивная, или умственная, нагрузка моделировалась с помощью непрерывного решения испытуемым различных когнитивных заданий, направленных преимущественно на рабочую память и внимание, в течение 2,5 часов. До и после выполнения испытуемым умственной работы проводилась фоновая запись ЭЭГ и заполнение опросника САН. Анализ результатов исследования проводился путем статистического сравнения полученных данных до и после нагрузки.

Результаты исследования показывают, что длительная когнитивная нагрузка значимо отражается на субъективной сфере в снижении самочувствия и активности испытуемого. На электрофизиологическом уровне такая нагрузка приводит к снижению частоты индивидуального альфа ритма, обширному увеличению индекса утомления, а также увеличению средних мощностей тета-, альфа- и бета-ритмов. Таким образом, когнитивная нагрузка отражается в значимых сдвигах динамики мозговой активности, проявляющейся как в достаточно динамичных параметрах, таких как мощности альфа- и бета-ритмов; но также и в более стабильных показателях, как например, индивидуальный альфа-ритм и индекс утомления. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что значительная умственная работа приводит к значимому увеличению мощности медленно-волновой активности мозга и ухудшению субъективного самочувствия. Полученные результаты, с одной стороны, согласуются с литературными данными, а с другой стороны – носят интегративный характер, объединяя данные различных исследований, и таким образом, создают более комплексный взгляд на процесс умственного утомления с точки зрения мозговой динамики.

Поступила: 26.08.2014

Принята к публикации: 30.09.2014

Страницы: 86-94

DOI Number: 10.11621/npj.2014.0109

Автор(ы): Поликанова Ирина Сергеевна ; Сергеев Александр Викторович

Ключевые слова: утомление; когнитивная нагрузка; ЭЭГ; время реакции; индивидуальный альфа ритм; индекс утомления; субъективные показатели

Количество показов: 6751

Макалатия А.Г., Матвеева Л.В. Субъективные факторы притягательности компьютерных игр для детей и подростков. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 15-24.

В статье приводятся данные исследования, в котором определялись место и роль компьютерных игр в жизни детей и подростков, а также выяснялось, как сами играющие оценивают свой опыт восприятия различных аспектов компьютерной игры и игры в целом. В исследовании принимали участие пользователи компьютерных игр в возрасте от 11 до 19 лет. Исследование проводилось методом опросов и интервью. Вопросы касались выделения тех аспектов игр, которые воспринимаются как наиболее важные, притягательные, взывающие наибольший эмоциональный отклик. Они определяют выбор игр, параметров, по которым пользователи оценивают героев игр, отношения представителей данной возрастной группы к играм и то место, которое занимают компьютерные игры в их жизни.

В результате исследования выявлено, что дети и подростки в целом положительно относятся к компьютерным играм, считают их полезной и приятной частью своей жизни, не испытывают стыда и раскаяния из-за потраченного на игры времени, собираются продолжать играть дальше, во взрослой жизни. В играх они учатся общаться и принимать решения. Наиболее важным в плане оценки персонажей игры является их визуальное представление. Внешний вид персонажей игры является одним из основных факторов их привлекательности. Подросткам важна не только эстетическая составляющая визуальных образов, но и их смысловая нагруженность: отражение в визуальных образах характера или образа действий героя. Предпочтение в выборе игр чаще определяется видом и способом действий игрока в игре, а не сюжетно-смысловыми параметрами игры.

Игра дает подросткам возможность попробовать себя в самых разных ситуациях и предоставляет опыт взаимодействия с другими людьми, недоступный в реальной жизни. Компьютерная игра является для них игровой моделью успешной деятельности и, таким образом, может быть использована в качестве средства личностного саморазвития.

Поступила: 30.01.2017

Принята к публикации: 15.02.2017

Страницы: 15-24

DOI Number: 10.11621/npj.2017.0102

Автор(ы): Матвеева Лидия Владимировна ; Макалати Александра Гурамовна

Ключевые слова: компьютерные игры; дети; подростки; формирующая деятельность; субъективная притягательность; identification with game character

Количество показов: 6746

Грушко А.И., Леонов С.В. Использование систем регистрации движений глаз в психологической подготовке спортсменов. Национальный психологический журнал — 2013 — 2 — 106-116

Статья посвящена возможностям применения технологий регистрации движений глаз (айтрекинга) в психологической подготовке спортсменов. Описаны преимущества использования систем айтрекинга в психологии спорта: возможность «увидеть глазами спортсмена» текущую тренировочную и/или соревновательную задачу, возможность совмещения процедуры регистрации движений глаз с другими аппаратурными методами (методами измерения ЭЭГ, КГР, БОС-технологиями, виртуальной реальностью и др.), высокая экологическая валидность проведения экспериментов с использованием мобильных систем трекинга глаз, возможность применения систем трекинга глаз не только в целях диагностики, но и обучения спортсменов. В хронологическом порядке представлены примеры практического внедрения систем айтрекинга в спорте в зарубежной и отечественной психологии: описаны результаты применения систем трекинга глаз в игровых и сложно-координационных видах спорта, единоборствах и других видах спорта.

Приведены результаты экспериментального применения систем регистрации движений глаз в скалолазании. В частности, в работе обсуждается возможность применения технологий айтрекинга в обучении спортсменов эффективным стратегиям зрительного поиска при предварительном просмотре скалолазного маршрута. Приведены результаты экспресс-опроса спортсменов-скалолазов и альпинистов (N=120) о важности предварительного просмотра и анализа скалолазных трасс до их непосредственного прохождения. Эксперимент с применением технологий айтрекинга проводился в условиях тренировки на искусственном рельефе, в исследовании приняли участие 23 спортсмена-скалолаза. В работе использовалась мобильная система трекинга глаз – «Eye-tracking glasses SMI». В результате были выявлены и описаны зрительные стратегии, свойственные спортсменам-скалолазам при предварительном просмотре трасс: «восходящая», «зигзагообразная», «фрагментарная», «последовательная стратегия с проработкой блоков».

Поступила: 10.12.2013

Принята к публикации: 23.12.2013

Страницы: 106-116

DOI Number: 10.11621/npj.2013.0214

Автор(ы): Грушко Алена Игоревна; Леонов Сергей Владимирович

Ключевые слова: регистрация движений глаз; айтрекинг; зрительная стратегия; саккады; фиксации; психология спорта; психология скалолазания и альпинизма

Количество показов: 6732

Первичко Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 39-51.

Часть II. Культурно-деятельностный подход к проблеме стратегий и механизмов регуляции эмоций Первая часть статьи опубликована в №4, 2014 «Национального психологического журнала».

В первой части данной статьи была аргументирована целесообразность разработки структурно-динамической модели регуляции эмоций в теоретико- методологических рамках культурно-деятельностной парадигмы, с построением психологически обоснованной типологии стратегий регуляции эмоций в норме и патологии и выделением психологических механизмов, обеспечивающих возможность регуляции эмоций. Этот вывод был сделан по результатам анализа основных концепций и парадигм, в которых ставится и изучается проблема регуляции эмоций: психоаналитического и когнитивного подходов, концепций эмоционального развития и эмоционального интеллекта, культурно-деятельностного подхода. Была рассмотрена процессуальная модель регуляции эмоций Дж. Гросса, с выделением стратегий регуляции эмоций и оценкой их эффективности. Проанализированы возможности и ограничения модели. На основании обзора исследований был сформулирован вывод, что при имеющемся описании широкого спектра регуляторных стратегий остаётся открытым вопрос о психологических механизмах их становления, а также выбора субъектом при решении конкретных задач.

Введено авторское определение регуляции эмоций, согласно которому она понимается как совокупность психических процессов, психологических механизмов и регуляторных стратегий, которые использует человек для сохранения способности к продуктивной деятельности в ситуации эмоциональной нагрузки; для обеспечения оптимального контроля над побуждениями и эмоциями; для поддержания эмоционального возбуждения на оптимальном для него уровне. Во второй части публикации приводится общее описание стратегий регуляции эмоций, с обоснованием подхода к их типологизации, а также психологических механизмов регуляции эмоций, положенных в основу этой типологизации, – основных элементов структурно-динамической модели регуляции эмоций. Показана теоретико-методологическая обоснованность и эмпирическая продуктивность рассмотрения в качестве центральных механизмов регуляции эмоций знаково-символического опосредствования и личностной рефлексии. Представлен разработанный диагностический комплекс, использование которого позволяет эмпирически выделять и идентифицировать как широкий спектр стратегий регуляции эмоций, так и психологические механизмы, используемые субъектом при решении задачи эмоционального контроля и защиты в эмоциогенных ситуациях.

Описано три класса стратегий регуляции эмоций: когнитивно-неопосредованные, когнитивно-трансформирующие и коммуникативно-экспрессивные.

Поступила: 25.01.2015

Принята к публикации: 02.02.2015

Страницы: 39-51

DOI Number: 10.11621/npj.2015.0105

Автор(ы): Первичко Елена Ивановна

Ключевые слова: высшие психические функции (ВПФ); знаково-символическое опосредствование; рефлексия; регуляция эмоций; когнитивно-неопосредованные стратегии регуляции эмоций; когнитивно-трансформирующие стратегии регуляции эмоций; коммуникативно-экспрессивные стратегии регуляции эмоций

Количество показов: 6686

Доренская С.В., Рикель А.М. Социально-психологические модели трансформации ценностей сотрудников различных организаций. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 93-101.

В статье описывается исследование, направленное на изучение взаимосвязи между воспринимаемой организационной культурой и ценностями сотрудников с различным стажем работы. При взаимодействии организационной культуры и ценностей сотрудника возможно некоторое изменение поведения, ведущее к постепенной трансформации приоритетов, потребностей и мотивов человека. Данный процесс обуславливается временем, необходимым для пересмотра представлений о профессиональной деятельности.

В рамках исследования была выдвинута гипотеза о том, что стаж сотрудников компаний в различных организационных культурах может являться фактором формирования некоторой динамики ценностей сотрудников. Исследование базируется на типологической модели К. Камерона и Р. Куинна, названной «Рамочная конструкция рыночных ценностей», которая позволяет выявить выраженность того или иного типа культуры для определенной компании. Стоит отметить, что трансформация ценностей также может быть связана с возрастными изменениями в убеждениях человека, однако в нашем исследовании внимание было сфокусировано именно на стаже работы сотрудника в определенной компании, так как некоторая динамика в ценностно-смысловой сфере индивида происходит по происшествию достаточно длительного промежутка времени. Более того, данные изменения, по нашему мнению, связаны с процессом интеграции тех ценностей, которые декларирует компания, а это, в свою очередь, отражается и на ценностях персонала. Для изучения ценностей сотрудников был использован метод полуструктурированного интервью, что позволило более детально изучить иерархию ценностей каждого отдельного испытуемого. Также с помощью комплекса методик была выявлена некоторая «трансформация» общих и профессиональных ценностей сотрудников при сравнении ценностей персонала с большим и малым стажем работы. Кроме того, в качестве дополнительной задачи была проверена взаимосвязь между профессиональными и общими ценностями персонала, а также воспринимаемой ими организационной культурой и полом испытуемых. В результате были созданы гипотетические модели, отражающие основные тенденции «изменения» ценностей сотрудников различного стажа работы во взаимосвязи с преобладающим типом организационной культуры компании. Подобные исследования позволяют в дальнейшем выдвинуть гипотезу об изменении личностных структур индивида под воздействием внешних условий.

Поступила: 07.10.2014

Принята к публикации: 20.11.2014

Страницы: 93-101

DOI Number: 10.11621/npj.2014.0410

Автор(ы): Доренская Светлана В. ; Рикель Александр Маркович

Ключевые слова: организационная культура; профессиональные ценности; профессиональные ценности; общие ценности; профессиональный опыт

Количество показов: 6670

Каминский И.В. Различные аспекты психологической подготовки лыжников-гонщиков // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.117-126.

Произошедшая в последние несколько десятилетий модернизация инвентаря и экипировки, а также расширение программы и календаря соревнований существенно отразились на профессиональной деятельности лыжников. В частности, чрезвычайно возросла острота соревновательной конкуренции, поэтому крайне весомая, а иногда и решающая роль стала отводиться психологической готовности спортсмена.

Сегодня лыжные гонки – один из наиболее трудозатратных видов спорта, сопряженный с циклически повторяющимися взрывными сокращениями всех основных мышечных групп и предельными аэробными нагрузками. Характерная двигательная активность отличается значительным однообразием и автоматичностью, потенциально ведущими к негативным психологическим состояниям, на фоне которых падает эффективность выполняемой деятельности. Противостоять данному явлению, в первую очередь, позволяет высокий уровень мотивации спортсмена. Среди параметров сократительной активности наибольшее значение имеет скорость произвольного расслабления (СПР) мышц. СПР определяется функцией тормозных систем центральной нервной системы (ЦНС) и падает на фоне эмоционального стресса, борьба с которым является задачей психологической подготовки (ПП). Обнаруживаются системные связи между различными видами спортивной подготовки, что подводит нас к проблеме наиболее рациональной интеграции ПП в данную систему. Опыт других исследователей указывает на достаточную эффективность использования лыжниками внутреннего диалога и мысленного образа вне зависимости от уровня спортивного мастерства. На основе собственной интерпретации обобщенных данных автором сформулирована гипотеза, согласно которой одной из функций визуализации является трансформация автоматически выполняемых компонентов деятельности в сознательно контролируемые. Ее эффективность может быть увеличена установкой на целенаправленный поиск таких компонентов.

Поступила: 26.10.2013

Принята к публикации: 12.11.2013

Страницы: 117-126

DOI Number: 10.11621/npj.2013.0215

Автор(ы): Каминский Игорь Владиславович

Ключевые слова: внутренний диалог; лыжные гонки; психология спорта; психологическая подготовка спортсменов; саморегуляция; мысленный образ

Количество показов: 6459


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер