ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

психология

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Ждан А.Н. Теория и практика в психологическом наследии П.Я. Гальперина. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.33-39

Статья написана в связи со 115-ой годовщиной со дня рождения классика отечественной психологии П.Я. Гальперина (1902–2017). Цель статьи – показать вклад П.Я. Гальперина как в фундаментальную, так и в практико-ориентированную науку, а также продемонстрировать связь этих двух сторон его научного наследия. Раскрывается содержание разработанной им новаторской психологической теории. Выделены ее важнейшие методологические положения, касающиеся понимания предмета и метода психологической науки, вопроса о сущности психического и его месте в мире (психофизическая проблема), вопроса о соотношении психологии и физиологии (психофизиологическая проблема), проблемы инстинктов человека в связи с вопросом об исторической социальной природе сознания. Раскрывается, как ученый рассматривал содержание понятия языкового сознания, вопросы соотношения языка и мышления, принцип единства истории и теории в научном познании. Проанализирована терминологическая работа, проделанная П.Я. Гальпериным, отмечено, что введение новых понятий обогащает и делает более точным понятийный аппарат психологической науки. Показана необходимость каждого методологического положения для решения практических задач. Продемонстрировано единство теоретического и практического аспектов в психологической теории, созданной П.Я. Гальпериным, ее оригинальность и, вместе с тем, преемственная связь с культурно-исторической психологией Л.С. Выготского, с деятельностными концепциями С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Называются конкретные направления, в которых методом поэтапного формирования умственных действий и понятий организуются процессы учения и обучения, раскрываются механизмы перцептивных процессов и одномоментных мыслительных актов, объясняются феномены Ж. Пиаже. В заключение делается вывод о неисчерпаемости возможностей практического использования теории П.Я. Гальперина во всех сферах формирования индивидуального опыта.

Поступила: 19.06.2017
Принята к публикации: 23.06.2017
Страницы: 21-32
DOI: 10.11621/npj.2017.0305
Ключевые слова: история психологии; Гальперин П. Я. ; философия; психология; предмет психологии; научная терминология; ориентировочная деятельность; языковое сознание; биологическое и социальное; общепсихологическая теория деятельности;
Автор(ы): Ждан А.Н. ;

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Асмолов А.Г. «Психология становится по-настоящему действенной наукой о человеке». Интервью. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 33-35.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1878:"<p>
    Автор отмечает возрастающую роль психологии в жизни современного общества, вхождение ее в общественную жизнь в самых разных ипостасях.</p><p>
Психология становится по-настоящему «действенной» наукой о человеке. Рассматриваются наиболее существенные достижения современной психологии,
такие как формирование практической психологии образования, создание системно-деятельностного подхода к познанию, вхождение психологии в мир
когнитивной науки, возникновение психологии чрезвычайных ситуаций и др. Особенно подчеркивается, что сегодня психология стала реальностью и к
различным ее направлениям относятся как к «архитектору» собственной ментальной и экономической жизни во всем мире, в том числе, и в нашей стране,
психология превращается в конструктивную реконструирующую науку, что видно не только из программ построения стандартов современного образования,
но и из программ развития толерантности в обществе как нормы по поддержке многообразия.</p><p>
Значительное внимание автор уделяет освещению деятельности факультета психологии МГУ имени Ломоносова, как центра психологической науки при всем ее
возрастающем многообразии и развитии. Накануне юбилея – 50-летия факультета А.Г. Асмолов, вся жизнь которого была неразрывно связана с этим учебным
и научным центром, анализирует его успехи и достижения, его вклад в развитие мировой психологической науки.</p><p>
Он перечисляет имена наиболее выдающихся выпускников факультета, достигших впечатляющих результатов в различных отраслях психологии, работающих
ныне в разных уголках страны и мира. Подчеркивается, что факультет начинает быть «законодателем моды» новых трендов психологической науки. Развиваются
такие интересные направления психологии, как психология неопределенности, психология сложности, психология разнообразия и пр. Идеи, развитые на
факультете психологии, становятся мировыми идеями.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 22.09.2016
Принята к публикации: 26.09.2016
Страницы: 33-35
DOI: 10.11621/npj.2016.0304
Ключевые слова: история психологии; высшая школа; психология; отрасли психологии; психологическая практика;
Автор(ы): Асмолов А.Г.;

Доступно в on-line версии с 30.11.2016

В.П. Зинченко. Блуждание в трех соснах, или Тоска по личности (Из личного архива В.П. Зинченко). // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 49-58.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2216:"<p>В статье анализируются многозначные психологические термины: «субъект», «индивид», «личность» и образуемые из них синкреты, например, «личностный
субъект», «субъектность личности», «мультисубъектность личности», «личность – атрибут субъекта», «личность индивида» и т.п. Автор пишет, что он,
не претендуя на исчерпывающее раскрытие внутренней формы соответствующего слова, попытается выразить свое отношение к подобным синкретам и
свое видение взаимоотношений между реальностями, скрытыми за терминами «субъект», «индивид», «личность». При этом он опирается на более ранние
культурные традиции их понимания и использования.</p><p>
Реконструируется трактовка этих терминов Г.Г. Шпетом, М. Хайдеггером, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым и др. Автор утверждает, что ему
не удалось найти в работах рассмотренных им авторов сколько-нибудь содержательных связей между понятиями «субъект» и «личность». Да и само понятие
«субъект» в них используется настолько широко, что его содержание близко к нулю. Подчеркивается сложность постижения субъекта, приводятся свидетельства
этой сложности, которые автор находит в работах ведущих философов и психологов, занимавшихся данной проблемой. В итоге автор пишет, что анализ
различных форм рефлексивности и, собственно, лежащих в их основании практик – это, возможно, и есть теория психологии субъекта, если таковая возможна.</p><p>
Второй член рассматриваемой триады – индивид или индивидуальность, представляет собой и объект, и предмет, и цель бесконечного числа исследований.
При этом понятия «субъект» и «личность» не конгруэнтны понятию «индивид», хотя многие попытки определить или охарактеризовать личность отталкиваются
именно от индивидуальности. Феномен личности довольно поздний результат человеческого развития.</p><p>
Автор утверждает, что очевидной, реальной проблемой психологии является наше среднее звено – индивид или индивидуальность. От нее возможны два пути:
вниз – к субъекту – функции или к коллекции (коллективу) функций, к подлежащему. И путь вверх – к личности, к коллективу переживаний, к духовности
и свободе. Однако выбор не всегда за человеком, но и преуменьшать его стремлений к пределу самопостроения не следует.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 03.09.2016
Принята к публикации: 10.09.2016
Страницы: 49-58
DOI: 10.11621/npj.2016.0307
Ключевые слова: психология; субъект; индивид; индивидуальность; личность;
Автор(ы): Зинченко В.П.;

Доступно в on-line версии с 30.10.2016

Мусаева Т.Р. История развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.). // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – С. 124-129.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1929:"<p>
     Средневековье в Азербайджане было прогрессивным периодом в развитии общества, ознаменовавшим новый этап формирования общественной, в том числе психологической мысли. В немалой степени этому способствовал тот факт, что в это время под влиянием объективных исторических причин увеличилось число поэтов и прозаиков, пишущих на родном языке. До этого литературные произведения в Азербайджане создавались в основном, на арабском и фарсидском языках. Параллельно психология проходит этап последовательного обобщения и анализа знаний, накопленных в процессе повседневной деятельности и общения людей друг с другом. Житейские наблюдения и обобщения получают свое дальнейшее развитие в форме психологической мысли, происходит их философское осмысление и выведение общих законов.
</p>
<p>
     В статье показано становление психологической мысли в Азербайджане в контексте освещения обычаев, литературного и культурного наследии азербайджанского народа. Основное внимание уделяется изучению донаучной и научной психологической мысли Азербайджана в различные века, когда она развивалась как одна из областей философии. Раскрываются заслуги таких видных представителей общественной научной мысли, как Бахманьяр, Сираджеддин Урмави, Низами Гянджеви, Насиреддин Туси и других в формировании первых психологических идей в Азербайджане. Показано, что история науки и культуры Азербайджана, в частности, образцы устного народного творчества и литературные источники богаты психологическими мыслями и идеями. Психологические взгляды в Азербайджане имеют древние корни, богатую историю формирования. В статье рассмотрены истоки и история развития психологических идей Азербайджана периода средневековья, продемонстрирована их тесная взаимосвязь с развитием азербайджанской литературы и культуры. Это дает возможность рассматривать науку психологию всесторонне, в комплексе, понять, что легло в основу современной психологической мысли.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 25.12.2015
Принята к публикации: 14.03.2016
Страницы: 124-129
DOI: 10.11621/npj.2016.0212
Ключевые слова: психология; история психологии; психологическая мысль; человек; этнопсихология;
Автор(ы): Мусаева Тунзалья Раджаб кызы ;

