ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

coping

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

L’vova Elena N., Shlyagina Elena I., Gusev Aleksei N. (2016). Using the Rosenzweig frustration picture test in the study of coping behaviour in the situation of uncertainty. National Psychological Journal. 1, 19-27.

The paper highlights the relation between the relevance of coping behaviour and increasing interest to phenomena of uncertainty. The reviewing of coping as complicated setting notion including several levels is offered. The relevance of studying conscious and unconscious levels of coping is validated. Using coping questionnaires’ deficit of prognosis validity and the relevancy of using projective methods that are effective and useful in diagnostics of coping’ unconscious components are discussed. Due to the changes in viewing difficult life situations’ range and focusing on subjective perception of difficulties, the frustration situations are reviewed as difficult daily life situations. The Rosenzweig Picture Frustration test could be used for diagnosing coping’ unconscious components that compose meaning set level and coping behaviour basis.

The relations among personal characteristics (tolerance/intolerance to uncertainty, noetic orientations, personal anxiety, locus of control) and three types and three directions of subjects’ responses in test’ situations were examined, generalized linear models were used. The subjects of the research are 199 teachers from secondary schools of Russian Federation, mean age is 40.6 years old. The results showed significant relations between particular personal characteristics and types and directions of the responses: ego-defense type and tolerance to uncertainty, obstacle-dominance type and personal anxiety, intropunitive direction and personal anxiety, obstacledominance type and noetic orientations. The common discussion of current results and results obtained in previous studies demonstrates potential existence of mediating relations between particular coping strategies and types and directions of subjects’ responses in The Rosenzweig Picture Frustration test.

Received: 12/16/2015

Accepted: 12/27/2015

Pages: 19-27

DOI: 10.11621/npj.2016.0103

Keywords: coping; frustration; uncertainty; tolerance to ambiguity; generalized linear model; teachers;

By: ; ; ;

Available Online: 07/06/2016

Soldatova G.U., Rasskazova E.I. (2014). Adolescent security on the Internet: risks, coping and parental mediation. National Psychological Journal, 3(15), 39-51

The paper researches the possibilities and limitations of coping behaviour in children and adolescents on the Internet and the assistance of significant adults (parental mediation) in the context of the new social situation of development mediated by modern information and communication technologies, in particular, by the Internet. The study based on the EUKidsOnline II project was conducted in 11 regions of 7 federal districts of Russia (1025 “parent-child” pairs).

According to the research results the most common risks include dealing with negative sexual content, fraud and identity theft, meetings with online friends. Features of experiences and coping with risks online depend on the adolescent dominating activity on the web: those focused on their studies are less exposed to the risks mentioned, whereas their feelings are deeper and more enduring, they more frequently seek solutions using passive strategies. Those who fall into “content consumers” category are most exposed to the risk of coming across sexual content on the web as actively use various Internet resources including search engines. They experience fewer negative emotions, more frequently they actively seek to solve the problem almost without offline support.

The opportunity of parental mediation at the present moment is rather insignificant: a strategy of prohibitions associated with reduction of collision risks especially for research of teenagers; while the strategy of positive reinforcement and explanation is used effectively with adolescents doing various things on the Internet, it can be associated with a more realistic risk assessment and child using active coping strategies and social support. According to the data received the Internet could be considered as a complex psychological “instrument” that is internalizing by the child in his/her development. This internalization process determines his/her activities and self-regulation including his/her aptitude to coping with difficult life situations.

Received: 11/25/2014

Accepted: 12/06/2014

Pages: 39-51

DOI: 10.11621/npj.2014.0305

Keywords: Online risks; difficult online situation; social situation of development; type of internet users; internet activity; coping; stress;

By: ; ;


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2020

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяСписок ключевых слов

совладание

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Львова Е.Н., Шлягина Е.И., Гусев А.Н. Применение теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в исследовании особенностей совладания в ситуации неопределенности. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 19-27.

В статье подчеркивается актуальность психологии совладания и ее востребованность в связи с возрастающим интересом к феномену неопределенности. Предлагается понимание совладания как сложного установочного образования, обладающего уровневой структурой. Обосновывается необходимость рассмотрения особенностей совладания как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Обсуждается недостаточная прогностическая сила опросных методов, традиционно применяемых для исследования особенностей совладания, и незаслуженный недостаток внимания со стороны исследователей к проективным методам, которые незаменимы при диагностике неосознаваемых компонентов совладания. В связи с изменением представлений о диапазоне трудных жизненных ситуаций и смещением фокуса внимания на субъективное восприятие трудности, предлагается рассмотрение ситуаций фрустрации как повседневных трудных жизненных ситуаций. Содержательно обосновывается возможность применения теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга для диагностики неосознаваемых компонентов совладания. Это уровень изучения смысловых установок, лежащих в основе совладающего поведения.

Представлены результаты эмпирического исследования связей между направлением и типом вербальных реакций во фрустрирующих ситуациях и личностными характеристиками субъекта (толерантность/интолерантность к неопределенности, общая осмысленность жизни, личностная тревожность, уровень субъективного контроля). Участниками выполненного исследования стали 199 педагогов средних образовательных школ, средний возраст 40,6 лет. Было показано существование значимых связей между отдельными типами и направлениями реакций и личностными характеристиками, использовалась процедура «Обобщенные линейные модели». Представленное в статье обсуждение полученных результатов вместе с ранее имевшимися данными показало наличие возможных опосредствованных связей между отдельными стратегиями совладания и типами вербальных реакций по тесту С. Розенцвейга.

Поступила: 16.12.2015
Принята к публикации: 27.12.2015
Страницы: 19-27
DOI: 10.11621/npj.2016.0103
Ключевые слова: совладание; фрустрация; неопределенность; толерантность к неопределенности; обобщенная линейная модель; учителя;
Автор(ы): Шлягина Е. И.; Гусев А.Н.; Львова Елена Николаевна;

Доступно в on-line версии с 06.07.2016

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.39-51.

В статье исследуются возможности и ограничения совладающего поведения детей и подростков в интернете и помощи им со стороны значимых взрослых (родительской медиации) в контексте новой социальной ситуации развития, опосредованной современными инфо-коммуникационными технологиями, в первую очередь, интернетом. Исследование проводилось на основе методологии EUKidsOnline II в 11 регионах 7 Федеральных округов России (1025 пар «родитель-ребенок»). 

Согласно полученным данным, к числу наиболее распространенных рисков относятся столкновение с сексуальным и негативным контентом, мошенничеством и хищением личных данных, встречи с онлайн знакомыми. Особенности переживания и совладания с рисками онлайн зависят от доминирующей деятельности подростка в сети: так, ориентированные на учебу дети наименее подвержены этому риску, но они глубже и длительнее переживают такие ситуации, чаще используют для решения пассивные стратегии. В группу наибольшего риска по встрече с сексуальным контентом в сети попадают «потребители контента», активно использующие различные ресурсы сети, в том числе для поиска. При этом они испытывают меньше негативных эмоций, чаще активно пытаются справиться с проблемой, практически не прибегают к офлайн поддержке.

Возможности родительской медиации на настоящий момент невелики: стратегия запретов связана со снижением вероятности столкновения с рисками, особенно для ориентированных на учебу подростков; тогда как стратегия объяснений и поощрений действенна для подростков, занятых самой разной деятельностью в интернете, связана с более реалистичной оценкой риска и использованием ребенком активных стратегий совладания и социальной поддержки. Интернет для современного подростка выступает как сложно организованное психологическое «орудие», которое присваивается ребенком, задавая особенности его деятельности и саморегуляции, в том числе, его возможности в совладании с трудными жизненными ситуациями.

Поступила: 25.11.2014
Принята к публикации: 06.12.2014
Страницы: 39-51
DOI: 10.11621/npj.2014.0305
Ключевые слова: онлайн-риски; трудная онлайн ситуация; социальная ситуация развития; типы пользователей интернета; пользовательская активность; совладание; стресс;
Автор(ы): Солдатова Г. У.; Рассказова Е.И.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер