ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяСписок ключевых слов

эффективность психотерапии

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Серых А.Б., Лифинцева А.А. Влияние факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность психотерапии детей и подростков. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 90-96

Статья представляет собой аналитический обзор результатов зарубежных исследований влияния факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность процесса психотерапии детей и подростков. Всего выделено пять групп факторов эффективности этого процесса: процессуальные факторы; факторы, связанные с ребенком/подростком; факторы, связанные с родителями; факторы, связанные с семьей и факторы, связанные с характеристиками специалиста. К «родительским» факторам, оказывающим позитивное влияние на процесс детской и подростковой психотерапии, относятся: родительская самоэффективность, обусловленная убеждениями отца и матери относительно собственной родительской компетентности; вовлечение родителей в процесс психотерапии, обеспечивающее, в том числе, сотрудничество с детским психотерапевтом/психологом; приверженность родителей к психотерапии, позволяющая адаптивным образом изменять их воспитательные тактики и стратегии; адекватные родительские ожидания, коррелирующие с продолжительностью психотерапии ребенка/подростка. Показано, что прогностически неблагоприятными для процесса психотерапии детей и подростков являются такие особенности родителей, как наличие у них психопатологических состояний, ограничивающих возможность позитивных изменений ребенка/подростка; высокий уровень стресса, не позволяющий изменять специфику детско-родительских отношений; неадекватный уровень враждебности и критичности по отношению к ребенку, затрудняющий получение последним нового социального и эмоционального опыта.

В статье отмечается, что недооценка или игнорирование детскими психотерапевтами/психологами факторов эффективности психотерапии детей и подростков, связанных с особенностями их родителей, может привести к преждевременному прекращению самого процесса психотерапии и редукции уже достигнутых позитивных результатов.

Поступила: 16.08.2014
Принята к публикации: 30.09.2014
Страницы: 90-96
DOI: 10.11621/npj.2014.0211
Ключевые слова: психотерапия детей и подростков; эффективность психотерапии; факторы эффективности детской и подростковой психотерапии; приверженность родителей к психотерапии; родительские ожидания; родительский стресс;
Автор(ы): Серых Анна Борисовна; Лифинцева Алла Александровна;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер