ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

postmodernism

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Emelin V.A. (2018). 1968 vs 2018. Fifty Years Later. National Psychological Journal, 4, 50–61.

Background. The main problem the world faces today is the crisis of personal identity. It began with the events of the year 1968 that is considered to be the starting point for the postmodernist worldview and resulted in significant social cultural consequences.

The Objective of the paper is to discuss these consequences, to analyse how the ideas of pluralism, tolerance and the maximum actualisation of personal freedom that lie in the basis of the postmodern society cause radicalism, fanaticism and hypocrisy.

Design. The author examines socially disintegrating and disadaptation-related tectonic societal processes associated with the breakdown of customary values ​​and attitudes, state forms, emergence of radical communities and migration issues, whose consequences are frighteningly unpredictable. It shows that the phenomenon of “escape from freedom” described by E. Fromm was embodied in the rudimentary forms of hyperidentity arising in the technological and information society.

Conclusion. Postmodernism today is becoming a mirror of the permanent crisis, either economic, political, intercultural, inter-ethnic, interconfessional, intergenerational ones. The result of the hopes of the year 1968 was a maladapted post-normal society that lost its ability to invent meanings and constructive models of self-identity further replaced by rigid and rudimentary forms of identity.

Received: 09/14/2018

Accepted: 10/09/2018

Pages: 50-61

DOI: 10.11621/npj.2018.0405

Keywords: the year of 1968; postmodernism; radicalism; hyperidentity; post-normal society; identity; self-identification;

By: ;

Available Online: 12/30/2018

Emelin V.A. (2018) Cyberculture and network libertarianism. National Psychological Journal. 3, 03-11.

Background. Since the end of the 60s of the 20th century, the development of digital technologies has initiated the emergence of a vriety of intellectual movements that shaped the "sociocultural metasoft" of the information society, i.e. cyberculture.

The Objective of the paper is 1. to consider the phenomenon of cyberculture as a consequence of the developed digital technologies in the information society, 2. to show that cyberculture is intertwining ideologies of subcultures whose hallmark is the belief in the boundless possibilities of computer technology in terms of realizing individual freedom.

Design. The paper shows that historically the development of ideological movements of information and network technology users overlapped the postmodern worldview that has become a reflection of the social cultural and technological realities of the information society. The term "libertarianism" is suggested to characterize the ideology of the network community, whose slogan is "information wants to be free". As an illustration of the social cultural implications of digital technologies, the ideology of hackers is highlighted. The later cyberpunk movement which shaped a science fiction trend where human and technological issues are melded and brought to the fore. Cyberpunk should not be identified only with young generaion or science fiction trend, but rather should be deemed as a lifestyle in which computers, network technologies and virtual reality hold a special place.

Conclusion. It should be borne in mind that network libertarianism fueled by postmodern relativism and poststructuralist rhizomorphism turns into traps of total depreciation, becomes an obstacle to the realization of personal choice and promotes development of pathological forms of identity.

Received: 07/13/2018

Accepted: 08/12/2018

Pages: 3-11

DOI: 10.11621/npj.2018.0301

Keywords: digital technologies; cyberculture; cyberpunk; libertarianism; postmodernism; information society ;

By: ;

Available Online: 09/30/2018

Shuvalov Alexander V. (2015). Anthropological aspects of health psychology. National Psychological Journal. 4, 23-36.

The paper presents the results of a theoretical study carried out in the framework of the research project «Determinants of psychological health of the modern person». The issue of psychological health is considered in the context of the anthropological crisis that affects public body and causes a decrease in synergetic social life. On the level of specific manifestations, it is associated with damage to the spiritual and moral sphere, distortion of personal way of life and interpersonal relationships, which leads to a general decline in viability. A growing number of people, whose subjective state can be described as mentally fit, but personally sick is identified. Secondary symptoms of such conditions are depression, aggression, dependent behaviour. However, their essential characteristics are not captured by the existing social psychological, psychological pedagogical and medical psychological concepts and also do not fit the typical description of psychological emotional and/or behavioural disorders. The author adheres to the hypothesis that these states have specific spiritual and psychological conditions and symptoms that deserve scientific analysis and philosophical reflection.

The leitmotif of the paper is the issue of mental health in its scientific and philosophical sense. Representation of health from the standpoint of modern humanitarian knowledge and traditional spiritual culture are generalized. The theory of general psychological health is developed. The main approaches to the problem of psychological health are presented. Comparative analysis of the humanistic and anthropological models of mental health is shown. Correspondence between the anthropological conditions and criteria of mental health concepts of the modern national educational ideal is presented. Educational activity is described as anthropological practice aimed at acquiring by a child the wide range of values as a person. As such, it is the most conducive to maintaining and strengthening the psychological health of students.

Received: 02/25/2015

Accepted: 04/17/2015

Pages: 23-36

DOI: 10.11621/npj.2015.0403

Keywords: mental health; psychological anthropology; subjective reality; traditionalism; postmodernism; anthropological practice;

By: ;

Available Online: 12/31/2015

Emelin V. A.(2010).Terrorism as a radical response to the global crisis of identity.National Psychological Journal,2(4), 47-51

The article examines the relationship between the spread of terrorism and the transformation processes of self-identity in contemporary society. On the example of comparing the post"modern world and fundamentalist ideology shows the contradictory nature of changing patterns of identification.

Pages: 47-51

Keywords: identity; self-identification; migration; information technologies; terrorism; postmodernism;

By: ;


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2020

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

постмодернизм

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Емелин В.А. 1968 vs 2018. Пятьдесят лет спустя // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 50–61.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Главная проблема, с которой столкнулся мир сегодня – это нарастающий кризис личностной идентичности. Начало ему положили события, произошедшие в 1968 году, считающимся точкой отсчета становления постмодернистского мировоззрения, которое привело к значительным социокультурным последствиям.

Цель статьи – обсуждение этих последствий, анализ того, как идеи плюрализма, толерантности и максимальной реализации свободы личности, положенные в основу постмодерного общества, в ходе своего развития порождают формы радикализма, фанатизма и ханжества.

Описание хода исследования. Автор рассматривает происходящие в обществе тектонические по своим масштабам процессы социальной дезинтеграции и дезадаптации, связанные с распадом привычных ценностей и устоев, государственных образований, возникновением радикалистских сообществ и миграционными процессами, последствия которых пугающе не предсказуемы. Он показывает, что описанный Э. Фроммом феномен «бегства от свободы» нашел воплощение в возникших в технологизированном информационном обществе рудиментарных формах гиперидентичности.

Выводы. Постмодернизм сегодня становится зеркалом перманентного кризиса – экономического, политического, межкультурного, межнационального, межконфессионального, межпоколенческого. Итогом надежд 1968 года стало дезадаптированное постнормальное общество, утратившее способность создавать смыслы и конструктивные модели самоидентификации, на смену которым пришли ригидные и рудиментарные формы идентичности.

Поступила: 14.09.2018
Принята к публикации: 09.10.2018
Страницы: 50-61
DOI: 10.11621/npj.2018.0405
Ключевые слова: 1968 год; постмодернизм; радикализм; гиперидентичность; постнормальное общество; идентичность; самоидентификация;
Автор(ы): Емелин В.А.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2018

Емелин В.А. Киберкультура и сетевое либертарианство // Национальный психологический журнал. – 2018. – №3(31). – С. 3-11

Актуальность (контекст) тематики статьи. Начиная с конца шестидесятых годов прошлого века, развитие цифровых технологий стало инициировать возникновение ряда интеллектуальных движений, сформировавших «социокультурный метасофт» информационного общества – киберкультуру.

Цель работы рассмотреть феномен киберкультуры как следствие развития цифровых технологий информационного общества. Продемонстрировать, что в киберкультуре сплетаются идеологии различных субкультур, отличительной чертой которых является вера в безграничные возможности компьютерной техники в плане реализации индивидуальной свободы.

Описание хода исследования. В статье показывается, что исторически формирование интеллектуальных движений, выражающих идеологию пользователей информационных и сетевых технологий, совпало с распространением постмодернистского мировоззрения, ставшим отражением социокультурных и технологических реалий информационного общества. Предлагается применить термин «либертарианство» для характеристики специфики идеологии сетевого сообщества, лозунгом которой стал призыв «информация хочет быть свободной». В качестве иллюстрации социокультурных импликаций цифровых технологий описывается идеологии хакеров, а также более позднего движения «киберпанк», сформировавшего особое направление в научной фантастике, где на передний план выводится проблема взаимопроникновения человеческого и технологического. Отмечается, что киберпанк не следует отождествлять только с молодежным движением или направлением в научной фантастике, а скорее следует рассматривать как стиль жизни, в котором особое место занимают компьютеры, сетевые технологии и виртуальная реальность.

Выводы Следует иметь в виду, что сетевое либертарианство, вдохновленное постмодернистским релятивизмом и постструктуралистским ризоморфизмом, оборачивается ловушками тотального обесценивания, становится препятствием для осуществления личностного выбора и способствует развитию патологических форм идентификации.

Поступила: 13.07.2018
Принята к публикации: 12.08.2018
Страницы: 3-11
DOI: 10.11621/npj.2018.0301
Ключевые слова: цифровые технологии; киберкультура; киберпанк; либертарианство; постмодернизм; информационное общество;
Автор(ы): Емелин В.А.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2018

Шувалов А.В. Антропологические аспекты психологии здоровья. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 23-36.

В статье представлены результаты теоретического исследования, проведенного в рамках научного проекта «Детерминанты психологического здоровья современной личности». Проблема психологического здоровья рассматривается в контексте ситуации антропологического кризиса, который затрагивает общественный организм и влечет за собой сокращение синергийности социальной жизни. На уровне конкретных проявлений он связан с поражением духовно- нравственной сферы человека, искажением личностного способа бытия и межличностных отношений, что приводит к общему снижению жизнеспособности. Растет число людей, чье субъективное состояние можно охарактеризовать как «психически здоров, но личностно болен». Вторичные проявления таких состояний – депрессия, агрессия, зависимое поведение. Однако их сущностные характеристики не улавливаются посредством сложившихся социально- психологических, психолого-педагогических или медико-психологических представлений и не укладываются в рамки типовых описаний психоэмоциональных и/ или поведенческих расстройств. Автор придерживается гипотезы, что упомянутые состояния имеют специфические духовно-психологические предпосылки и проявления, которые заслуживают научного анализа и философского осмысления. 

Лейтмотивом статьи является проблема психологического здоровья в ее научном и мировоззренческом восприятии. Обобщены представления о сути здоровья с позиций современного гуманитарного познания и традиционной духовной культуры. Сформулированы общие положения теории психологического здоровья. Представлены основные подходы к проблеме психологического здоровья. Приведен сравнительный анализ гуманистической и антропологической моделей психологического здоровья. Выявлено соответствие выделенных в рамках антропологической модели условий и критериев психологического здоровья представлениям о современном национальном воспитательном идеале. Педагогическая деятельность описана как антропопрактика, ориентированная на обретение ребенком всей возможной полноты своего существования как человека. В таком виде она максимально благоприятствует сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся.

Поступила: 25.02.2015
Принята к публикации: 17.04.2015
Страницы: 23-36
DOI: 10.11621/npj.2015.0403
Ключевые слова: психологическое здоровье; психологическая антропология; субъективная реальность; традиционализм; постмодернизм; антропопрактика;
Автор(ы): Шувалов А.В.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Емелин В. А. Терроризм как радикальная реакция на глобальный кризис идентичности// Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.47-51.

В статье анализируется связь распространения терроризма с процессами трансформации самоидентичности в современном обществе. На примере сопоставления постмодернистского мировоззрения и фундаменталистской идеологии раскрывается противоречивый характер изменения моделей идентификации.

Страницы: 47-51
Ключевые слова: идентичность; самоидентификация; миграция; информационные технологии; терроризм; постмодернизм;
Автор(ы): Емелин В.А.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2019
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер