ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

Ж. Пиаже

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

А.Н. Ждан. Научный путь Л Ф Обуховой 1960-х – 2010-х годов. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 5-9

Актуальность(контекстстатьиАктуальность статьи определяется вкладом Людмилы Филипповны Обуховой (22.07.1938–20.07.2016) в исследование проблемы возрастного развития психики ребенка. 

Цель работы: воссоздать по личным воспоминаниям портрет Л.Ф.Обуховой, обозначить некоторые черты ее личности, представить важнейшие направления ее исследовательской и педагогической деятельности в области возрастной и общей психологии, показать ее благодарное отношение к людям: родителям, своим учителям, коллегам.

Описание хода исследованияВ статье показывается, что Л.Ф.Обухова после окончания отделения психологии философского факультета МГУ работала в области детской психологии. Она осуществила всесторонний теоретический и экспериментальный анализ женевской школы генетической психологии, созданной выдающимся швейцарским психологом Ж.Пиаже и его последователями. Являясь ученицей П.Я. Гальперина, она работала в русле идей своего учителя, входила в состав его научной школы, читала курсы лекций о созданной им теории и собственными исследованиями внесла значительный вклад в развитие теории Гальперина. Л.Ф.Обухова показала, что среди всех психологических теорий развития психики ребенка концепции Пиаже и Гальперина выделяются в качестве главных подходов к проблеме онтогенетического развития. Каждый из них является плодотворным, но в качестве наиболее перспективного она оценивает культурно-историческую школу Выготского.

Выводы. Плодотворная деятельность в области возрастной психологии, практическая ценность работ, в частности, и в качестве учебных пособий для студентов психологических факультетов вузов позволяют причислить Л.Ф. Обухову к классикам отечественной психологии.

Поступила: 19.06.2019

Принята к публикации: 23.06.2019

Страницы: 5-9

DOI: 10.11621/npj.2019.0202

Ключевые слова: психогенетика; возрастная психология; культурно-историческая психология; парадигма; Гальперин П. Я. ; Выготский Л.С.; Л.Ф. Обухова; Ж. Пиаже

Авторам: Ждан Антонина Николаевна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Г.В. Бурменская. Л. Ф. Обухова: уроки научные и человеческие Еще раз к вопросу о стратегиях исследования умственного развития ребенка. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 10-18

Актуальность. В связи с 80-летним юбилеем крупного российского психолога, профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Л.Ф. Обуховой, представляется актуальным обратиться к анализу одной из наиболее ярких страниц ее научного наследия, связанной с экспериментальным изучением условий и механизмов развития детского мышления.

Цель исследования: рассмотреть в полувековой ретроспективе разработанную Л.Ф. Обуховой на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я Гальперина экспериментальную модель перехода ребенка с одной стадии умственного развития на следующую, сопоставивее с альтернативными подходами, предложенными последователями Ж. Пиаже в женевской психологической школе (Б. Инельдер, М. Бове, Х. Синклер) и в рамках американской когнитивной психологии (Р. Зиглер).

Описание хода исследования (этапы и методы) В ходе исследования проводился сравнительный анализ теоретических оснований и результатов трех подходов к изучению процессов интеллектуального развития ребенка, а также адекватности и полноты понятийного описания психологического содержания соответствующих экспериментальных процедур (формирующего эксперимента, когнитивного научения и микрогенетического наблюдения).

Результаты. Показано, что методика Л.Ф. Обуховой стала первой значительной попыткой воспроизвести в условиях формирующего эксперимента процесс и механизмы перехода ребенка с дооперациональной стадии развития на конкретно-операциональную. Показано расхождение действительного психологического содержания метода «когнитивного научения» с интерпретацией интеллектуального развития как спонтанного процесса. Прослежена эволюция микрогенетического подхода вплоть до современной позиции отождествления процессов развития и обучения. 

Выводы. В отличие от «когнитивного научения» и микрогенетического метода, формирующая модель исследования позволяет в концентрированной форме воссоздавать систему существенных условий познавательного развития, рассеянных в стихийном опыте ребенка и растянутых во времени. 

Поступила: 26.03.2019

Принята к публикации: 04.04.2019

Страницы: 10-18

DOI: 10.11621/npj.2019.0203

Ключевые слова: умственное развитие; психологические механизмы; теория П.Я. Гальперина; Ж. Пиаже; феномены; понимание принципа сохранения; метод когнитивного научения; метод микрогенетического анализа

Авторам: Бурменская Галина Васильевна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019