ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Национальный психологический журнал

личности в российской психологии

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Аллахвердов В.М. Психологические школы Москвы и Петербурга – от противостояния к дружбе. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 36-44.

Делается попытка подвести итоги взаимодействия двух самых крупных психологических школ в России – психологических школ Москвы и Санкт- Петербурга. Это всего лишь зарисовка, посвященная 50-летнему юбилею психологических факультетов Москвы и Петербурга, а не исторический труд. Сложные отношения между психологическими школами, берущие начало в далеком прошлом, прошли через разные исторические этапы. Противостояние славянофильской и западнической традиций сказалось на исходном различии этих школ. Возникла оппозиция: или мы изучаем человека во всей его полноте, со всем богатством его субъективного опыта, но теряем в надежности наших высказываний (московский акцент), или мы изучаем человека точно, объективными методами, но теряем в целостности наших представлений (акцент петербургский). Обе психологические школы, пережив подъемы и спады, сохранили свою самобытность и свой акцент в исследованиях. Москвичи в своих исследованиях чаще ориентируются на более крупные проблемы и до сих пор опираются на масштабные идеи Выготского-Леонтьева. Петербуржцы более конкретны, более эмпиричны, но все-таки продолжают с тоской и надеждой думать о создании общей концепции человека, к чему их призывал Ананьев. Сегодня между двумя школами нет никакого противостояния, а лишь одна взаимная любовь.

Поступила: 16.09.2016

Принята к публикации: 27.09.2016

Страницы: 36-44

DOI: 10.11621/npj.2016.0305

Ключевые слова: история психологии; психологические школы; психологические организации; личности в российской психологии

Авторам: Аллахвердов Виктор Михайлович

Доступно в on-line версии с 30.10.2016