ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Национальный психологический журнал

инклюзивное обучение

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Дамадаева А.С., Бехоева А.А. Проблемы и возможности реализации инклюзивного образования в современном вузе // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 125–133

Актуальность (контекст) тематики статьи. В настоящее время одним из приоритетных направлений реформирования образования является внедрение инклюзивного обучения. И хотя инклюзия не является новым явлением для нашей страны, на пути ее эффективного внедрения существует много трудностей и препятствий. В республиках Дагестан и Чечня опыт инклюзии еще не нашел широкого применения в образовательной практике, и поэтому проблемы и возможности ее реализации на переходном этапе имеют важное значение для перспектив развития этого направления.

Цель работы: на основе анализа опыта использования инклюзивного образования (ИО) за рубежом исследовать проблемы внедрения ИО в систему высшего образования в Республике Дагестан и в Чеченской Республике. Описание хода исследования. Проанализированы и рассмотрены вопросы методологии инклюзивного образования с целью расширения представления о возможностях и порядке работы ИО. В результате социологического опроса выявлена основная проблема, характерная для первой ступени введения инклюзивного образования. Это психологическая неготовность участников инклюзивного процесса к введению такого образования в образовательные организации.

Результаты исследования. Выяснилось, что внедрение инклюзивного образования в Республике Дагестан и в Чеченской Республике связано со многими проблемами. Проведенный опрос позволил выделить основные противоречия образовательной среды вуза, препятствующия введению ИО в обучение студентов с особенностями психофизического развития (ОПФР).

Выводы. Исследование показало необходимость создания в вузах Центра инклюзивного обучения. Предложены основные возможные направления деятельности Центра, его структура, требуемые ресурсы.

Поступила: 25.02.2019

Принята к публикации: 21.08.2019

Страницы: 125-133

DOI: 10.11621/npj.2019.0313

Ключевые слова: инклюзия; инклюзивное обучение; студенты; особенности психофизического развития; адаптация; трансдисциплинарное научное направление

Авторам: Бехоева Асия А.

Доступно в on-line версии с 20.10.2019