ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

нейропсихология

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Пуэнте, Антонио Э. «Пусть теория руководит нашим развитием». // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 28-30.

В интервью идет речь об Американской Психологической Ассоциации (АПА) и деятельности Антонио Э. Пуэнте (Antonio E. Puente), PhD на посту президента этой организации. Антонио Пуэнте, доктор философии, профессор психологии Университет штата Северная Каролина в городе Уилмингтон (UNCW) был избран Президентом АПА 2017 года.

Отвечая на вопрос об основных направлениях будущей деятельности Американской Психологической Ассоциации, Антонио Пуэнте обратил внимание на необходимость коренной перестройки работы этой крупнейшей научной и профессиональной организации. Вызвано это прошедшим расследованием и последовавшим за ним «отчетом Хоффмана. После террористических атак 2009 года некоторые психологи (не члены АПА) помогали ЦРУ в получении информации с использованием пыток. Изменения в АПА будут касаться не только бюджета и персонала, но так же ее миссии, целей и ценностей.

Антонио Пуэнте, вслед за Майклом Вертгаймером, считает, что оценить значимость тех или иных современных открытий в области психологии очень сложно. Это возможно будет сделать представителям нового поколения специалистов. Приоритетной отраслью он видит нейропсихологию, которую считает основой всей психологии как науки. Наиболее перспективной областью применения психологии, по мнению А. Пуэнте, является здравоохранение. Применение психологической науки там должно быть более эффективным и рентабельным. Данный подход расширяет значение психологии, помогает улучшить клинические результаты и сократить затраты.

Говоря о наиболее известных российских психологах, А. Пуэнте особо выделил Л.С. Выготского, работы которого он считает чрезвычайно значимыми. Антонио Пуэнте с сожалением констатирует, что, в современном мире наблюдаются самые высокие показатели убийств и самоубийств, массовой стрельбы и психических заболеваний. Поэтому психологи вынуждены признать, что еще не пришли к окончательному пониманию психологических особенностей человека.

Поступила: 03.07.2016

Принята к публикации: 05.07.2016

Страницы: 28-30

DOI: 10.11621/npj.2016.0104

Ключевые слова: Американская Психологическая Ассоциация (АПА); Антонио Э. Пуэнте; перспективы психологии; применение психологии; нейропсихология; Выготский Л.С.

Авторам: Пуэнте Антонио Э.

Доступно в on-line версии с 06.07.2016

Статников А.И. Синдромный анализ трудностей в понимании детьми логико-грамматических конструкций. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 77-86.

В статье описываются результаты исследования механизмов понимания логико-грамматических конструкций учащимися 7-8 лет с речевыми нарушениями и с типичным речевым развитием. В исследовании использовались: компьютеризированные тесты на понимание логико-грамматических конструкций, пробы на серийную организацию движений и речи (традиционные и компьютеризированные) и пробы на оценку уровня развития стратегий переработки зрительно-пространственной информации. Синдромный нейропсихологический анализ полученных результатов позволил прийти к следующим выводам. Во- первых, трудности понимания логико-грамматических конструкций связаны с дефицитом развития зрительно-пространственных функций, что соответствует традиционному для отечественной нейропсихологии представлению. Во-вторых, понимание логико-грамматических конструкций связано также с серийной организацией движений и речи. Характер этих связей отличается от характера связей с уровнем развития стратегий зрительно-пространственного восприятия, что свидетельствует о различном значении данных психических функций для развития процесса понимания грамматически сложных предложений.

Полученные результаты интерпретируются с позиций теории системной динамической локализаций высших психических функций Л.С. Выготского-А.Р. Лурия и модели трех уровней организации речи по А.Р. Лурия и концепции трех уровней синтаксиса Т.В. Ахутиной. Автор предполагает, что операции по грамматическому переструктурированию сложных предложений онтогенетически тесно связаны с функциями серийной организации движений и развиваются на анатомически близком к ним субстрате (заднелобные отделы коры больших полушарий). Другой же аспект понимания логико-грамматических конструкций – нахождение «точки отсчета» и создание асимметризованной квазипространственной структуры, в которой определены тематические роли членов предложения, будет аналогичным образом связан с функциями зрительно-пространственного восприятия и их анатомическим субстратом (теменно-височно-затылочными отделами).

Поступила: 19.05.2015

Принята к публикации: 02.06.2015

Страницы: 77-86

DOI: 10.11621/npj.2015.0208

Ключевые слова: нейропсихология; нейролингвистика; логико-грамматические конструкции; компьютеризированные тесты; младшие школьники; освоение грамматических конструкций младшими школьниками

Авторам: Статников Александр Исакович

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Корсакова Н.К., Ковязина М.С. Новый взгляд на старую проблему: категория «синдром» в психологии. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 66-76.

В статье рассматривается комплекс проблем, относящихся к современному состоянию и использованию категории «синдром», которая до недавнего времени находилась исключительно в поле профессионального внимания медицины и клинической психологии. Однако с конца ХХ века эта категория всё более часто применяется при описании специфических проявлений психики человека в особых обстоятельствах жизни и деятельности в отсутствие признаков болезни и представлена огромным перечнем так называемых «психологических синдромов» нормы. В связи с таким расширением возникает ряд вопросов, касающихся соотношения новых подходов к пониманию категории «синдром» с ранее установившимися представлениями, а также к методологии исследований, определяющей постановку задач, единицы анализа психики и психологические синдромобразующие детерминанты.

Авторы статьи полагают, что отправной точкой для ответов на эти вопросы является методология Л.С. Выготского и созданный на её основе А.Р. Лурией метод синдромного анализа. В статье даётся краткий экскурс в историю «проникновения» понятия «синдром» из медицины в психологию и его наполнения собственным содержанием на основе представлений о системном строении высших психических функций в нейропсихологической парадигме. Обсуждаются основные структурные составляющие синдрома в их системно-динамических взаимосвязях. Особое внимание в описании структуры синдрома уделяется проблеме «фактора» в качестве общей синдромообразующей причины, интегрирующей симптомы в иерархически организованный контур. Анализируются различные аспекты категориальной «нагруженности» фактора, его принадлежности к норме или патологии. В контексте перспектив развития синдромного подхода обозначаются новые по отношению к классическим разработкам вопросы, касающиеся возможной поликаузальности синдрома, включении в него компенсаторных симптомов, необходимости статистической верификации данных, роли индивидуального наблюдения и др. Рассматриваются основные современные направления в изучении различных синдромов с использованием потенциала отечественной методологии синдромного анализа, соответствующей основным принципам постнеклассической модели научной рациональности.

Поступила: 20.02.2015

Принята к публикации: 02.03.2015

Страницы: 66-76

DOI: 10.11621/npj.2015.0207

Ключевые слова: синдром; симптом; фактор; клиническая психология; нейропсихология; психологический синдром

Авторам: Корсакова Наталия Константиновна; Ковязина Мария Станиславовна

Доступно в on-line версии с 30.08.2015