ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Национальный психологический журнал

самоопределение

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

В.С. Собкин, Т.А. Климова. Лев Выготский о романе Андрея Белого «Петербург» (комментарии к рецензии). // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 64-87

Актуальность (контексттематики статьи. Настоящая публикация продолжает цикл работ, посвященных комментариям к статьям Л.С. Выготского в еженедельнике «Новый путь» (Собкин, Климова, 2016; Собкин, Климова, 2017; Собкин, Климова 2018). Настоящая статья, помимо рецензии Выготского на роман Андрея Белого «Петербург», содержит наши комментарии к ней. Рецензия представляет безусловный интерес как материал для понимания особенностей биографии крупнейшего психолога ХХ века.

Цель статьи – обеспечить современному читателю смысловое понимание, как текста рецензируемого романа, так и особого этапа личностного, национального и религиозного самоопределения выдающегося психолога ХХ века – Льва Семеновича Выготского.

Описание хода исследования. При работе над комментариями использовались традиционные историко-филологические методы анализа текстов и особые техники чтения, направленные на выявление скрытых и неявных цитирований, содержащихся в рецензии Л.С. Выготского. Мы постарались удерживать как минимум несколько ракурсов интерпретации. Один из них касается художественных особенностей романа, связанных со своеобразием эстетики символизма. Другой ракурс связан с религиозно-философской проблематикой, определяющей мировоззренческую позицию автора романа. Третий – касается широкого круга вопросов, связанных с проблематикой антисемитизма. 

Результаты исследования. В комментариях мы стремились дать читателю возможность почувствовать остроту той политической ситуации, тех идеологических разногласий среди российской интеллигенции, в которой был создан роман и написана данная рецензия. Особое внимание мы попытались уделить содержательным моментам, касающимся фиксации ряда психологических феноменов (в первую очередь, сознания, смыслового понимания) и тех методологических принципов, которые в дальнейшем будут использованы Л.С. Выготским в его собственно психологических научных исследованиях.

Выводы.На наш взгляд, проведенный в статье анализ рецензии Л.С. Выготского будет способствовать уточнению своеобразия культурно-исторического подхода Выготского-психолога. 

Поступила: 23.03.2019

Принята к публикации: 06.04.2019

Страницы: 64-87

DOI: 10.11621/npj.2019.0211

Ключевые слова: символизм; художественные особенности текст; антисемитизм; сионизм; сознание; самоопределение; Выготский Л.С.

Авторам: Собкин Владимир Самуилович; Климова Татьяна Анатольевна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.144-150

«Самоопределение» понимается как поиск и постоянное уточнение смысла будущей жизнедеятельности. Самоопределиться, значит сделать определенный выбор. Это может быть выбор профессии («профессиональное самоопределение»), выбор нравственной позиции («личностное самоопределение»), выбор своего места в обществе, связанный с образом и стилем жизни, со статусом в различных социальных группах («социальное самоопределение»), выбор вариантов проведения досуга («досуговое самоопределение») или даже выбор типа семейных взаимоотношений («семейное самоопределение») и др. Рассматриваются эти разные варианты самоопределения и отмечается не только их взаимосвязь, но и возможные противоречия.

Освещены обобщенные варианты и методы ориентировки в различных «пространствах» самоопределения. Сами психологические «пространства» рассматриваются как метафора, отражающая и упорядочивающая некое поле поиска смыслов самоопределения. Каждое такое «пространство» строится по определенному принципу, определяемому теми критериями, которые положены в его основу. Психологических «пространств» может быть множество, и в этом множестве самоопределяющейся личности надо уметь ориентироваться. Выделены основные группы, на которые можно условно разбить психологические «пространства» самоопределения, в частности, типология вариантов планирования жизни и карьеры, типологии видов трудовой деятельности, типологии профессий. Подчеркивается, что самоопределяющемуся человеку важно понять, что станет смыслом его будущей профессиональной деятельности, и насколько все это будет соответствовать/не соответствовать другим его жизненным замыслам. Представлены различные методы, позволяющие человеку самоориентироваться (по сути, самоопределяться) в сложных «пространствах» карьерных и жизненных выборов. Особое внимание уделяется самоопределению детей в подростковом возрасте. Обозначена созвучность многих современных подходов в профориентации идеям П.Я. Гальперина об «ориентировках».

Поступила: 13.04.2017

Принята к публикации: 27.04.2017

Страницы: 144-150

DOI: 10.11621/npj.2017.0316

Ключевые слова: самоопределение; психологические «пространства» выбора; смысл профессиональной деятельности

Авторам: Пряжников Николай Сергеевич

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.104-110.

В статье обсуждается теоретико-методологическая основа Программы развития универсальных учебных действий как психолого-педагогической составляющей проекта федерального государственного стандарта общего образования для старшей ступени – учение о психологическом возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и концепция развивающего обучения, созданная в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Выделены основные виды универсальных учебных действий, определены их характеристики и критерии сформированности для старшего подросткового и юношеского возраста.

Страницы: 104-110

Ключевые слова: системно-деятельностный подход; психологический возраст; универсальные учебные действия; самоопределение; коммуникативные действия; познавательные действия; регулятивные действия

Авторам: Асмолов Александр Григорьевич; Бурменская Галина Васильевна; Володарская Инна Андреевна; Карабанова Ольга Александровна; Молчанов Сергей Владимирович; Салмина Нина Гавриловна