Доступно в on-line версии с 30.08.2016

Решетников М.М. Психическое здоровье населения – современные тенденции и старые проблемы. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 9-15.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2032:"<p>
     В статье рассматриваются проблемы психического здоровья населения. Анализируются качественные изменения структуры психопатологии, а также некоторые вопросы развития психиатрии, психотерапии и клинической психологии. Основная часть излагаемого материала посвящена российскому опыту, который рассматривается с учетом общемировых тенденций.
</p>
<p>
     Автор освещает современные тенденции психопатологии. Он пишет об увеличении числа пациентов, нуждающихся в психиатрической или психологической помощи, недостаточном кадровом обеспечении системы охраны психического здоровья, низкой психологической культуре населения, об отсутствии какой-либо системы раннего выявления предрасположенности к психопатологии.
</p>
<p>
     Значительное место в статье уделено проблеме системного кризиса психиатрии. Основная причина внимания к этому кризису, считает автор, связана с ее все более очевидной терапевтической неэффективностью, а, если оценивать этот кризис методологически, с ее подходами к лечению психических расстройств, базирующихся на гипотезах 100-летней давности, которые не прошли испытание временем и не подтверждаются современными методами исследований. Представлены гипотезы о причинах психических расстройств. Среди них теория нервного истощения, гипотеза о том, что психические расстройства связаны с нарушением электрической активности мозга, теория об особой роли лобных долей в возникновении психопатологии, гипотеза о дисбалансе гормонов, как этиологическом факторе развития заболеваний психики и др. Поднимается проблема классификации психических расстройств. Автор обсуждает также вопрос о целесообразности необоснованного назначения химических препаратов, их изолированного и бесконтрольного применения при лечении ряда психических расстройств.
</p>
<p>
Проведенный автором анализ не претендует на полноту, завершенность и, тем более, на статус единственно верной точки зрения. Скорее, он является
приглашением к дискуссии всех заинтересованных сторон – специалистов в области психического здоровья.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 20.12.2014
Принята к публикации: 12.01.2015
Страницы: 9-15
DOI: 10.11621/npj.2015.0102
Ключевые слова: психиатрия; психотерапия; психология; рост психопатологии; методологический кризис в психиатрии и психологии; психические расстройства;
Автор(ы): Решетников M.M.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Войскунский А. Е. Информационная безопасность: психологические аспекты // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.48-53.

a:2:{s:4:"TEXT";s:725:"<p>
    Рассматривается проблематика информационной безопасности в сфере новых технологий. Выдвигается положение о том, что целому ряду детей и подростков не удается перенести в виртуальную среду знакомые им нормы морального поведения, чем отчасти объясняется широкий приток новичков в сетевые сообщества нарушителей норм поведения. Аргументируется необходимость разработки специального обучающего курса, призванного помочь таким детям и подросткам, а также организации повсеместного обучения подрастающего поколения основам кибер-этики. Значение такого обучающего курса иллюстрируется результатами исследования, проведенного в хакерской среде: демонстрируются предпочтительные направления развития хакерского сообщества.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 48-53
Ключевые слова: информационная безопасность; компьютерная безопасность; психология; моральное развитие; этика; хакеры; опыт потока;
Автор(ы): Войскунский А. Е.;

Караяни А. Г. О роли психологии в профилактике терроризма // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.37-40.

a:2:{s:4:"TEXT";s:199:"<p>
    В статье дается критический анализ состояния разработки проблемы терроризма в психологии. Обосновывается новый подход к пониманию сущности терроризма, путей его профилактики и пресечения.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 37-40
Ключевые слова: терроризм; психология; конфликт;
Автор(ы): Караяни А. Г.;

Аракелов Г.Г. Будущее российской психологии – в развитии нейронаук // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.64-70.

a:2:{s:4:"TEXT";s:658:"<p>В статье даются основные направления и перспективы развития нейронауки, занимающейся проблемами мозговых дисфункций,
мышления, памяти, восприятия и переработки информации. Рассматриваются вопросы исследования пластических возможностей мозга взрослого человека, проблемы индивидуального сознания, расшифровки механизмов мышления, новые возможности
кросс-культурных исследований. Акцентируется внимание на интересных междисциплинарных исследованиях в области стресса, дистресса и различные психические и психосоматические расстройства, вызываемые ими. Делается вывод, что психология
не сможет развиваться без тесного взаимодействия с нейронауками.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 64-70
Ключевые слова: психология; психофизиология; нейронауки; мозговая деятельность; мозговые дисфункции;
Автор(ы): Аракелов Г.Г;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер