ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

психология

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Асмолов А.Г. «Психология становится по-настоящему действенной наукой о человеке». Интервью. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 33-35.

Автор отмечает возрастающую роль психологии в жизни современного общества, вхождение ее в общественную жизнь в самых разных ипостасях.

Психология становится по-настоящему «действенной» наукой о человеке. Рассматриваются наиболее существенные достижения современной психологии, такие как формирование практической психологии образования, создание системно-деятельностного подхода к познанию, вхождение психологии в мир когнитивной науки, возникновение психологии чрезвычайных ситуаций и др. Особенно подчеркивается, что сегодня психология стала реальностью и к различным ее направлениям относятся как к «архитектору» собственной ментальной и экономической жизни во всем мире, в том числе, и в нашей стране, психология превращается в конструктивную реконструирующую науку, что видно не только из программ построения стандартов современного образования, но и из программ развития толерантности в обществе как нормы по поддержке многообразия.

Значительное внимание автор уделяет освещению деятельности факультета психологии МГУ имени Ломоносова, как центра психологической науки при всем ее возрастающем многообразии и развитии. Накануне юбилея – 50-летия факультета А.Г. Асмолов, вся жизнь которого была неразрывно связана с этим учебным и научным центром, анализирует его успехи и достижения, его вклад в развитие мировой психологической науки.

Он перечисляет имена наиболее выдающихся выпускников факультета, достигших впечатляющих результатов в различных отраслях психологии, работающих ныне в разных уголках страны и мира. Подчеркивается, что факультет начинает быть «законодателем моды» новых трендов психологической науки. Развиваются такие интересные направления психологии, как психология неопределенности, психология сложности, психология разнообразия и пр. Идеи, развитые на факультете психологии, становятся мировыми идеями.

Поступила: 22.09.2016
Принята к публикации: 26.09.2016
Страницы: 33-35
DOI: 10.11621/npj.2016.0304
Ключевые слова: история психологии; высшая школа; психология; отрасли психологии; психологическая практика;
Автор(ы): Асмолов А.Г.;

Доступно в on-line версии с 30.11.2016

В.П. Зинченко. Блуждание в трех соснах, или Тоска по личности (Из личного архива В.П. Зинченко). // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 49-58.

В статье анализируются многозначные психологические термины: «субъект», «индивид», «личность» и образуемые из них синкреты, например, «личностный субъект», «субъектность личности», «мультисубъектность личности», «личность – атрибут субъекта», «личность индивида» и т.п. Автор пишет, что он, не претендуя на исчерпывающее раскрытие внутренней формы соответствующего слова, попытается выразить свое отношение к подобным синкретам и свое видение взаимоотношений между реальностями, скрытыми за терминами «субъект», «индивид», «личность». При этом он опирается на более ранние культурные традиции их понимания и использования.

Реконструируется трактовка этих терминов Г.Г. Шпетом, М. Хайдеггером, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым и др. Автор утверждает, что ему не удалось найти в работах рассмотренных им авторов сколько-нибудь содержательных связей между понятиями «субъект» и «личность». Да и само понятие «субъект» в них используется настолько широко, что его содержание близко к нулю. Подчеркивается сложность постижения субъекта, приводятся свидетельства этой сложности, которые автор находит в работах ведущих философов и психологов, занимавшихся данной проблемой. В итоге автор пишет, что анализ различных форм рефлексивности и, собственно, лежащих в их основании практик – это, возможно, и есть теория психологии субъекта, если таковая возможна.

Второй член рассматриваемой триады – индивид или индивидуальность, представляет собой и объект, и предмет, и цель бесконечного числа исследований. При этом понятия «субъект» и «личность» не конгруэнтны понятию «индивид», хотя многие попытки определить или охарактеризовать личность отталкиваются именно от индивидуальности. Феномен личности довольно поздний результат человеческого развития.

Автор утверждает, что очевидной, реальной проблемой психологии является наше среднее звено – индивид или индивидуальность. От нее возможны два пути: вниз – к субъекту – функции или к коллекции (коллективу) функций, к подлежащему. И путь вверх – к личности, к коллективу переживаний, к духовности и свободе. Однако выбор не всегда за человеком, но и преуменьшать его стремлений к пределу самопостроения не следует.

Поступила: 03.09.2016
Принята к публикации: 10.09.2016
Страницы: 49-58
DOI: 10.11621/npj.2016.0307
Ключевые слова: психология; субъект; индивид; индивидуальность; личность;
Автор(ы): Зинченко В.П.;

Доступно в on-line версии с 30.10.2016

Мусаева Т.Р. История развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.). // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – С. 124-129.

Средневековье в Азербайджане было прогрессивным периодом в развитии общества, ознаменовавшим новый этап формирования общественной, в том числе психологической мысли. В немалой степени этому способствовал тот факт, что в это время под влиянием объективных исторических причин увеличилось число поэтов и прозаиков, пишущих на родном языке. До этого литературные произведения в Азербайджане создавались в основном, на арабском и фарсидском языках. Параллельно психология проходит этап последовательного обобщения и анализа знаний, накопленных в процессе повседневной деятельности и общения людей друг с другом. Житейские наблюдения и обобщения получают свое дальнейшее развитие в форме психологической мысли, происходит их философское осмысление и выведение общих законов.

