ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

инсайт

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Медынцев А.А., Сабадош П.А., Коган А.А., Москвина В.Д., Немирова С.А., Каютина Д.В. Роль предвосхищающего внимания в инсайтных и неинсайтных решениях в задаче на решение анаграмм // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 66–77.

Актуальность. В современной науке большой интерес представляют механизмы творческого мышления. Состояние внимания решателя является одним из важных факторов, влияющих на работу интуитивного компонента мышления.

Цель работы. В работе предпринята попытка изучить влияние предвосхищающего внимания на частоту инсайтных и аналитических решений в задаче на решение анаграмм.

Методика. В ходе исследования испытуемые решали два задания, следовавшие друг за другом. В первом задании (задача идентификации стимула) испытуемым предъявлялись стимулы – анаграммы и псевдослова. Задачей испытуемого было верно опознать анаграмму. Во втором задании (если стимулом являлась анаграмма), испытуемый должен был решить анаграмму, отметив при этом было ли решение инсайтным или аналитическим. Анаграмма и псевдослово имели различия в буквенном составе. Испытуемые были разделены на две группы: основную – группу, испытуемым которой о различии между стимулами сообщалось и предлагалось использовать различия для выполнения задачи на лексическое решение и контрольную – группу, испытуемым которой о различии не сообщалось. Ожидалось, что опознание анаграммы в первом задании сформирует у испытуемых основной группы предвосхищающее внимание перед вторым заданием, что скажется на частоте инсайтных решений во втором задании.

Результаты исследования. В ходе исследования для аналитических решений у испытуемых основной группы была обнаружена корреляционная связь между скоростными характеристиками первого и второго заданий. Для инсайтных решений такой связи обнаружено не было.

Выводы. Результаты демонстрируют, что инсайтные и аналитические решения являются результатом двух отдельных процессов, в процессе поиска решения протекающих параллельно.

Поступила: 09.09.2019

Принята к публикации: 16.01.2020

Страницы: 66-77

DOI: 10.11621/npj.2020.0107

Ключевые слова: инсайт; анаграмма; внимание; предвосхищающее внимание; креативность; творчество

Авторам: Медынцев Алексей Алексеевич; Сабадош П. А. ; Коган Алена Андреевна; Москвина Виктория Дмитриевна; Немирова Светлана Андреевна ; Каютина Диана Владимировна

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

С.М. Чурбанова. Идеи Л. Ф. Обуховой о развитии креативности детей. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 19-24

Актуальность (контексттематики статьиСтатья посвящена идеям Л.Ф. Обуховой об изучении креативности в детском возрасте, о поиске объективных механизмов развития мышления ребенка при решении творческих задач. Написана в рамках подготовки к конференции «Научные чтения памяти профессора Московского университета Л.Ф. Обуховой (1938–2016)» по случаю ее 80-летнего юбилея.

Цель проведенного аналитико-теоретического исследования – переосмысление основных идей Л.Ф. Обуховой об изучении ключевых аспектов детской креативности и системном изучении развития мышления ребенка на основе формирования ориентировки в объекте при работе над задачами «открытого» типа со множеством решений. 

Описание хода исследованияПоследовательно рассмотрены психологические особенности проявления креативности у детей и ее связь с другими психическими процессами: восприятием, эмоциями, интеллектом, воображением. Освещены возрастные пики и спады в развитии креативности дошкольников. Представлен критический анализ проблемы измерения креативности, влияния обучения на развитие детей на основе популярных программ и тренингов креативного мышления. Показана перспективность научного подхода Л.Ф. Обуховой к актуальным проблемам понимания умственного развития ребенка, подхода, находящегося на «пересечении идей» представителей культурно-исторической и естественно-научной парадигм.

Результаты исследованияПоказаны эвристические возможности анализа общего и расхождений у представителей двух основных научных парадигм в современной психологии развития. Согласно Л.Ф. Обуховой, в качестве психологических условий создания множества идей дошкольниками в TorrancePictureConstructionTestвыступают конвергентные стратегии решения, что противоречит гилфордовскому пониманию явлений творчества. Показано, что культурно-историческая парадигма «высвечивает» искусственность деления на факторы единого процесса мышления.

Выводы. Проведенный анализ показал, что недооценивание роли взрослого и средств ориентировки в способах действий при обучении креативности ребенка ведет лишь к частичному решению проблемы, сформулированной Е.П. Торренсом: «Можно ли научить ребенка творчески мыслить?» Построение целостного представления о вероятном механизме творческих процессов приближает к более глубокому пониманию проблемы обучения и развития, отличается трудоемкостью и сложностью в обнаружении искомых форм психологических процессов. 

Поступила: 19.04.2019

Принята к публикации: 24.04.2019

Страницы: 19-24

DOI: 10.11621/npj.2019.0204

Ключевые слова: естественнонаучный подход; гилфордовская концепция дивергентности; развитие креативности; инсайт; продуктивные решения; культурно-историческая концепция; детский возраст; метод планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина; дошкольный возраст; Л.Ф. Обухова

Авторам: Чурбанова Светлана Михайловна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019