ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

младший школьный возраст

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Горлова Е.Л. Психологический возраст ребенка как основание для проектирования стратегий развития родительской компетентности // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.134-141.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2716:"<p>В последние годы, школьный стресс и страх школы у детей – довольно частые поводы для обращения родителей младших школьников за психологической
помощью. Ребенок не справляется с возрастающими год от года требованиями к интеллектуальному потенциалу, произвольности поведения. Родители
связывают неуспех ребенка с психологической незрелостью, инфантильностью и занимают выжидательную позицию – ребенок сам повзрослеет и все трудности
сами закончатся. Однако, приняв такую позицию, родители часто усугубляют неуспешность ребенка, считая нарастание жалоб учителя и усиление поведенческих
нарушений у ребенка признаками своей собственной родительской несостоятельности. Другая причина дисфункции родительской позиции – это отсутствие
общепризнанных приоритетов возрастного развития ребенка. Родители испытывают значительные сложности в самостоятельном определении узловых
критериев возрастного развития.</p><p>
Наиболее яркие феномены младшего школьного возраста (теоретическое мышление, интеллектуальная рефлексия, субъект учебной деятельности,
произвольность психических функций) связаны с овладением учебной деятельностью. Родители оказываются исключенными из этой сферы по объективным
обстоятельствам. Существует целый ряд ограничений в реализации компетентной родительской позиции при создании индивидуальной социальной ситуации
развития ребенка на начальном этапе обучения.</p><p>
На основе анализа литературных источников и собственной практики психологической помощи мы связываем данные ограничения с отсутствием у современных
родителей согласованных ориентирующих образов в отношении значимых (приоритетных) задач возрастного развития ребенка. В основе нашего исследования
лежит гипотеза о том, что психологический возраст ребенка и этапы развития возрастного психологического новообразования являются регуляторами
родительской позиции.</p><p>
В работе представлены результаты констатирующего этапа исследования психологического возраста детей на начальном этапе обучения, раскрыты основания
для выделения детей трех психологических возрастов – вошедших в кризис семи лет («кризисных»), посткризисных и стабильных. Описано содержание
формирующей программы развития родительского взаимодействия, соразмерного психологическому возрасту детей и этапам преемственности в развитии
возрастных психологических новообразований. На основе повторной диагностики детей сделаны выводы о результативности предложенной стратегии развития
родительской компетентности.</p><p>
Наше исследование показало, что критерии психологического возраста детей можно рассматривать в качестве оснований для формирования компетентного
выбора взрослыми стратегий родительско-детского взаимодействия.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 22.10.2013
Принята к публикации: 19.01.2014
Страницы: 134-141
DOI: 10.11621/npj.2013.0217
Ключевые слова: индивидуальная социальная ситуация развития; психологический возраст; возрастное психологическое новообразование; кризис семи лет; младший школьный возраст; произвольное структурирование; родительская позиция;
Автор(ы): Горлова Е.Л.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер