ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Национальный психологический журнал

освоение грамматических конструкций младшими школьниками

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Статников А.И. Синдромный анализ трудностей в понимании детьми логико-грамматических конструкций. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 77-86.

В статье описываются результаты исследования механизмов понимания логико-грамматических конструкций учащимися 7-8 лет с речевыми нарушениями и с типичным речевым развитием. В исследовании использовались: компьютеризированные тесты на понимание логико-грамматических конструкций, пробы на серийную организацию движений и речи (традиционные и компьютеризированные) и пробы на оценку уровня развития стратегий переработки зрительно-пространственной информации. Синдромный нейропсихологический анализ полученных результатов позволил прийти к следующим выводам. Во- первых, трудности понимания логико-грамматических конструкций связаны с дефицитом развития зрительно-пространственных функций, что соответствует традиционному для отечественной нейропсихологии представлению. Во-вторых, понимание логико-грамматических конструкций связано также с серийной организацией движений и речи. Характер этих связей отличается от характера связей с уровнем развития стратегий зрительно-пространственного восприятия, что свидетельствует о различном значении данных психических функций для развития процесса понимания грамматически сложных предложений.

Полученные результаты интерпретируются с позиций теории системной динамической локализаций высших психических функций Л.С. Выготского-А.Р. Лурия и модели трех уровней организации речи по А.Р. Лурия и концепции трех уровней синтаксиса Т.В. Ахутиной. Автор предполагает, что операции по грамматическому переструктурированию сложных предложений онтогенетически тесно связаны с функциями серийной организации движений и развиваются на анатомически близком к ним субстрате (заднелобные отделы коры больших полушарий). Другой же аспект понимания логико-грамматических конструкций – нахождение «точки отсчета» и создание асимметризованной квазипространственной структуры, в которой определены тематические роли членов предложения, будет аналогичным образом связан с функциями зрительно-пространственного восприятия и их анатомическим субстратом (теменно-височно-затылочными отделами).

Поступила: 19.05.2015

Принята к публикации: 02.06.2015

Страницы: 77-86

DOI: 10.11621/npj.2015.0208

Ключевые слова: нейропсихология; нейролингвистика; логико-грамматические конструкции; компьютеризированные тесты; младшие школьники; освоение грамматических конструкций младшими школьниками

Авторам: Статников Александр Исакович

Доступно в on-line версии с 30.08.2015