В статье показано становление психологической мысли в Азербайджане в контексте освещения обычаев, литературного и культурного наследии азербайджанского народа. Основное внимание уделяется изучению донаучной и научной психологической мысли Азербайджана в различные века, когда она развивалась как одна из областей философии. Раскрываются заслуги таких видных представителей общественной научной мысли, как Бахманьяр, Сираджеддин Урмави, Низами Гянджеви, Насиреддин Туси и других в формировании первых психологических идей в Азербайджане. Показано, что история науки и культуры Азербайджана, в частности, образцы устного народного творчества и литературные источники богаты психологическими мыслями и идеями. Психологические взгляды в Азербайджане имеют древние корни, богатую историю формирования. В статье рассмотрены истоки и история развития психологических идей Азербайджана периода средневековья, продемонстрирована их тесная взаимосвязь с развитием азербайджанской литературы и культуры. Это дает возможность рассматривать науку психологию всесторонне, в комплексе, понять, что легло в основу современной психологической мысли.

Поступила: 25.12.2015
Принята к публикации: 14.03.2016
Страницы: 124-129
DOI: 10.11621/npj.2016.0212
Ключевые слова: психология; история психологии; психологическая мысль; человек; этнопсихология;
Автор(ы): Мусаева Тунзалья Раджаб кызы ;

Доступно в on-line версии с 30.08.2016

Решетников М.М. Психическое здоровье населения – современные тенденции и старые проблемы. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 9-15.

В статье рассматриваются проблемы психического здоровья населения. Анализируются качественные изменения структуры психопатологии, а также некоторые вопросы развития психиатрии, психотерапии и клинической психологии. Основная часть излагаемого материала посвящена российскому опыту, который рассматривается с учетом общемировых тенденций.

Автор освещает современные тенденции психопатологии. Он пишет об увеличении числа пациентов, нуждающихся в психиатрической или психологической помощи, недостаточном кадровом обеспечении системы охраны психического здоровья, низкой психологической культуре населения, об отсутствии какой-либо системы раннего выявления предрасположенности к психопатологии.

Значительное место в статье уделено проблеме системного кризиса психиатрии. Основная причина внимания к этому кризису, считает автор, связана с ее все более очевидной терапевтической неэффективностью, а, если оценивать этот кризис методологически, с ее подходами к лечению психических расстройств, базирующихся на гипотезах 100-летней давности, которые не прошли испытание временем и не подтверждаются современными методами исследований. Представлены гипотезы о причинах психических расстройств. Среди них теория нервного истощения, гипотеза о том, что психические расстройства связаны с нарушением электрической активности мозга, теория об особой роли лобных долей в возникновении психопатологии, гипотеза о дисбалансе гормонов, как этиологическом факторе развития заболеваний психики и др. Поднимается проблема классификации психических расстройств. Автор обсуждает также вопрос о целесообразности необоснованного назначения химических препаратов, их изолированного и бесконтрольного применения при лечении ряда психических расстройств.

Проведенный автором анализ не претендует на полноту, завершенность и, тем более, на статус единственно верной точки зрения. Скорее, он является приглашением к дискуссии всех заинтересованных сторон – специалистов в области психического здоровья.

Поступила: 20.12.2014
Принята к публикации: 12.01.2015
Страницы: 9-15
DOI: 10.11621/npj.2015.0102
Ключевые слова: психиатрия; психотерапия; психология; рост психопатологии; методологический кризис в психиатрии и психологии; психические расстройства;
Автор(ы): Решетников M.M.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Войскунский А. Е. Информационная безопасность: психологические аспекты // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.48-53.

Рассматривается проблематика информационной безопасности в сфере новых технологий. Выдвигается положение о том, что целому ряду детей и подростков не удается перенести в виртуальную среду знакомые им нормы морального поведения, чем отчасти объясняется широкий приток новичков в сетевые сообщества нарушителей норм поведения. Аргументируется необходимость разработки специального обучающего курса, призванного помочь таким детям и подросткам, а также организации повсеместного обучения подрастающего поколения основам кибер-этики. Значение такого обучающего курса иллюстрируется результатами исследования, проведенного в хакерской среде: демонстрируются предпочтительные направления развития хакерского сообщества.

Страницы: 48-53
Ключевые слова: информационная безопасность; компьютерная безопасность; психология; моральное развитие; этика; хакеры; опыт потока;
Автор(ы): Войскунский А. Е.;

Караяни А. Г. О роли психологии в профилактике терроризма // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.37-40.

В статье дается критический анализ состояния разработки проблемы терроризма в психологии. Обосновывается новый подход к пониманию сущности терроризма, путей его профилактики и пресечения.

Страницы: 37-40
Ключевые слова: терроризм; психология; конфликт;
Автор(ы): Караяни А. Г.;

Аракелов Г.Г. Будущее российской психологии – в развитии нейронаук // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.64-70.

В статье даются основные направления и перспективы развития нейронауки, занимающейся проблемами мозговых дисфункций, мышления, памяти, восприятия и переработки информации. Рассматриваются вопросы исследования пластических возможностей мозга взрослого человека, проблемы индивидуального сознания, расшифровки механизмов мышления, новые возможности кросс-культурных исследований. Акцентируется внимание на интересных междисциплинарных исследованиях в области стресса, дистресса и различные психические и психосоматические расстройства, вызываемые ими. Делается вывод, что психология не сможет развиваться без тесного взаимодействия с нейронауками.

Страницы: 64-70
Ключевые слова: психология; психофизиология; нейронауки; мозговая деятельность; мозговые дисфункции;
Автор(ы): Аракелов Г.Г;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер