ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

успешность

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Тарасова А.А., Шойгу Ю.С. Структура профессионально важных качеств специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 94–106

Актуальность тематики статьи. Специфика профессиональной деятельности специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее – ГИМС МЧС России) предъявляет высокие требования к наличию и уровню выраженности индивидуально-психологических характеристик, способствующих успешности выполнения поставленных задач. Такие индивидуально-психологические характеристики не только важны для работающих специалистов ГИМС МЧС России, но и являются основным критерием при проведении профессионального психологического отбора кандидатов на эту должность.

Цель исследования заключается в выделении профессионально важных качеств, детерминирующих эффективность профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России, выявлении взаимосвязи профессионально важных качеств и успешности выполнения деятельности и определении психологических показателей, отличающихся большей прогностичностью и дифференцирующей способностью по показателю успешности.

Описание хода исследования. Проведен экспертный опрос (n = 40) по выявлению необходимых психологических показателей, способствующих успешности деятельности специалистов ГИМС МЧС России. Проведено психодиагностическое обследование специалистов ГИМС МЧС России (n = 275) на предмет выявления и уровня выраженности необходимых качеств. На основании экспертных оценок выборка разделена на группы успешных и неуспешных, выполнено сравнение полярных групп (критерий Манна-Уитни). С помощью корреляционного анализа (Спирмен) выявлены взаимосвязи успешности деятельности и выделенных профессионально важных качеств. При помощи факторного анализа выявлена структура профессионально важных качеств, способствующих успешности профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России и кандидатов на данную должность.

Результаты исследования позволили установить достоверность различий между полярными группами по следующим психологическим показателям (р ≤ 0,05): базовый интеллект, абстрактное и оперативное мышление, интеллектуальная лабильность, свойства внимания (объем, концентрация, избирательность, распределение), кратковременная и долговременная память, уровень субъективного контроля, конформность, способность к эмпатии, социальная активность, определенным как профессионально важные качества специалистов ГИМС МЧС России. Результаты корреляционного анализа (р = 0,01, р = 0,05) показали, что успешность выполнения профессиональной деятельности специалистами ГИМС МЧС России зависит от наличия и уровня сформированности у них профессионально важных качеств. Установлена структура профессионально важных качеств специалистов ГИМС МЧС России, обладающих дифференцирующей способностью по определению успешности выполнения профессиональной деятельности.

Выводы. Полученные данные являются вкладом не только в психологическое сопровождение работающих специалистов ГИМС МЧС России, но и в оптимизацию профессионального психологического отбора кандидатов на эту должность.

Поступила: 25.02.2020

Принята к публикации: 06.03.2020

Страницы: 94-106

DOI: 10.11621/npj.2020.0109

Ключевые слова: профессиональная деятельность; успешность; профессионально важные качества (ПВК); эффективность деятельности; специалист

Авторам: Тарасова Анастасия Александровна; Шойгу Юлия Сергеевна

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Бухаленкова Д.А., Карабанова О.А. Особенности самооценки у подростков с разным пониманием успеха. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №3(31). – С. 148-157

Актуальность статьи. В условиях межпоколенного ценностного разрыва, транзитивности и высокой социальной неопределенности понимание жизненного успеха как составляющая самоопределения личности приобретает особую актуальность, определяя вектор личностного развития человека.

Целью данного исследования стало изучение связи представлений современных подростков об успехе с самооценкой и оценкой собственной успешности в значимых жизненных сферах: учебно-профессиональной и сфере межличностных отношений. Исследование основывалось на предположении, что представления об успехе как о саморазвитии будут связаны с более высоким уровнем самооценки и оценки своей успешности у подростков.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 500 подростков (291 девушка и 209 юношей), ученики 10-х и 11-х классов московских школ и гимназий (средний возраст 16 лет). Для изучения представлений подростков об успехе был разработан опросник ПУП (представления подростков об успехе). Для изучения самооценки подростков была использована методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, а также специально разработанный опросник для исследования косвенного оценивания подростками своей успешности.

Результаты исследования. Выявлены три модели успеха в представлениях подростков: успех как социальное признание, успех как выполнение внешних социальных требований и успех как саморазвитие и самореализация. Определены различия самооценки подростков с различными представлениями об успехе.

Выводы. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и показало, что различное представление подростков об успехе оказывается тесно связано с самооценкой и оценкой собственной успешности. Понимание подростками успеха как саморазвития и самореализации связано с более высоким уровнем самооценки и оценки собственной успешности, а, следовательно, их психологического благополучия в целом. Подростки, разделяющие модель успеха как выполнение внешних социальных требований, связывают успех как достижение целей с преодолением препятствий и удовлетворением от результата и придают значимость везению и удаче. Для подростков, ориентированных на модель успеха как социального признания, характерна высокая оценка своего авторитета у сверстников, и, соответственно высокая оценка своей успешности в целом.

Поступила: 03.09.2018

Принята к публикации: 16.09.2018

Страницы: 148-157

DOI: 10.11621/npj.2018.0314

Ключевые слова: подростковый возраст; успех; успешность; самооценка; самореализация личности

Авторам: Бухаленкова Дарья Алексеевна; Карабанова Ольга Александровна

Доступно в on-line версии с 30.09.2018