ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

J. Piaget

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Antonina N. Zhdan. (2019). The scientific career of L. F. Obukhova from the 1960s to the 2010s. National Psychological Journal. 2, 5-9.

Background. Lyudmila Filippovna Obukhova (July 22, 1938 - July 20, 2016) made a great contribution to the study of the developmental psychology.

The Objective is to recreate the portrait of L.F. Obukhova retrieved from her personal memories, to identify some features of her personality, to present the most important areas of her research and teaching job in the field of developmental and general psychology, to show her grateful attitude towards parents, teachers, colleagues.

Design.The paper shows that L.F. Obukhova, after graduating from the Department of Psychology at the Faculty of Philosophy, Moscow Lomonosov State University, worked in the field of child psychology. She carried out a comprehensive theoretical and experimental analysis of the Geneva School of Genetic Psychology, established by the eminent Swiss psychologist J.Piaget and his followers. Being a student of P.Ya. Galperin, she worked in the wake of her teacher’s ideas, was a part of his scientific school, conducted lectures on Galperin’s theory and carried out her own research that made a significant contribution to the development of Galperin’s theory. L.F. Obukhova showed that in the stream of all psychological theories of child development, the concepts of Piaget and Galperin are the main approaches to the issue of ontogenetic development. Both of them are fruitful, but Vygotsky cultural-historical school is the most distinguished.

Results. Fruitful activities in the field of developmental psychology, the practical value of textbooks for psychology students allow us to classify L.F. Obukhov as classical Russian psychologist.

Received: 06/19/2019

Accepted: 06/23/2019

Pages: 5-9

DOI: 10.11621/npj.2019.0202

Keywords: psychogenetics; developmental psychology; cultural-historical psychology; paradigm; Galperin P.Y.; Vygotsky L.S.; Lyudmila Obukhova; J. Piaget;

By: ;

Available Online: 01/30/2019

Galina V. Burmenskaya. (2019). Lydmila Obukhova: scientific and human lessons On the strategies of studying child cognitive development. National Psychological Journal. 2, 10-18.

Background. In connection with the 80thanniversary of a famous Russian psychologist, Professor of Developmental Psychology, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Lyudmila F. Obukhova it is relevant to analyse one of the most striking pages in her scientific heritage associated with her experimental study of the conditions and mechanisms of child thinking development.

The Objective is to consider the experimental model of the child’s transition from one stage of cognitive development to another elaborated by L. F. Obukhova on the basis of Pyotr Ya. Galperin’s theory, and to compare it with two alternative models created by the followers of J. Piaget in the Geneva psychological school (B. Inhelder, M. Bovet, H. Sinclair) and in the framework of American cognitive psychology (R. Siegler).

Design. Comparative analysis of the theoretical foundations and effectiveness of the three approaches to child cognitive development modeling, as well as the adequacy and completeness of the conceptual description of the according three experimental procedures: formative experiment, cognitive learning and microgenetic observation. 

ResultsThe method of L. F. Obukhova was the first significant attempt to reproduce the process and mechanisms of child’s transition from the preoperational stage of development to the operational stage in the conditions of the forming experiment. Using the method of "cognitive learning" allowed identifying the discrepancy between its actual psychological content and the interpretation of intellectual development as a spontaneous process. The evolution of microgenetic approach up to the modern position is traced through the identity of development and learning. 

Concusion. In contrast to the "cognitive learning" and microgenetic analysis method, the forming model of the study allows  recreating essential conditions of child cognitive development that are usually scattered in the spontaneous experience of the child and stretched in time.

Received: 03/26/2019

Accepted: 04/04/2019

Pages: 10-18

DOI: 10.11621/npj.2019.0203

Keywords: cognitive development; psychophysiological mechanisms; P.Ya. Galperin’s theory; J. Piaget; phenomena; conservation principle understanding; cognitive learning method; microgenetic analysis;

By: ;

Available Online: 01/30/2019


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2020

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

Ж. Пиаже

Публикации

Фильтр
Ru_старый формат:
DOI Number:
  

А.Н. Ждан. Научный путь Л Ф Обуховой 1960-х – 2010-х годов. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 5-9

Актуальность(контекстстатьиАктуальность статьи определяется вкладом Людмилы Филипповны Обуховой (22.07.1938–20.07.2016) в исследование проблемы возрастного развития психики ребенка. 

