ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

творчество

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Медынцев А.А., Сабадош П.А., Коган А.А., Москвина В.Д., Немирова С.А., Каютина Д.В. Роль предвосхищающего внимания в инсайтных и неинсайтных решениях в задаче на решение анаграмм // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 66–77.

Актуальность. В современной науке большой интерес представляют механизмы творческого мышления. Состояние внимания решателя является одним из важных факторов, влияющих на работу интуитивного компонента мышления.

Цель работы. В работе предпринята попытка изучить влияние предвосхищающего внимания на частоту инсайтных и аналитических решений в задаче на решение анаграмм.

Методика. В ходе исследования испытуемые решали два задания, следовавшие друг за другом. В первом задании (задача идентификации стимула) испытуемым предъявлялись стимулы – анаграммы и псевдослова. Задачей испытуемого было верно опознать анаграмму. Во втором задании (если стимулом являлась анаграмма), испытуемый должен был решить анаграмму, отметив при этом было ли решение инсайтным или аналитическим. Анаграмма и псевдослово имели различия в буквенном составе. Испытуемые были разделены на две группы: основную – группу, испытуемым которой о различии между стимулами сообщалось и предлагалось использовать различия для выполнения задачи на лексическое решение и контрольную – группу, испытуемым которой о различии не сообщалось. Ожидалось, что опознание анаграммы в первом задании сформирует у испытуемых основной группы предвосхищающее внимание перед вторым заданием, что скажется на частоте инсайтных решений во втором задании.

Результаты исследования. В ходе исследования для аналитических решений у испытуемых основной группы была обнаружена корреляционная связь между скоростными характеристиками первого и второго заданий. Для инсайтных решений такой связи обнаружено не было.

Выводы. Результаты демонстрируют, что инсайтные и аналитические решения являются результатом двух отдельных процессов, в процессе поиска решения протекающих параллельно.

Поступила: 09.09.2019

Принята к публикации: 16.01.2020

Страницы: 66-77

DOI: 10.11621/npj.2020.0107

Ключевые слова: инсайт; анаграмма; внимание; предвосхищающее внимание; креативность; творчество

Авторам: Медынцев Алексей Алексеевич; Сабадош П. А. ; Коган Алена Андреевна; Москвина Виктория Дмитриевна; Немирова Светлана Андреевна ; Каютина Диана Владимировна

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Айламазьян А.М. Практика музыкального движения как метод самопознания и развития творческой личности // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 114–127

Актуальность (контекст) тематики статьи. Практика музыкального движения (МД) создавалась изначально как художественная и лишь постепенно стала приобретать черты педагогической системы. Со временем появились работы, в которых делались попытки психологического осмысления процессов, происходящих в лоне этой практики: изменения, трансформации восприятия музыки под влиянием движения, формирование выразительного движения и др. Однако более полной рефлексии психологического содержания метода МД проделано не было.

Цель статьи: Представить психологическое описание метода музыкального движения как конкретной практики эстетического воспитания и дать представление о МД как о как о психотехническом методе.

Описание хода исследования. В работе показано, что предметом организации метода МД является не столько движение как таковое, его исполнительская часть, а внутренний, психологический аспект переживания и смыслопорождения. Достижение единства внутреннего и внешнего, переживания и движения, побуждения и действия, смысла и жеста лежит в основе главных целей практики музыкального движения. Музыкально-двигательные упражнения рассматриваются как основной инструмент метода, с помощью которого можно обучаться движению и постигать образы музыкально-двигательных форм. Продемонстрировано, как музыкально-двигательная форма аккумулирует опыт переживания музыки и отражает разные смысловые уровни музыкального содержания: начиная со звукоподражания и ритмической имитации, моделирования эмоциональной интонации и заканчивая бытийным слоем музыки.

Результаты исследования. Цель художественной работы при овладении методом МД совпадает с педагогической задачей: добиться открытости личности, ее глубинной, подлинной включенности в диалог с музыкой посредством движения и жеста. Задача, поставленная в музыкальном движении, – дать двигательный ответ на звучащую музыку, затрагивает мотивационно-ценностную сферу личности. Занятия музыкальным движением представляют собой уникальные ситуации, моделирующие процессы творчества и направленные на становление способности к творческой реализации.

Выводы. Музыкально-двигательное упражнение представляет собой уникальный инструмент, с помощью которого можно обучаться движению и постигать образы музыкально-двигательных форм. Но, прежде всего, в нем аккумулируется опыт переживания музыки. Благодаря восприятию музыкальной формы во всей ее полноте и проникновению в бытийный мир музыки, чувства человека начинают приобретать несвойственную им в обыденной жизни многомерность и особую возвышенность.

Поступила: 11.11.2019

Принята к публикации: 26.11.2019

Страницы: 114-127

DOI: 10.11621/npj.2019.0411

Ключевые слова: эстетическое воспитание; творчество; личность; музыкальное движение; музыкальное переживание; импровизация; смысл; психотехники; культурно-историческая психология

Авторам: Айламазьян Аида Меликовна

Доступно в on-line версии с 31.12.2019