Цель работы: воссоздать по личным воспоминаниям портрет Л.Ф.Обуховой, обозначить некоторые черты ее личности, представить важнейшие направления ее исследовательской и педагогической деятельности в области возрастной и общей психологии, показать ее благодарное отношение к людям: родителям, своим учителям, коллегам.

Описание хода исследованияВ статье показывается, что Л.Ф.Обухова после окончания отделения психологии философского факультета МГУ работала в области детской психологии. Она осуществила всесторонний теоретический и экспериментальный анализ женевской школы генетической психологии, созданной выдающимся швейцарским психологом Ж.Пиаже и его последователями. Являясь ученицей П.Я. Гальперина, она работала в русле идей своего учителя, входила в состав его научной школы, читала курсы лекций о созданной им теории и собственными исследованиями внесла значительный вклад в развитие теории Гальперина. Л.Ф.Обухова показала, что среди всех психологических теорий развития психики ребенка концепции Пиаже и Гальперина выделяются в качестве главных подходов к проблеме онтогенетического развития. Каждый из них является плодотворным, но в качестве наиболее перспективного она оценивает культурно-историческую школу Выготского.

Выводы. Плодотворная деятельность в области возрастной психологии, практическая ценность работ, в частности, и в качестве учебных пособий для студентов психологических факультетов вузов позволяют причислить Л.Ф. Обухову к классикам отечественной психологии.

Поступила: 19.06.2019

Принята к публикации: 23.06.2019

Страницы: 5-9

DOI Number: 10.11621/npj.2019.0202

Ключевые слова: психогенетика; возрастная психология; культурно-историческая психология; парадигма; Гальперин П. Я. ; Выготский Л.С.; Л.Ф. Обухова; Ж. Пиаже

Автор(ы): Ждан Антонина Николаевна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Г.В. Бурменская. Л. Ф. Обухова: уроки научные и человеческие Еще раз к вопросу о стратегиях исследования умственного развития ребенка. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 10-18

Актуальность. В связи с 80-летним юбилеем крупного российского психолога, профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Л.Ф. Обуховой, представляется актуальным обратиться к анализу одной из наиболее ярких страниц ее научного наследия, связанной с экспериментальным изучением условий и механизмов развития детского мышления.

Цель исследования: рассмотреть в полувековой ретроспективе разработанную Л.Ф. Обуховой на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я Гальперина экспериментальную модель перехода ребенка с одной стадии умственного развития на следующую, сопоставивее с альтернативными подходами, предложенными последователями Ж. Пиаже в женевской психологической школе (Б. Инельдер, М. Бове, Х. Синклер) и в рамках американской когнитивной психологии (Р. Зиглер).

Описание хода исследования (этапы и методы) В ходе исследования проводился сравнительный анализ теоретических оснований и результатов трех подходов к изучению процессов интеллектуального развития ребенка, а также адекватности и полноты понятийного описания психологического содержания соответствующих экспериментальных процедур (формирующего эксперимента, когнитивного научения и микрогенетического наблюдения).

Результаты. Показано, что методика Л.Ф. Обуховой стала первой значительной попыткой воспроизвести в условиях формирующего эксперимента процесс и механизмы перехода ребенка с дооперациональной стадии развития на конкретно-операциональную. Показано расхождение действительного психологического содержания метода «когнитивного научения» с интерпретацией интеллектуального развития как спонтанного процесса. Прослежена эволюция микрогенетического подхода вплоть до современной позиции отождествления процессов развития и обучения. 

Выводы. В отличие от «когнитивного научения» и микрогенетического метода, формирующая модель исследования позволяет в концентрированной форме воссоздавать систему существенных условий познавательного развития, рассеянных в стихийном опыте ребенка и растянутых во времени. 

Поступила: 26.03.2019

Принята к публикации: 04.04.2019

Страницы: 10-18

DOI Number: 10.11621/npj.2019.0203

Ключевые слова: умственное развитие; психологические механизмы; теория П.Я. Гальперина; Ж. Пиаже; феномены; понимание принципа сохранения; метод когнитивного научения; метод микрогенетического анализа

Автор(ы): Бурменская Галина Васильевна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер